От колбас до Abibas: как российский бизнес отбивает товарные знаки у нероссийского

Отечественные компании продолжают развивать бурную активность по применению в хозяйстве брендов уходящих из России недружественных компаний. Да и неуходящих тоже. Мы, конечно, всегда за бизнес-активность и предприимчивость, но эта мода может иметь неоднозначные последствия…

Пара примеров

  • Недавно мы писали о том, как мясокомбинат “Ремит” подал в Роспатент заявку на регистрацию бренда “Тоблерон” для треугольной колбасы, явно намекая на швейцарский треугольный шоколад Toblerone.
  • И вот на днях уже компания “Вкусная жизнь” подаёт в суд на Gruppo Campari, владеющую товарными знаками Aperol и Aperol Spritz. Вкусножизневцы заявляют, что итальянская компания зарегистрировала эти товарные знаки в том числе по классу “соки и газированные воды”, но такой продукции под ними не выпускает. Поэтому охрана товарных знаков должна быть прекращена из-за их неиспользования.
  • Другой бренд итальянского гламурного алкоголя, Lambrusco, атакуют другие отечественные “колбасники” – “Дымов”. Они хотят продавать мясные и колбасные изделия под товарным знаком “Ламбруско Дымов”.
  • “Ивановская текстильная компания” запускает линию молодёжной одежды под брендом Ushiqlo. Привет ушедшей из России Uniqlo, причём до “Ивановского текстиля” этим уходом уже успела воспользоваться сеть одежных магазинов Just Clothes.
  • Наконец, некий отечественный предприниматель подал заявку на регистрацию торгового знака “Abibas”, намереваясь торговать под ним одеждой и обувью.
  • Продающая товары для умного дома UltraTrade намерена добиться прекращения охраны товарного знака Xiaomi, очевидно, в целях наладки параллельного импорта. В каких именно классах товаров, UltraTrade не уточняет: “во всех, в каких получится”.

В общем, в области охраны интеллектуальной собственности у нас сейчас царит настрой “экспроприируй у эксплуататоров!” Западные компании с Россией в ссоре, предприниматели прикидывают, как этим воспользоваться.

Перспективы туманны

Но объединяет все эти кейсы (кроме, пожалуй, Xiaomi) то, что Роспатент скорее всего откажет в регистрации торговых знаков. И не потому, что он за буржуев и против наших компаний. А потому, что в Роспатенте в силу профессиональной деформации твёрдо помнят, в чём вообще смысл такого явления, как товарный знак, каковы цели его существования, защиты, регистрации.

Смысл в том, что товарный знак позволяет потребителю различать аналогичные товары и услуги разных компаний и ориентироваться в них. Поэтому у одного производителя йогурт “Простоквашино”, а у другого йогурт “Молочная ферма”, чтобы человек мог попробовать оба и запомнить, какой из них гадость, а какой хорош. Поэтому и существует концепция сходства до степени смешения – чтобы люди не перепутали проверенный “Сникерс” компании “Марс” с батончиком “Сниггерс” какого-нибудь предприимчивого местного производителя.

Если в какой-то момент мы окажемся в мире шоколада Swarovski, автошин Colgate и лака для ногтей Durex от компаний, ранее не имевших отношения к этим брендам, мы запутаемся, а маркетинг и брендинг вообще перестанут работать.

Аутентичный креатив – задел на будущее

Поэтому нам нравится, когда компании создают и развивают свои собственные бренды, отражающие их историю и ценности, их, извините, ДНК и менталитет, их понимание своего потребителя и своей уникальной роли в экосистеме. И, конечно, своевременно регистрируют все возникшие по ходу этого процесса товарные знаки. И все ноу-хау патентуют. И код и базы данных защищают тоже.

Кроме того, деля наследие недружественных, есть риск поделить шкуру неубитого медведя. Далеко не все иностранные компании перестают работать в России или даже снижают активность по защите своих интересов. А через какие-то 5-7 лет политический ландшафт может, как обычно в России, перемениться самым непредксазуемым образом, ушедшие бренды могут вернуться, и что тогда будет – вообще непонятно.

Также важно

Суд по интеллектуальным правам вынес решение по иску об использовании чужого товарного знака конкурентами в контекстной рекламе в Яндекс и Google. Из решения следует, что чужие товарные знаки можно использовать как ключевые слова при размещении рекламы, но нельзя использовать в тексте объявления.

Предоставление охраны товарным знакам связано с необходимостью индивидуализировать продукцию среди аналогичной в гражданском обороте. Между тем ключевые слова представляют собой технический параметр (критерий), устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании.

Указание товарного знака в качестве ключевого слова не признается использованием данного обозначения. Не является нарушением указание без согласия правообладателя товарного знака как ключевого слова в контекстной рекламе, если в самом объявлении это обозначение не используется.

77
5 комментариев

как российский бизнес отбивает товарные знаки у нероссийскогоОТБИВАЕТ???
А кому нахуй нужны это "отбитые товарные знаки" в нормальном мире?!?

3
Ответить

Не очень поняла вопрос... существенно, наверное, то, что товарные знаки регистрируются в данном случае не в мире, а для России. Очевидно, у каждого регистрирующего свои соображения насчёт того, как он собирается товарный знак использовать на конкретном рынке.

Это вполне практический вопрос соотношения потраченных ресурсов и полученного профита. Стоимость регистрации какого-нибудь скандально похожего на западный бренд знака может окупиться банально за счёт публикаций в прессе об этом. Были случаи, когда компании чисто с заявками попадали в публикации Коммерсанта и Ведомостей, со всеми преимуществами того, что это был редакционный материал, а не рекламное размещение.


А вот, например, лично я бы не стала для своего бизнеса регистрировать товарный знак Ushiqlo, потому что во-первых неблагозвучно, во-вторых Юникло может всё-таки обидеться и начать судиться, а в-главных потому, что поисковики ещё долго будут автоматически исправлять Ushiqlo на Uniqlo, и не факт, что системы размещения рекламы нормально будут с этим словом работать.

А “Ивановская текстильная компания” решила, что им это надо, ну окей, хорошо, посмотрим, как у них что будет.

Ответить

Извините пожалуйста, я очень-очень много думала, у меня уже болит голова, но я так и не поняла, что вы хотитеХотите об этом поговорить?

Ответить