"Третью не оплачивать": налоги на карпулинг

Карпулинговые сервисы (BlaBlaCar и некоторые другие) в России популярны в том числе благодаря сравнительно низким ценам. Это связано, в том числе, с тем, что водители не платят подоходный налог и налог на добавленную стоимость в отношении доходов, получаемых от перевозок.

Но все это скоро может измениться.

В основе будущих изменений лежит два документа: проект Московского департамента транспорта 2018 года и Письмо Минфина от 22 августа 2019 года.

Департамент транспорта предлагает обязать пользователей карпулинга сервисов оплачивать транспортные услуги только в безналичной форме, а также ограничить число поездок двумя в день.

В свою очередь, Минфин напоминает, что доход от карпулинга - "такой же, как все", а потом с этого дохода должен уплачиваться налог.

Следовательно, все встает на свои места. Обязательная безналичная оплата карпулинга делается для того, чтобы было проще отследить платежи и обложить их налогом.

Но даже в таком случае остается ряд вопросов. Исходя из текста указанных выше документов, пока чт о сами сервисы облагать налогом не планируется. Все стрелки хотят перевести на водителей, которые в большинстве своем не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели или самозанятые, а потому должны будут платить 13 % от каждого вознаграждения. Некоторые считают, что облагаться налогом должна только "прибыль", то есть разница между затратами на бензин и собственно платой за услуги водителя, но это не так. Водитель должен будет платить по полной, со всей суммы, которую он берет с пассажира.

Однако следующим шагом станет возложение на карпулинговые сервисы обязанности по отслеживанию платежей и уплатой налогов.

Почему? Гораздо проще требовать, например, от трех платформ (той же BlaBlaCar), чем с нескольких сотен тысяч водителей.

Соответственно, после принятия проекта Московского департамента транспорта произойдет примерно следующее:

- никто не будет следить за числом поездок (скорее всего, этот пункт внесли специально, чтобы перевести на него все обсуждение, убрать и, отчитавшись о том, что прислушиваются к общественному мнению, принять в виде закона);

- первое время всем водителям дадут спокойно принимать безналичные платежи, анализируя статистику;

- получив статистику, Федеральная налоговая служба начнет рассылать налоговые уведомления, причем понемногу в нескольких регионах, как это было перед введением налога на самозанятых;

- остальные либо уйдут в глубокую тень, либо будут регистрироваться как индивидуальные предприниматели, либо как самозанятые, и отчитываться;

- в отношении всех других будут ждать отчетности от карпулинговых сервисов, навязав им статус налоговых агентов;

- цена поездок возрастет либо за счет "премии за опасность" (у "серых" перевозчиков), либо за счет налогов.

Хотелось бы в прогнозе ошибиться. Посмотрим, что будет...

Николай Андреев, руководитель налоговой практики "Зарцын и партнеры"

22
Начать дискуссию