Кейс: сертификат транспортной безопасности по 969 постановлению Правительства

Клиент производит стационарные арочные металлодетекторы. Для такого технического средства по ПП 969 от 2016 года, требуется сертификат выданный ФСБ. В статье мы расскажем:

  • почему клиент сомневался в возможности пройти сертификацию;
  • почему продукция могла уехать на Дальний Восток;
  • от чего зависит орган, который отвечает за сертификацию;
  • как собирали информацию о требованиях к продукции и документации;
  • сколько длилась процедура сертификации и почему.

Ожидания клиента

Клиент опасался вероятности провала испытаний из-за специфических требований, о которых мы расскажем ниже. Это означало, что нам нужно было не только провести сертификацию и разработать техническую документацию, но и оказать содействие в доработке его оборудования, чтобы он не потерял время и деньги на дополнительных испытаниях. При поисках подходящей компании для реализации его задачи, бизнесмену посоветовали нас.

Как определяется ведомство ответственное за сертификацию? Какие этапы процедуры?

В зависимости от типа продукции органы, выдающие сертификаты соответствия требованиям ОТБ (обеспечения транспортной безопасности), отличаются:

  • ФСБ выдает сертификаты для систем досмотра и интеллектуального видеонаблюдения
  • МВД — для видеонаблюдения, сигнализации и систем контроля доступа
  • МЧС — для средств оповещения
  • Россвязь — для систем связи и передачи информации
  • Минтранс — для систем сбора информации.

Продукция нашего клиента как писали выше, относится к ведению ФСБ. Оформлением сертификатов в рамках постановления 969 в отношении систем и средств досмотра осуществляет ФГУП «Орион», которое в 2003 году передано в ведение ФСБ РФ. Это единственный орган, уполномоченный на проведение таких работ.

Процедура сертификации включает в себя следующие этапы:

— подача заявки в орган по сертификации и предоставление пакета технической документации на продукцию;

— отбор экспертом органа по сертификации образцов продукции с целью проведения испытаний;

- проведение испытаний отобранных образцов продукции;

— оформление экспертного заключения на основании проведенных испытаний;

— оформление сертификата соответствия на основании экспертизы результатов испытаний.

Как мы собирали информацию и исполняли ключевые требования к технической документации и характеристикам металлодетекторов.

Мы проделали значительную работу, включающую изучение нормативных требований для сертификации и активное взаимодействие с экспертами из ФГУП «Орион». Наша компания тщательно уточнила все требования к технической документации, особенностям оформления, процедурам присвоения номеров и наименований, а также проанализировала информацию, предоставленную клиентом и документацию конкурентов.

Мы установили контакты со всеми лабораториями, занимающимися испытаниями металлодетекторов, чтобы выяснить все «проблемные точки» и собрать статистику по ним. Это позволило нам сделать выводы о необходимых доработках металлодетекторов для соответствия критериям сертификации. Важно отметить, что мы поддерживали постоянный контакт с клиентом и регулярно консультировали его на всех этапах подготовки. Благодаря этому сотрудничеству клиент продолжал совершенствовать свое оборудование, чтобы оно соответствовало всем необходимым стандартам.

В результате нашей тесной координации с клиентом, активного взаимодействия с экспертами и лабораторией, наш технический писатель успешно подготовил необходимую документацию, а клиент доработал металлодетектор.

Отметим важные нюансы, с которыми столкнулись при подготовке к сертификации технических средств данного типа:

Во-первых, особенностью металлодетектора как средства обеспечения транспортной безопасности является необходимость взаимодействия с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК) . Получение и передача информации в указанную систему происходит по локальной сети Ethernet с использованием стека протоколов TCP/IP.

Для того, чтобы проверить свое оборудование на возможность взаимодействия с СС ТМК, необходимо приобрести ПО, правообладателем которого является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (подведомственное ФСБ) . ПО платное, а чтобы его получить, необходимо заключить договор с «ЗащитаИнфоТранс».

Поэтому каждый изготовитель или импортер должен быть уверен в том, что его продукция:

1. соответствует функциональным требованиям, т. е. обладает необходимым уровнем селективности и обнаружительной способности;

2. имеет возможность взаимодействия с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК) .

