{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Суд запретил договоры онлайн сервисов

или какие условия в договорах онлайн сервисов признают ничтожными

Для любого онлайн сервиса нужен договор, который определяет правила использования сервиса и взаимоотношения с пользователями.

В таких документах есть масса «стандартных» условий. Но все чаще суды стали признавать их ничтожными, а Роспотребнадзор выносить предписания. Давайте разберемся страшно ли это и что с этим делать на конкретных примерах реальных дел.

Судимся там, где скажет сервис

Делимобиль включает в свой договор условие о территориальной подсудности. Речь идет о том, что все споры между сервисом и потребителем (физическим лицом) разбираются в конкретном суде. Это удобно так как позволяет не колесить по стране и держать «руку на пульсе».

Так делают многие сервисы.

Суд признал такое условие ничтожным. И вот аргументы суда:

- условие о выражении согласия потребителя о подсудности споров, исключает его право выбора на способ установления подсудности, поскольку договор не содержит графы согласен(на), а потребитель лишен специальных юридических познаний в данной области.

- условия о договорной подсудности, ограничивает законное право потребителя на самостоятельный выбор места предъявления иска, создает невыгодные для него условия по сравнению с гарантированными пунктом 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее ЗОЗПП), поскольку реализация права ставится в зависимость от воли и желания сервиса, как лица, оказывающего услуги.

(см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2022 по делу N 33-22749/2022)

Какие выводы нужно сделать:

- если на сервис распространяется ЗОЗПП, то включение условия о подсудности будет ничтожным;

- не «работает» ЗОЗПП в случае лицензионного договора (но тоже есть нюансы на которые нужно смотреть в т.ч при формулировании условий).

Расчеты только безналом

А вот еще одно вполне понятное условие. Если мы говорим про онлайн сервис, то предлагаем расчеты пользователю безналичным способом.Но нет – и такое условие ничтожно.

Суды приводят следующие аргументы:

- По п. 10.4. Договора Делимобиль платежи осуществляются через банк партнер Компании посредством списания денежных средств с банковской карты Пользователя, привязанной к Сервису в Личном кабинете. Оплата осуществляется сразу после завершения сессии аренды. Потребитель лишен права выбора способа оплаты.

- требования о внедрении наличной оплаты каршеринга устраняют преимущества соответствующего вида предпринимательской деятельности, исключающие какое-либо взаимодействие потребителя с представителем компании, а также те широкие возможности в принятии и оставлении транспортного средства, которые предоставляет каршеринг потребителям. Вместе с тем возможности использовать соответствующие преимущества условий каршеринга находятся в зоне контроля потребителя, который имеет возможность осуществить дистанционную оплату в безналичной форме без взаимодействия с представителем компании. Вместе с тем наличие таких возможностей не может умолять обязанность исполнителя услуги предоставить потребителю возможность осуществить расчет в наличной форме, при наличии соответствующего запроса со стороны потребителя и ввиду невозможности такого ограничения в силу ч. 1 ст. 16.1, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1.

При осуществлении расчетов для лица, оказывающего услуги, потребителю должна быть предоставлена возможность оплаты данной услуги и путем наличных расчетов по выбору потребителя.

(см. подробнее Арбитражный суд Свердловской области дело А60-33607/2020)

Выводы:

- во-первых, снова ЗОЗПП. И если он на отношения не распространяется, то и «головной боли» меньше;

- во-вторых, суд не дает понимания каким образом осуществить возможность наличных расчетов в онлайн сервисе. Видимо этот путь можно усложнить. Например, предоставив возможность сначала доехать до офиса и пополнить счет в личном кабинете, а потом уже использовать услуги.

Безакцептное списание

Практически любой онлайн сервис включает условие о безакцептном списании. Причины могут быть разные – использование сервиса, подписка, задолженность или ущерб.

В п. 10.7, 10.8 договора Делимобиль содержится условие о возможности холдирования и безакцептного списания банком денежных средств.

По п. 10.8. Договора Делимобиль пользователь дает безусловное согласие на холдирование (удержание денежных средств в целях обеспечения оплаты) и/или списание в безакцептном порядке денежных средств с банковской карты, прикрепленной к Учетной записи Пользователя, в счет платежей, связанных с использованием Сервиса (включая штрафы и прочие платежи). Списание / холдирование денежных средств в счет оплаты платежей допускается как в полном объеме, так и частями по усмотрению Компании, в т.ч. в период использования ТС.

И вот тут суд встал на сторону сервиса (хотя Роспотребнадзор посчитал условие ничтожным).

Аргументы:

- положения договора Делимобиль в части безакцептного списания не создают самостоятельных обязательств между обществом «Каршеринг Руссия» и потребителем. В порядке реализации ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации запрашивается подтверждение наличия соответствующего условия в договоре, регулирующего отношения между банком и потребителем, поскольку без такого условия осуществление расчетов по договорам невозможно.

- условия о возможности безакцептного списания или описывает порядок расчетов по договору и не лишает потребителя информации о суммах и датах списания.

- такая форма расчетов является обычно принятой в деловом обороте.

Также есть порядок возврата ошибочно списанных сумма.

(см. подробнее Арбитражный суд Свердловской области дело А60-33607/2020)

Выводы:

- важны формулировки (основания списания и порядок возврата средств, если они списаны ошибочно);

- потребитель должен получить расшифровку списанных сумм и оснований списания.

Составление любого документы для онлайн-сервиса (даже самого простого) на самом деле требует внимательного подхода к формулировкам.

Сложности будут видны не сразу, а по мере роста сервиса и соответственно роста жалоба пользователей.

Какие еще условия включаете в договоры? Боитесь, что они ничтожные?

Еще больше новостей для IT бизнеса в нашем ТГ канале

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда