Вендор ушел, обязательства остались

<p><i><b>Обзор судебной практики по техподдержке ПО и телекоммуникационного оборудования не из России</b></i></p>

Обзор судебной практики по техподдержке ПО и телекоммуникационного оборудования не из России

Как известно, после февраля 2022 года многие компании ушли из России, в том числе и вендоры. Такая ситуация серьезно ударила по рынку ПО и телекоммуникаций, ведь недостаточно приобрести лицензию – важно, чтобы ИТ-решения продолжали работу. Из-за санкций и политической обстановки использование иностранных решений во многих случаях стало невозможным, хотя в них были вложены огромные деньги. Что делать, если техподдержка иностранного ПО или оборудования больше не работает? Разбираемся в статье ниже.

Какими могут быть договоры на техподдержку (модели договоров)

Для начала рассмотрим варианты договорного оформления техподдержки ПО из судебной практики.

1) Поставка сертификатов на техническую поддержку

Часто техподдержка оформляется в виде сертификатов. В них обязательно указывается срок действия: это тот период, в течение которого должна обеспечиваться работоспособность ПО, включая устранение сбоев работы, консультационную поддержку, загрузку обновлений.

2) Предоставление сертификатов в рамках сублицензионного договора

В целом, конструкция схожа с предыдущей, только здесь сертификаты предоставляются вместе с лицензией на само ПО, а не отдельно.

3) Договор на оказание услуг по технической поддержке

В таких документах обязательно должны указываться наименования программ, период использования, стоимость поддержки единицы лицензии, общая стоимость, график платежей и др. условия.

В связи с тем, что конструкции договоров на ПО бывают разными, некоторые лица в случае спора пытаются «сыграть» на юридических тонкостях. Так, в одном из случаев известной нам юридической практики ответчик по делу (поставщик) настаивал, что в рамках модели 1 (поставка сертификатов) он свои обязательства выполнил. Предоставил сертификат вовремя. Ну а то, что он больше не работает – уже не его проблема. Приемку сертификатов покупатель произвел, ну а дальнейшие сложности невозможно было предсказать, поэтому поставщик отвечать якобы не должен. Суд не согласился с такой аргументацией. Цель приобретения сертификатов – в поддержании функционирования ПО, а не просто в наличии «бумажки». Суд признал, что блокировка сертификатов в пределах срока их действия является нарушением условий о качестве товара (Решение АС г. Москвы от 10.07.2023 г. по делу А40-87874/2023).

Что случилось после февраля 2022 и как не прогадать с требованиями

Ни для кого не секрет, что политическая обстановка серьезно повлияла на бизнес, в том числе и на рынок ПО и телекоммуникаций. Ограничения наложены как со стороны «недружественных» государств, так и со стороны РФ. Так, с 26 января 2023 года в соответствии с п. 3 Приказа Минкомсвязи №579 в отношении телекоммуникационного оборудования техподдержка может осуществляться только российскими юридическими лицами, не находящимся под контролем иностранных лиц.

В некоторых случаях пострадавшие стороны выбирают некорректный путь защиты и неэффективные аргументы. Так, в одном из дел истец решил принудить иностранную компанию оказывать техподдержку и дальше, «восстановить» договор и соответствующие обязательства. Он настаивал, что ответчик (компания Эрикссон) не мог не предвидеть возможные санкции, ведь определенные движения в этой области начались еще в 2014 году, и можно было предвидеть такой сценарий. Более того, по мнению истца, исполнитель включил в стоимость техподдержки риск санкций, поэтому должен был обеспечивать техподдержку. Суд не согласился с истцом и признал невозможным исполнение обязательств в текущих условиях. Из-за того, что истец неправильно сформулировал исковые требования, суд ему отказал полностью (Решение АС г. Москвы от 20.07.2023 по делу №А40-29380/2023).

Вывод можно сделать такой: обязать иностранную компанию обеспечивать техподдержку во что бы то ни стало – не вариант.

Как успешно восстановить свои права и забрать деньги

Если правильно сформулировать исковые требования, то вернуть свои деньги за неоказанный объем обязательств вполне возможно, и практика по данному вопросу складывается положительная.

Корректным требованием здесь будет взыскание неосновательного обогащения - то есть денежной суммы, которую оплатили за неоказанную в итоге техподдержку. Прежде, чем идти в суд, стоит обратиться к поставщику/вендору/исполнителю и потребовать в досудебном порядке вернуть задолженность.

Вот формула расчета такой суммы: «Общая стоимость сертификатов/услуг» / «Период времени, в течение которого должны были оказываться услуги» х «Период времени, в течение которого услуги фактически не оказывались». Также к стоимости можно добавить неустойку/проценты/пени, если такая ответственность была установлена договором.

Примеры из судебной практики:

o Истец взыскал с Oracle задолженность за техподдержку в размере 112 836,18 долларов США (Решение АС г. Москвы от 10.07.2023 г. по делу А40-87874/2023;

o С ответчика взыскали суммы авансового платежа по договору оказания техподдержки в размере 73 422 462 рублей и неустойку в размере 23 569 665 рублей (Решение АС г. Москвы от 29.06.2023 по делу №А40-71267/2023)

o С поставщика сертификатов на техподдержку взыскали 27 916 401 руб. неосновательного обогащения (Постановление АС Московского округа от 06.07.2023 по делу А40-152092/2022 [Ф05-13909/2023]).

Таким образом, при правильном подходе шансы вернуть деньги за неисполненное обязательство по техподдержке высоки.

Что делать дальше

Если сертификаты или договоры на техподдержку иностранных решений превратились в простые бумажки, то для защиты своих прав нужно придерживаться следующего порядка действий:

1. проверить положения договоров, определить ответственные стороны (вендор, посредник и тд), объем неоказанных услуг, сформулировать свои требования;

2. подготовить досудебную претензию с требованием вернуть неиспользованные деньги за поддержку;

3. в случае, если претензии не удовлетворены – обратиться в суд. Важно при этом корректно сформулировать требования, рассчитать сумму неосновательного обогащения (сроки заключения договора, фактическое исполнение обязательств и тд), потребовать неустойку/проценты, установленные в договоре;

(4). определиться, как действовать дальше.

Поскольку «заставить» иностранных вендоров поддерживать техподдержку ПО в условиях санкций невозможно, мы рекомендуем разработать дальнейшую стратегию после решения вопроса с возвратом денег за неработающие решения. Варианты есть: к примеру, полностью перейти на отечественные решения или разработки дружественных стран, либо выбрать нового сервисного партнера по техподдержке иностранного ПО. Выбор за каждым, однако во многих сферах появляется все больше требований по использованию российских продуктов и есть ощущение, что эта тенденция с нами надолго.

44
реклама
разместить
Начать дискуссию