Потребитель скорее прав, чем нет: статистика судебных решений

Права потребителя, наверное, защищены больше всех остальных. Здесь речь не с точки зрения закона — у нас регулярно нарушаются законы и поважней, а несовершеннолетним приходится читать Конституцию на митингах. Дело в другом: судебная практика доказывает, что с наибольшей вероятностью в суде выиграет потребитель.

Потребитель скорее прав, чем нет: статистика судебных решений

Сколько потребителей выигрывают споры?

Эксперты Pravoved провели исследование и выяснили, что 70% всех исков, поданных потребителем в суд против компаний-нарушителей, по итогу заканчиваются выигрышем. Из них 46% удовлетворяются частично — это значит, что суд, пусть и не полностью, но удовлетворил требования человека. Зачастую это более чем обосновано — потребитель, зная, что он защищен, может требовать слишком большую неустойку или, что куда чаще, большую компенсацию морального вреда. Мое любимое — это расходы на юристов. Если вы заплатили юристам 300 000 рублей за их работу, шансы, что суд обяжет нарушителя вернуть вам эти деньги в полном объеме, уверенно летят вниз с небоскреба. Поэтому тем юристам, которые рассказывают, что расходы на них вам вернут по решению суда, можете ласково и нежно махнуть рукой.

Почему потребители проигрывают?

Потребительский экстремизм — дело тонкое. Здесь речь даже не о завышенных ожиданиях потребителя, который рисует себе большие выплаты — это нормально, ведь его права и правда были нарушены. Но зачастую люди откровенно злоупотребляют своим законодательным положением — на свой страх и риск я описала потребительский экстремизм в этой статье. Самое простое — человек купил в магазине, к примеру, дорогой пиджак, сходил в нем на балет и решил сдать его обратно, чтобы получить деньги. Если магазин отказывается и дело доходит до суда, обычная экспертиза подтвердит то, что вещь уже была в использовании. Разумеется, в каких-либо выплатах потребителю суд откажет. Согласно результатам исследований, отказов на долю таких покупателей приходится около 15%.

Вторая причина — сложность споров с финансовыми организациями. С банками невозможно судиться — потребители проигрывают в 70% случаев! Кстати, именно эта сфера входит в топ-5 по количеству потребительских обращений — против банков подается около 12% от всех рассматриваемых в суде исков по защите прав потребителей. Кстати, Сбербанк лидирует и здесь — 16% от всех исков к банкам он принимает на себя. Чаще люди жалуются на введение их в заблуждение, предоставление неверной / неполной информации по условиям кредитования, задержки переводов и прочие радости жизни. Более того: каждый третий (!) россиянин не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями (уже по данным Аналитического центра НАФИ).

А теперь о хорошем — в сфере розницы или услуг суд чаще всего встанет на сторону потребителя. Смотрите сами — 88% потребительских исков выигрывают в розничной торговле, 81% — в строительном ритейле/услугах, 77% побеждают в спорах в сфере страхования и телекома (сотовая связь, интернет, TV и пр.). Потребители, кстати, в 97% не обжалуют решение суда — либо удовлетворены, либо смирились, либо нет средств на дальнейшее ведение боя.

Несмотря на эти цифры, большинство людей все еще не готово судиться. Для меня это давно не секрет, и цифры тоже говорят сами за себя: в 2018 году каждый четвертый россиянин столкнулся с нарушением своих прав потребителя, и при этом 74% из них не готовы судиться (данные Аналитического центра НАФИ). Для 25% из них судебный процесс — непозволительная роскошь, ведь это просто напросто дорого. Остальные молчат: либо не хотят этим заниматься, либо не верят в суд.

Радует одно — ежегодно суды фиксируют все больше и больше потребительских исков. 74% не готовых судиться — это ужасный процент, но все аналитики единогласно обсуждают общую тенденцию к снижению этого показателя и росту правовой осознанности. Скорее всего, отчасти это связано с тем, что юристы наконец очнулись — завели блоги и Фейсбуки, где и пытаются просто и понятно поделиться с остальными чем-то важным. С тем, что появилось судебное финансирование — люди могут получить помощь от инвесторов и не вложить в судебный процесс ни копейки. И с тем, что люди просто устали от систематического нарушения своих прав — везде, и не только в потребительской сфере.

1010
19 комментариев

Все по делу, спасибо

2
Ответить

Благодарю!

1
Ответить

а сколько просто забивает на суд ))?

1
Ответить

74%, судя по данным) жесть, конечно. Но автор прав, суд - удовольствие дорогое

4
Ответить

Теперь с изменением законов,сам свои права без адвоката не отстоишь. Закон как дышло,куда повернул туда и вышло) Защита прав потребителей - болото,наступил и не вылез.

Ответить

Отстоять свои права без помощи специалиста и правда сложно, да и не рекомендую. Даже при наличии базовых знаний, самостоятельно вы не получите той суммы возмещения, на которую можете рассчитывать со специалистом. Также и с затягиванием процесса — в интересах вашего представителя завершить процесс в вашу пользу как можно скорее, конечно, если он получает свою комиссию только в случае победы в деле.

1
Ответить

И вроде бы на помощь может прийти инвестирование в судебные процессы. Но вроде бы не в любом регионе такого инвестора можно найти и сумма иска должна быть высокой

Ответить