О том, как Росимущество пытается "оздоровить" электронные торговые площадки

Недавно я писал о том, как все не просто складывается с электронными площадками, проводящими торги в рамках исполнительного производства (торги арестованным имуществом): они ничем не регулируются, никем не контролируются и "ломят" деньги за свою работу. Однако оказывается, что Росимущество при поддержке ФАС России пытается "закрутить гайки" и отсечь от проведения торгов практически все электронные площадки, оставив только восемь самых надежных. Многим электронным площадкам и, соответственно, работающим с ними в паре организаторам торгов это не нравится. Спор между ними дошел до суда и пока Росимущество проигрывает эту битву.

О том, как Росимущество пытается "оздоровить" электронные торговые площадки

Предыстория

Как я писал в прошлый раз, по торгам, проводимым в рамках исполнительного производства, организаторами торгов выступают коммерческие организации, выбираемые Росимуществом на конкурсной основе. По результатам закупки, проводимой в соответствии с Законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ), с организаторами торгов заключаются государственные контракты. Именно организаторы торгов потом выбирают электронные площадки, на которых будут проводиться торги. При этом действующим законодательством не определен порядок выбора электронной площадки. Соответственно, организаторы торгов свободны в таком выборе.

Однако в письме Росимущества от 29.04.2022 № МИ-12/19297, направленном руководителям территориальных органов Росимущества, указано, что с 01.10.2022 в проекты государственных контрактов целесообразно включать положение, согласно которому организатор торгов обязан во всех случаях привлекать операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-Р.

Получается, что Росимущество дало указание, чтобы организаторы торгов проводили торги только на восьми электронных площадках, которые ранее были выбраны Правительством РФ для проведения торгов в рамках Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) и Закона о закупках (№ 223-ФЗ). Среди них: Сбербанк - АСТ, РТС – тендер, Единая электронная торговая площадка, Российский аукционный дом. В принципе, они - самые надежные электронные площадки.

Росимущество приняло такое решение на основании письма ФАС России от 04.04.2022 № ПИ/31637/22, в котором было указано на целесообразность включения такого положения в государственные контракты, и отмечено, что это не будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

📌Таким образом, с 01.10.2022 Росимущество вместе с ФАС России ограничили право организаторов торгов по своему усмотрению выбирать электронные торговые площадки.

Спор в суде

Организаторы торгов были не в восторге от этого. Как следствие, по делу № А40-8890/2023 один из них – ООО "Единая информационная система 229" (ООО "ЕИС 229"), заключивший государственный контракт с территориальным управлением Росимущества в г. Москве, обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просил:

  • признать пункт 1.5 государственного контракта, предусматривающий проведение торгов исключительно на электронных площадках, указанных в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-Р, не соответствующим действующему законодательству;
  • изменить данный пункт государственного контракта, указав на проведение торгов на электронных площадках "в соответствии с действующим законодательством РФ".

Организатор торгов ссылался на то, что действующим законодательством не установлен закрытый перечень электронных площадок и что их выбор оставлен на усмотрение организатора торгов.

Суд удовлетворил заявление организатора торгов.

К сожалению, в решении суда отсутствует мотивировочная часть, так как перечислены доводы организатора торгов и затем следует известная "сакральная" фраза – "на основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить требования заявителя".

⚡ Интересно, что Росимущество полностью провалило первую инстанцию – его представители не только не явились на судебное заседание, но и не представили отзыв на заявление. Странно, да? Или территориальное управление Росимущества специально "сливает" процесс? 🤔

Апелляция оставила решение суда без изменения. Она пришла к выводу, что включение оспариваемого пункта в государственный контракт нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции, так как устанавливает требования к хозяйствующему субъекту (в части выбора электронной площадки), которые не предусмотрены действующим законодательством, ведет к незаконному и необоснованному ограничению круга электронных площадок, с которыми организатор торгов может заключить договор, и ставит в преимущественное положение упомянутые в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-Р электронные площадки по сравнению с остальными участниками рынка.

🕒 В настоящее время Росимущество подало кассационную жалобу, рассмотрение которой назначено на 05 сентября.

