Патриот «украл» голос у Оксимирона, Роспатент сотрудничает с Европой, на Х подал в суд другой Х: дайджест новостей

Пора ли законодательно защищать голоса от нейросетей? Можно ли отсудить X у Маска? Доколе предприимчивые граждане будут регистрировать на себя чужие наименования как товарные знаки? Эти и другие нериторические вопросы – в нашем дайджесте.

Голоса и нейросети: нужно ли менять законы?

В качестве товарного знака можно зарегистрировать звук, но не голос. Этим воспользовался петербургский муниципальный депутат Михаил Соколов и записал альбом «Горгород навсегда» голосом Oxxxymiron, синтезированным с помощью нейросети.

Отошедший от политики из-за “личных жизненных потрясений” единоросс взял в кредит несколько миллионов, чтобы заплатить за разработку нейросети. Тексты и музыку написал он сам, в качестве исполнителя указан Norimyxxxo. “Сам он утверждает, что псевдоним ему просто понравился и это никак не связано с тем, что у музыканта так названы соцсети”.

Команда Оксимирона уже начала жаловаться администрации сервисов, на которые выкладывался альбом, сервисы альбом удаляют. Регистрацию товарного знака “Горгород” Оксимирон инициировал ещё в июле, процесс пока идёт. Поводом к регистрации ТЗ стал пародийный альбом «Горгород-2», который выпустил Гнойный.

Эксперты считают, что даже после регистрации товарного знака у Оксимирона мало шансов защититься от творчества единоросса: идея и концепция музыкального альбома не охраняются авторским правом, а пародии можно выпускать без согласия правообладателя. Они же отмечают, что голос не защищается законодательством, потому что не считается продуктом творчества. Он может быть защищён разве что как нематериальное благо, по аналогии с изображением человека, которое защищено статьёй 152.1 Гражданского кодекса.

Этим летом актриса озвучки Алёна подписала с Тинькофф Банком договор на использование её голоса для озвучивания продуктов банка, а позже обнаружила его (голос) в некоей “порно-рекламе”.

По договору актриса передала банку исключительные права на запись голоса, которые «предусматривали права на переработку, внесение любых изменений, сокращений, дополнений», в том числе третьими лицами, прокомментировали vc.ru в «Тинькофф».

На Западе индустрия голосовых дипфейков уже и вовсе процветает. Реми Мишель Кларк, голос Bing от Microsoft в Ирландии, нашла свой голос на сайте, позволяющем пользователю наговорить выбранным голосом любую фразу, озвучить рекламу, начитать текст. В США появился стартап Voice Keeper с “банком голосов”: люди с заболеваниями, грозящими потерей голоса, могут сохранить свой голос и позже использовать его для синтезатора речи.

Законодательством всё это пока почти не регулируется. Впрочем, в России собираются принять закон против дипфейков, возможно, и синтеза речи на основе голоса без согласия его обладателя это коснётся.

Первая X-ласточка полетела в суд

Случилось ожидаемое: против Илона Маска подала иск одна из бесчисленных компаний, которые использовали Х в зарегистрированных товарных знаках и оказались фраппированы внезапным переименованием Twitter. Techcrunch подсчитал, что таких в США около 900. Первым стало рекламное агентство X Social Media из Флориды, которое специализируется на социальных сетях.

Впрочем, помимо размещения рекламы в соцсетях, оно специализируется на защите прав граждан и бизнесов. Что и символизирует их логотип, где X стилизована под человечка, держащего в вытянутых руках весы правосудия. История бренда началась в 2015 году с того, что компания представляла интересы пострадавших от разлива нефти BP “в борьбе против корпоративных гигантов”, а в 2016 году они зарегистрировали торговую марку.

Теперь они утверждают в своём иске, что за эти годы успели превратить свой “икс” в узнаваемый бренд, а от ребрендинга Маска уже получили “серьёзный непоправимый ущерб”. Пользователи путают бывший Twitter и X Social Media, потому что социальная сеть тоже предоставляет рекламные и аналитические сервисы, список её услуг отчасти пересекается с ассоритментом рекламного агентства. Кроме того, они потеряли позиции в поисковой выдаче Google, вытесненные статьёй в Википедии про X Corp.

В США украсть товарный знак проще, чем в России, но тут тоже можно

Кирстан Демпс, жительница Геттисберга (Пенсильвания) баллотируется сейчас в городской совет и нашла оригинальный способ получить поддержку населения. Она зарегистрировала как товарный знак логотип местной спортивной школы, которым та пользуется уже 10 лет.

Она уже отправила руководству школы письмо с приглашением на встречу, чтобы обсудить условия и плату за использование своей интеллектуальной собственности. Демпс, которая два года назад пыталась стать мэром и не смогла, утверждает, что таким образом хочет обеспечить округу доходы от использования логотипа на форме и спортивной атрибутике и в печатных материалах. В школе недоумевают и отказываются от такой заботы.

Эксперт по интеллектуальной собственности объяснил, что на уровне штатов при регистрации торговой марки регуляторы не слишком заморачиваются её проверкой. Вот если бы Демпс попыталась зарегистрировать ТЗ на федеральном уровне, то получила бы отказ, там бы выяснилось, что у геттисбергской школы давний приоритет на использование.

В России тоже случаются казусы с экспертизой и регистрацией товарных знаков. В 2021 году Роспатент закрепил товарный знак «Diva Nail Technology» за компанией «Нейл Косметика». Эта компания долгое время сотрудничала с индивидуальным предпринимателем, который пользовался этим названием. После регистрации «Нейл Косметика» прекратила работать с этим ИП и запретила ему использовать название.

Предприниматель обратился в ФАС, которая дошла до Суда по интеллектуальным правам. Суд признал приобретение товарного знака недобросовестным. Ст. 14.4 Закона о защите конкуренции содержит запрет на недобросовестное приобретение и использование средств индивидуализации.

Роспатент зачистит маркетплейсы и ускорит оплату заграничных пошлин

Роспатент совместно с маркетплейсами работает над сервисами верификации правообладателей. Об этом рассказал представитель Роспатента Дмитрий Травников на конференции «Антиконтрафакт — 2023».

Первоочередная цель – защита покупателей от контрафактной продукции. Кроме того, маркетплейсы подключаются к системе “Честный знак”, чтобы эффективно обрабатывать жалобы на нелегальные товары.

Другие представители Роспатента в Женеве встретились в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности с руководителями главных международных организаций по защите ИС – собственно, ВОИС, Мадридского реестра товарных знаков и Лиссабонского реестра географических указаний и наименований мест происхождения товаров.

Они поговорили о разрешении “временных затруднений”, с которыми сейчас сталкиваются россияне при регистрации товарных знаков на иностранных рынках. Есть проблемы с уплатой пошлин, решено было попытаться процесс ускорить.

Полезное от Онлайн Патент:

Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность.

66
реклама
разместить
2 комментария

Для меня твиттер всегда останется твиттером. Эта одна из тех вещей, имя которой лучше не менять, как было с каналом дважды два

1

Маску пора завязывать с кетамином иначе стоимость X примерно до пачки сухариков упадет

1