Рекламируем или информируем? Разбираемся с саморекламой
Надо ли маркировать саморекламу — самый популярный вопрос бизнеса. Достаточно трудозатратно маркировать каждый пост, новость и картинку, размещенную на сайте или в соцсетях. В этой статье разберемся в понятиях, признаках, а также рассмотрим реальные кейсы.
Что такое самореклама? И когда ее нужно маркировать?
ФАС постоянно указывает на то, что в законе нет понятия «самореклама». Однако, в деловом обороте уже устоялось это понятие, которое означает процесс продвижения собственных товаров и услуг на своей информационной платформе.
При саморекламе одно лицо выступает как рекламодатель и распространитель рекламы.
По размещению информации о компании или своем бизнесе на собственном сайте, группе ВК и т.д. позиция ФАС складывается таким образом:
Большая часть информации в интернете, размещаемая на сайтах самой компании:
- о деятельности компании,
- о своих товарах и услугах,
- акционных мероприятиях,
- новостные сообщения,
- модели, связанные с поиском — рекламой не является.
Здесь ФАС рекомендует внимательно проанализировать цель размещения.
Если цель размещения: проинформировать, донести до сведения потребителей, как часть реализации своей обычной деятельности, то тогда эта информация рекламой не является.
ФАС интерпретирует это аналогично реальной торговой витрине: если продукт находится на полке, то это считается предложением, а не рекламой. Однако, если над полкой размещен плакат с указанием скидки и призывом приобрести товар по сниженной цене, это рассматривается как самореклама, которую необходимо маркировать.
Как понять, креатив рекламирует или информирует?
По мнению ФАС реклама должна содержать следующие признаки::
- Адресована неопределенному кругу лиц.
- Размещена в публичном пространстве.
- Имеет объект рекламирования.
- Ее задачей является создание, поддержание интереса и продвижение на рынке.
Следует обратить внимание, что в понятии рекламы нет признаков возмездности или платности. Вне зависимости проплачен креатив или нет, если он обладает вышеуказанными характеристиками — это реклама.
Разбираемся на примерах
Предлагаем разобраться на конкретных кейсах, которые обсуждались вместе с сотрудниками ФАС на круглом столе «Практическое применение ст. 18.1 Закона «О рекламе» 10 марта 2023 года.
Кейс № 1
Считаются ли рекламой следующие креативы:
Продвижение подписки на электронный счет.
Информирование об онлайн-сервисах. Продвижение личного кабинета.
Акции для стимулирования оплаты.
В целях борьбы с дебиторской задолженностью.
Позиция ФАС:
Это информация о возможности оплатить через сберкассу, либо завести личный кабинет, либо через интернет оплатить. Это не реклама.
***Если бы это была дополнительная услуга, например, за 20 рублей в месяц, то тогда это реклама именно этой новой услуги.
Кейс № 2.
Считаются ли рекламой:
Креативы, на которых указаны сервисы, напрямую связаны с профильной деятельностью.
Услуги: ремонт, модернизация узлов учета электроэнергии, присоединение к электросетям и увеличение мощности. Поверка счетчиков воды.
Услуга платная.
Позиция ФАС: это реклама.
Кейс № 3.
Считается ли рекламой:
Пресс-релиз в разделе Новости:
Позиция ФАС: Свои собственные релизы, которые размещаются на своих сайтах, в качестве рекламы не считаются. Поскольку это описание своей деятельности, без принципиального выделения и без особого акцента. Здесь именно отчет о текущей деятельности.
Выводы
Деятельность каждой компании очень индивидуальна, как и индивидуальны ее креативы. Разобраться в маркировке саморекламы и прийти к единой позиции поможет судебная практика, которая будет нарабатываться, к сожалению, и за счет бизнеса.
Наша команда всегда готова поддержать вас и помочь разрешить возникающие вопросы в сфере маркировки рекламы. Не стесняйтесь обращаться к нашим опытным юристам Академии правовых и финансовых советников, которые готовы предоставить вам профессиональную помощь и консультации.
Особо можно и не заморачиваться с предположениями.. То, что теоретически может быть поставлено в вину , будет поставлено в вину, рано или поздно.. мы же помним, где живём