Претензионный порядок. Для чего он нужен?

По некоторым делам до предъявления иска в суд контрагенту надо направить претензию. Основная цель претензии – мирное урегулирование спора, в том числе и для того, чтобы разгрузить суды. При невыполнении претензионного порядка иск будет возращён. Процессуально это называется оставление иска без рассмотрения.

Что такое возврат иска? Это потерянное для вас время, которое идет на пользу вашему должнику.

Иногда, действительно, претензионный порядок работает, и контрагент выполняет нужные действия, например, погашает долг. Поэтому не надо его рассматривать как формальность.

Случаи, когда соблюдение претензионного порядка до обращения в суд является обязательным, предусмотрены законом или договором.

По этой причине, если планируете подавать иск, первое что вам надо сделать – проверить, нужна ли претензия.

Некоторые случаи, когда претензия обязательна, упомянуты в законе.

Например, при обращении в арбитражный суд обязательно досудебное урегулирование в случае гражданско-правовых споров о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, споров, вытекающих из грузоперевозок, авиаперевозок, некоторых споров о нарушении исключительных прав.

Перечень случаев, когда предъявление претензии обязательно, достаточно обширный, поэтому имеет смысл обратиться к юристу, который определит, требуется ли в конкретном случае соблюдать претензионный порядок или нет.

Важно помнить, что при предъявлении встречного иска соблюдение досудебного порядка не требуется. Освобождены от обязанности соблюдения претензионного порядка и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. Так решил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 18 от 22 июня 2021 года «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства».

Как соблюсти претензионный порядок?

Подготовьте письменную претензию, в которой опишите нарушения, допущенные контрагентом, сошлитесь на договор или закон, сделайте расчеты (если контрагент не выполнил денежные обязательства), а также укажите ваши требования и срок их исполнения.

Важно помнить, что в претензии вы обязаны заявить только требование по основному долгу. Если в ней вы не заявите неустойку или проценты, то это не помешает взыскать их в суде. Если же взыскивать неустойку (проценты на основании статей 317.1 и 395 ГК РФ) вы будете в рамках отдельного процесса, то для этого нужно будет писать отдельную претензию. Эта позиция также следует из упомянутого Пленума ВС РФ.

По общему правилу, срок, который дается на исполнение требований по претензии составляет 30 дней, однако, он может быть уменьшен договором. Существуют и специальные сроки, установленные в различных отраслях законодательства. Например, срок рассмотрения претензии туроператором составляет 10 дней.

Отправьте претензию ценным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу контрагента - юридического лица или по месту жительства физического лица. Если претензия отправлена по правильному адресу, то фактическое неполучение претензии контрагентом не является препятствием к подаче иска.

Если в установленный срок контрагент не удовлетворил вашу претензию, можно обращаться в суд.

Если вам требуется помощь с подготовкой претензии, подачей иска в суд, обращайтесь к нам. Ссылка на наш сайт есть в профиле автора.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию