Ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав

Пандемия положила начало стремительному росту рынка онлайн-торговли. Эпидемиологическая обстановка показала, что такой способ продаж обладает потенциалом и является эффективным инструментом как для потребителей, так и для продавцов. Посреднические онлайн-платформы набрали большую популярность. Однако в ряде случаев такие платформы несут ответственность за нарушение исключительных прав правообладателей. В статье мы рассмотрим модели работы площадок и расскажем о правилах, которых стоит придерживаться, чтобы избежать нарушений и привлечения к ответственности.

Ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав

Что такое посреднические онлайн-платформы и какими они бывают?

Посредническими онлайн-платформами называют площадки для онлайн-торговли как между бизнес сообществами, так и среди потребителей.

Маркетплейс – это посредническая онлайн-платформа для продажи мультибрендовых товаров и услуг различных продавцов. Один и тот же товар можно приобрести у нескольких продавцов, цены при этом могут отличаться.

Существуют две основные модели электронной коммерции:

  1. B2B (Business to Business) – площадка для продажи товаров бизнесу, например, Alibaba, All.Biz
  2. B2C (Business to Consumer) – площадка для продажи товаров физическим лицам, такие как Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет

В каких случаях можно применить к площадке статус информационного посредника?

Для маркетплейсов законом предусмотрена возможность применения особого статуса – информационного посредника. Статус освобождает платформу от ответственности за нарушения при соблюдении определенных условий.

Согласно ст. 1253.1 ГК РФ под информационным посредником понимается лицо,

  • осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети,
  • лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации,
  • или лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.

Информационный посредник позволяет другим лицам размещать материалы на своем ресурсе, то есть предоставляет только техническую возможность. Информационный посредник может отслеживать всё, что размещается, но должен реагировать, как только ему становится известно о нарушении. Это исчерпывающий функционал информационного посредника.

Если маркетплейс искусственно расширяет установленные правила, например, извлекая коммерческую выгоду с продажи товаров, статус информационного посредника к нему не применим.

Чтобы получить статус информационного посредника и обезопасить себя, владельцам маркетплейсов следует помнить о следующем:

  • Посредник предоставляет только техническую возможность для размещения материалов.
  • Посредник не должен инициировать передачу материала и размещение информации на сайте.
  • Посредник не должен получать прибыль от реализации продукции, которая нарушает исключительные права.

Существуют две формы работы маркетплейсов:

  1. Предоставление только информационных услуг, установление платы в отношениях с непосредственным продавцом именно за них (фиксированная абонентская плата)
  2. Участие в реализации товара, получение процента с продаж

Принципиально важным при разрешении вопроса о наделении лица статусом информационного посредника является именно экономическая составляющая – за что конкретно получает коммерческую выгоду маркетплейс.

В первом случае маркетплейс квалифицируется как информационный посредник, поскольку объекты интеллектуальной собственности (ОИС – к ним можно отнести, например, товарные знаки, дизайны, изображения и изобретения) им напрямую не используются, коммерческую выгоду получает только продавец. По этой схеме работают маркетплейсы E-bay и Amazon.

Во втором случае, напротив, процент с продаж, получаемый маркетплейсом, придает использованию ОИС коммерческий характер и площадка уже не приобретает статус информационного посредника. Среди таких маркетплейсов Wildberries и Ozon. Иными словами, получая процент с продаж, маркетплейс не может быть признан информационным посредником и освобожден от ответственности в случае нарушения исключительных прав правообладателей.

Ответственность в зависимости от формы участия в реализации товара

Нередко случается, что на площадки маркетплейсов попадают не только оригинальные товары, но и контрафактные. Контрафактные товары отличаются тем, что на них нанесены обозначения, содержащие ОИС, без разрешения правообладателя. В таком случае к ответственности за распространение контрафакта может быть привлечен не только продавец, но и сама платформа.

Если маркетплейс оказывает только информационные услуги без коммерческой заинтересованности в продаже товара и признан информационным посредником, освобождение от ответственности за распространение контрафакта будет возможно при соблюдении двух условий:

  1. Маркетплейс не знал и не должен был знать о том, что использование ОИС является неправомерным.
  2. Своевременно предпринял необходимые и достаточные меры для устранения нарушения в случае получения в письменной форме заявления от правообладателя.

Если маркетплейс получает процент с продаж, он несет ответственность на общих основаниях, поскольку наступление для площадки экономического эффекта напрямую связано с продажей товаров, а не с оказанием услуг. Маркетплейс выступает как лицо, участвующее в реализации контрафактного товара, и не может быть квалифицировано в качестве информационного посредника.

С 1 марта 2023 года маркетплейсы включены в перечень лиц, на которых распространяются требования по обороту маркированных товаров легкой промышленности.

Исключение из числа участников оборота не относится к владельцам агрегаторов информации о товарах и услугах, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю.

Ответственность за продажу контрафактной или немаркированной продукции, относящейся к легкой промышленности, с 2023 года возлагается на маркетплейсы вне зависимости от статуса информационного посредника.

Что нужно сделать маркетплейсу, чтобы избежать нарушения и ответственности?

Для того, чтобы воспользоваться иммунитетом информационного посредника и избежать ответственности за нарушение исключительных прав, мы рекомендуем владельцам маркетплейсов позаботиться о следующем:

  1. Установите сотрудничество с продавцами по модели получения фиксированных платежей за право размещать товары на платформе. При этом вы все так же сможете оказывать продавцам сопутствующие услуги – например, по доставке, продвижению и маркировке. Главное – снизить риск наступления экономического эффекта непосредственно от продажи товаров.
  2. В случае получения претензии от правообладателей незамедлительно удалите карточку спорного товара. Важно отметить, что блокировка в настоящее время видится правообладателям недостаточной мерой для устранения нарушения, хотя суды в этой части пока встают на сторону маркетплейсов.

  3. Внедрите программы для превенции нарушений. Платформа электронной коммерции eBay является хорошим примером превентивной борьбы с контрафактной продукцией. Программа VeRO (Verified Rights Owner Program) в течение 12 часов удаляет предложения о продаже контрафактных товаров в случае подачи уведомления правообладателем. В российской практике также существуют случаи внедрения похожих по своему назначению систем, например, «Цифровой арбитраж» на базе Wildberries. Однако их функционал и алгоритм действия не позволяет приравнять их по эффективности к VeRO.

Заключение

Владельцы торговых площадок наравне с правообладателем заинтересованы в том, чтобы в продажу поступали только качественные и оригинальные товары, не нарушающие права и интересы третьих лиц. От этого, в первую очередь, зависит деловая репутация маркетплейса. При большом потоке контрафактной продукции количество потребителей может резко снизиться. Своевременное реагирование на обращения правообладателей повышает уровень доверия к маркетплейсу.

Для сохранения репутации и защиты от судебных разбирательств мы рекомендуем привести площадки в соответствие критериям информационного посредника, а также прилагать усилия к недопущению или удалению контрафактной продукции.

Автор: Анастасия Заикина, юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner

Начать дискуссию