(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93908592, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93908592, 'hit', window.location.href);

Сине-малиновая зебра, хрустальный пистолет, сомнительная колбаса и паразиты на писателях: парадоксы товарных знаков

C товарными знаками постоянно происходят какие-то неоднозначные интересные истории. Возникают конфликты, которые выглядят по-разному изнутри и снаружи. Cпоры, по которым не соглашаются друг с другом суды разных инстанций. Есть простор для злоупотреблений, интриг и скандалов.

Вот и в дайджесте за неделю накопилось интересного.

Сочетание цветов как товарный знак

Ozon подал заявку на регистрацию в качестве товарного знака полосатого узора в фирменных цветах, ярко-синем и малиновом (magenta). Эксперты считают, что от патентования сочетаний цветов Ozon перейдёт к патентованию самих цветов. Право на фирменное оформление в определённом цвете для определённых товаров и услуг уже застолбили за собой некоторые крупные компании: “Сбербанк (зеленый), МТС (красный), «Газпром» (синий), Vanish (розовый) и «Тиффани» (бирюзовый)”. А вот Wildberries не удалось закрепить за собой желанный оттенок фиолетового.

Форма пистолета как товарный знак

Бывает и такое: хрустальный завод решил отсудить у концерна “Калашников” товарный знак в виде пистолета Макарова. Создатели сувениров считают, что пистолет им роднее, чем оружейникам, потому что они делают декоративные “Макаровы” из стекла и благородных металлов, а Ижевский механический завод ничего в форме “Макарова” не делает.

Пять миллионов штрафа за колбасу на 25 тысяч

Микропредприятие «Черногорские колбасы» имело неосторожность продать колбасу под названием «Кремлевская». За что и получило иск от ФГУП «Торговый дом «Кремлевский». Он принадлежит Управлению делами президента Российской Федерации.

Президентские хозяйственники потребовали от ответчика из республики Хакассия 5 млн рублей за нарушение товарного знака «Кремлевская». Ответчик просил снизить компенсацию до 10 тысяч рублей, апеллируя к тому, что он микропредприятие, за 2022 год заработал 2 млн рублей и имел 1,8 млн рублей на балансе, а также предлагал договориться без суда или заключить в суде мировое соглашение. Но торговый дом на компромиссы не пошёл, а суд определил к выплате компенсацию в 948 тысяч рублей.

Микропредприятие, ставшее жертвой правосудия, может быть жалко ровно до момента осознания того факта, что они продали 780 кг колбасы категории Г за 25 тысяч рублей.

Как поживиться за счёт литератора

Юлия Зайцева, продюсер известного современного писателя Алексея Иванова, обнаружила, что компания “Сереброника” использовала название романа писателя “Сердце Пармы” для своей коллекции украшений.

“Ювелирная компания "Сереброника" выпустила серию ювелирки по нехилым ценам (20-40 тысяч за штуку). Назвала серию "Сердце пармы", присвоила каждому украшению имена ивановских героев и начала продвигать свой коммерческий проект, используя роман, его экранизацию и имя писателя Иванова. Провела презентацию в Москве, разместила свои украшения на крупных маркет-плейсах и в сети своих магазинов. По-тихому, без обращения к автору.

Каким-то чудом, или не чудом, они зарегестрировали за собой товарный знак "Сердце пармы", и теперь, похоже, даже сам Иванов должен будет им заплатить за право свободно использовать собственный роман.

Недавно и алкогольная компания АО Амбер Пермалко подала на регистрацию товарного знака "Сердце пармы" для выпуска алкогольной продукции. И тоже по-тихому, пока писатель Иванов не заметил.

Официальный диллер Тойоты "Verra" запустил систему коммерческих туристических маршрутов "Сердце пармы" и "Чердынь - княгиня гор" (первое название ивановского романа) и повезла по ним туристов. Даже я в свою личную почту получила пару приглашений купить туры”.

Зайцева пишет, что будет бороться со всем этим беспределом и добиваться максимальных штрафов, чтобы остальным было неповадно.

Похожая проблема возникла у российского художника Бориса Матросова. В 2009 году он создал арт-объект “Счастье не за горами”. В 2017 году надпись на набережной реки Камы принял на свой баланс город Пермь, что позволило поддерживать её в порядке за счёт городоского бюджета. А весной 2023 года “Счастье не за горами” зарегистрировал как товарный знак местный предприниматель Алексей Мальцев и немедленно отправился за данью к продавцам сувениров и другой связанной с городом продукцией, которые используют изображение этой надписи.

Объединяют эти два кейса сложные отношения между объектами авторского права и товарными знаками. Теоретически ваш объект авторского права не может перехватить какой-нибудь предприимчивый предприниматель, зарегистрировать как товарный знак и потребовать денег ото всех, кто его как-то использует (в том числе от вас, что совсем уж абсурдно).

Но. По закону, проверка на предмет защиты авторскими правами при экспертизе заявки на товарный знак не производится: литератор или художник сможет оспорить регистрацию товарного знака после того, как она состоялась. А если точнее, такая проверка не должна производиться, но может. В общем, всё сложно, а вопрос выходит за пределы формата дайджеста. Что тут сказать, если вкратце: обращайтесь к специалистам.

Взгляд из народа

Московский метрополитен решил зарегистрировать товарный знак “Взгляд” в категориях, связанных с распознаванием лиц, биометрической идентификацией, оплатой проезда, переводом денег и работой с личными данными пользователей. В первую очередь новое название нужно для того, чтобы заменить обозначавшее оплату проезда по лицу Face Pay. Мосметро отказывается от англоязычных обозначений и уже убирает таблички с названиями станций на языке стратегического противника.

Представители метрополитена утверждают, что слово “взгляд” придумали использовать для биометрической идентификации сами пассажиры. В обращениях к руководству метро по каналам обратной связи люди говорят, что «оплатили по взгляду» или «проходили по взгляду».

Наши эксперты отметили, что разнообразных “Взглядов” среди товарных знаков уже много, и это может осложнить регистрацию. Но в метрополитене это понимают, поэтому старательно выбирают классы товаров и услуг и скорее всего готовы договариваться с обладателями похожих ТЗ в других классах.

СберКитай для России

Сбербанк зарегистрировал товарный знак, состоящий из слова “Сбер” на кириллице и слова “банк” китайским иероглифом. Планы на знак оказались скромным: использовать его в России на пограничных с Китаем территориях для удобства китаеговорящих клиентов. Настоящий взрослый филиал на территории Поднебесной Сбер планирует открыть только к концу года.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда