Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Надо ли маркировать саморекламу — самый популярный вопрос бизнеса. Достаточно трудозатратно маркировать каждый пост, новость и картинку, размещенную на сайте или в соцсетях. В этой статье разберемся в понятиях, признаках, а также рассмотрим реальные кейсы.

Что такое самореклама? И когда ее нужно маркировать?

ФАС постоянно указывает на то, что в законе нет понятия «самореклама». Однако, в деловом обороте уже устоялось это понятие, которое означает процесс продвижения собственных товаров и услуг на своей информационной платформе.

При саморекламе одно лицо выступает как рекламодатель и распространитель рекламы.

По размещению информации о компании или своем бизнесе на собственном сайте, группе ВК и т.д. позиция ФАС складывается таким образом:

Большая часть информации в интернете, размещаемая на сайтах самой компании:

  • о деятельности компании,
  • о своих товарах и услугах,
  • акционных мероприятиях,
  • новостные сообщения,
  • модели, связанные с поиском — рекламой не является.

Здесь ФАС рекомендует внимательно проанализировать цель размещения.

Если цель размещения: проинформировать, донести до сведения потребителей, как часть реализации своей обычной деятельности, то тогда эта информация рекламой не является.

ФАС интерпретирует это аналогично реальной торговой витрине: если продукт находится на полке, то это считается предложением, а не рекламой. Однако, если над полкой размещен плакат с указанием скидки и призывом приобрести товар по сниженной цене, это рассматривается как самореклама, которую необходимо маркировать.

Как понять, креатив рекламирует или информирует?

По мнению ФАС реклама должна содержать следующие признаки::

  • Адресована неопределенному кругу лиц.
  • Размещена в публичном пространстве.
  • Имеет объект рекламирования.
  • Ее задачей является создание, поддержание интереса и продвижение на рынке.

Следует обратить внимание, что в понятии рекламы нет признаков возмездности или платности. Вне зависимости проплачен креатив или нет, если он обладает вышеуказанными характеристиками — это реклама.

Разбираемся на примерах

Предлагаем разобраться на конкретных кейсах, которые обсуждались вместе с сотрудниками ФАС на круглом столе «Практическое применение ст. 18.1 Закона «О рекламе» 10 марта 2023 года.

Кейс № 1

Считаются ли рекламой следующие креативы:

Продвижение подписки на электронный счет.

Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Информирование об онлайн-сервисах. Продвижение личного кабинета.

Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Акции для стимулирования оплаты.

В целях борьбы с дебиторской задолженностью.

Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Позиция ФАС:

Это информация о возможности оплатить через сберкассу, либо завести личный кабинет, либо через интернет оплатить. Это не реклама.

***Если бы это была дополнительная услуга, например, за 20 рублей в месяц, то тогда это реклама именно этой новой услуги.

Кейс № 2.

Считаются ли рекламой:

Креативы, на которых указаны сервисы, напрямую связаны с профильной деятельностью.

Услуги: ремонт, модернизация узлов учета электроэнергии, присоединение к электросетям и увеличение мощности. Поверка счетчиков воды.

Услуга платная.

Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой
Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Позиция ФАС: это реклама.

Кейс № 3.

Считается ли рекламой:

Пресс-релиз в разделе Новости:

Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой
Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой

Позиция ФАС: Свои собственные релизы, которые размещаются на своих сайтах, в качестве рекламы не считаются. Поскольку это описание своей деятельности, без принципиального выделения и без особого акцента. Здесь именно отчет о текущей деятельности.

Выводы

Деятельность каждой компании очень индивидуальна, как и индивидуальны ее креативы. Разобраться в маркировке саморекламы и прийти к единой позиции поможет судебная практика, которая будет нарабатываться, к сожалению, и за счет бизнеса.

Наша команда всегда готова поддержать вас и помочь разрешить возникающие вопросы в сфере маркировки рекламы. Не стесняйтесь обращаться к нашим опытным юристам Академии правовых и финансовых советников, которые готовы предоставить вам профессиональную помощь и консультации.

55
1 комментарий

Особо можно и не заморачиваться с предположениями.. То, что теоретически может быть поставлено в вину , будет поставлено в вину, рано или поздно.. мы же помним, где живём

1
Ответить