Большинство новых производителей такой продукции не проходят как раз тестирование СС ТМК. Зная это, мы смогли найти нужного специалиста в этой области, и теперь наша компания способна обеспечить заявителя компетентной технической поддержкой в этом вопросе и настроить оборудование для корректной работы ПО.

Во-вторых, требования к пакету технической документации достаточно жесткие. Все документы на оборудование, подаваемое на сертификацию, должны быть оформлены в соответствии с требованиями ЕСКД, иметь децимальные номера, исчерпывающую информацию, касающуюся технических параметров продукции, сырьевых материалов, комплектации, правил приемки, методов контроля, конструктивных особенностей, требований безопасности. Орган по сертификации очень внимательно анализирует пакет технической документации.

Почему от подачи заявления до выдачи сертификата прошло 4 месяца?

Итак, подготовив всю “техничку” мы подали заявление в орган сертификации. Регламентированные сроки рассмотрения пакета документов – 15 дней. Затем орган зарегистрировал заявку, и наступил этап заключения договора. Оформляется счет на оплату работ органа по сертификации, который необходимо оплатить, дождаться поступления денег на счет. И только после этого эксперт органа по сертификации связался с нами и договорился о дате и времени отбора образцов продукции.

После прибытия на склад продукции он проверил ее на соответствие наименованию, посмотрел маркировку, проверил комплектность, наличие всей необходимой эксплуатационной документации, запломбировал отобранные экземпляры оборудования во избежание замены образцов для дальнейших испытаний.

Еще один важный аспект! Заявитель до последнего момента не знает, где будет испытываться продукция. Выбор испытательной лаборатории осуществляется на конкурсной основе. Как это происходит? ФГУП «Орион» зарегистрировал заявку на проведение сертификации арочного металлодетектора. Затем разослал аккредитованным центрам данного типа продукции заявку на проведение испытаний. Срок ожидания ответа был более 30 дней, так как орган дождался ответа от всех испытательных центров. Они, в свою очередь, направили в орган ответ, содержащий сроки и стоимость проведения испытаний. И уже ФГУП «Орион», на основании полученной информации, принял решение, где будут проводиться испытания.

Критерием со слов экспертов служит оптимальное соотношение цена/сроки. Орган заключает договор с лабораторией, затем оформляет счет на проведение испытаний, который также необходимо оплатить, дождаться поступления денег на счет, и только после этого продукция отправляется на испытания.

Специализированные испытательные лаборатории разбросаны по всей стране – это и центральная Россия, и Кубань, и Сибирь, и Дальний Восток. В итоге продукция может отправиться куда угодно за счет заявителя. Как понимаете, сроки сертификации за счет таких путешествий затягиваются.

В нашем случае продукция уехала в испытательную лабораторию в Ростов-на-Дону, где успешно прошла испытания. Дальше бюрократическая машина работает так:

  • орган должен получить результаты испытаний. Со сканами документов они не работают, ждут получение оригиналов от лаборатории;
  • после получения результатов испытаний орган в течение регламентированного времени в зависимости от результатов испытаний оформляет либо сертификат, либо отказ в оформлении сертификата.

Итог: несмотря на сложность и бюрократичность процедуры, мы смогли выполнить задачу сертификации продукции клиента в разумные сроки. Это произошло благодаря опыту работы с экспертами различных государственных ведомств, умению найти подход к людям, профессионализму специалистов нашей компании и наличию в штате технических писателей, которые могут подготовить для наших клиентов документацию любой сложности.

Автор: Анна Журилова, руководитель отдела подтверждения соответствия ООО “Сертификат+”

Если Вы нуждаетесь в консультации и помощи по сертификации продукции согласно 969 ПП РФ свяжитесь с нами:

Подписывайтесь на наш телеграм канал, там мы публикуем экспертный контент и отвечаем на вопросы подписчиков в сферах сертификации, включения в реестры Минпромторга/РЭП/ТОРП/ПО и защиты интеллектуальной собственности.

55
Начать дискуссию