Росимущество наносит ответный удар

💥 Росимущество, видимо, конкретно обиделось на организатора торгов (ООО "ЕИС 229"), потому что 08.06.2023 (на следующий день после опубликования постановления апелляции) оно в одностороннем порядке расторгло с ним государственный контракт.

Основанием для расторжения послужило проведение 73 торгов на электронных площадках, не предусмотренных государственным контрактом (не указанных в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-Р).

Более того, по заявлению Росимущества ФАС России приняла решение от 28.06.2023 о включении организатора торгов в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако 08.08.2023 он уже был исключен из него.

"А победитель - кто?"

❓ Стало интересно, что представляет собой этот организатор торгов, который так упорно борется с Росимуществом и ФАС России и даже побеждает их. Действительно ли он так хорошо работает, что ему есть за что бороться?

Посмотрел последние решения комиссии ФАС России и увидел, что недавно она признала обоснованной жалобу потенциального участника торгов, поскольку установила, что этот организатор торгов произвольно отклоняет заявки на участие в торгах и специально заключает договор купли-продажи раньше, чем допускается законом, чтобы антимонопольный орган не смог выдать ему предписание об устранении допущенного нарушения (решение от 06.06.2023 № по делу № 077/07/00-7117/2023).

Не уверен, что я хотел бы, чтобы такой организатор торгов продолжал проводить торги.

"Вишенка на торте"

Потом вспомнил, что организатор торгов, которого я упоминал в прошлый раз, согласился провести 500 торгов за 5 рублей, то есть 10 копеек за одни торги.

❓ На каких условиях ООО "ЕИС 229" согласилось поработать?

Оказалось, что ООО "ЕИС 229" согласилось провести 400 торгов за 4 рубля, то есть за ту же цену - 10 копеек за одни торги. Любопытно, что начальная (максимальная) цена была 80 000 рублей, то есть в ходе закупки цена снизилась на 99,99%.

🔥 Самое интересное, что ООО "ЕИС 229" предложило не самую низкую цену.

Так, в рамках закупки было подано 11 заявок. При этом 9 из них были отклонены, поскольку содержали предложение провести 400 торгов за 10 копеек. Проведение одних торгов было оценено в 0,000025 рубля, то есть меньше 1 копейки. Однако, по мнению Росимущества, такая цена противоречит действующему законодательству, поскольку "ниже минимальной единицы валюты (предельной разрядности)".

📌 В общем, если в прошлый раз возникло ощущение, что с закупками, которые проводит Росимущество для выбора организатора торгов, что-то не так, то сейчас мне кажется, что эти закупки - чистая профанация и фарс. Никакой разумной конкуренции на них нет, народ готов бесплатно проводить торги, поскольку основной доход находится за пределами торгов ("в серой зоне"). Росимущество либо вынуждено участвовать в этом театре абсурда, либо, возможно, выступает его художественным руководителем, отдавая победу определенным организаторам торгов и отсекая других по формальным основаниям (типа "за копейку можно, а вот меньше – нет").

Итог

С одной стороны, я понимаю, почему организаторы торгов и работающие с ними в паре электронные площадки против Росимущества - они не хотят потерять источник своего дохода. С другой стороны, надо решить, как будет лучше: оставить максимальное количество электронных площадок, среди которых будут "нездоровые", либо оставить только несколько самых надежных?

✅ Я думаю, что последний вариант будет лучше. По большому счету, участникам торгов все равно, какой именно электронной площадке платить. Какой-либо конкуренции по цене между ними я не увидел. Например, на топовых электронных площадках (Центр дистанционных торгов и Российский аукционный дом) действуют такие же "ломовые" цены (10% от цены имущества).

Напомню, что действующим законодательством вообще не установлены требования к электронным площадкам, проводящим торги в рамках исполнительного производства. Когда это произойдет, а также будет назначен контролирующий орган, то есть когда наведут порядок в работе электронных площадок, тогда можно будет допустить к проведению торгов все электронные площадки, соответствующие требованиям закона. А пока, как говорится, "лучше уж никак вместо как-нибудь".

Однако сейчас, как мы видим, Росимущество проигрывает битву с организаторами торгов.

О публичных торгах в Telegram I VK I Дзен

33
Начать дискуссию