Минэкономики предложило разрешить компаниям в «российских офшорах» и ТОР не раскрывать владельцев
Если документ примут, Россия превратится в «один большой офшор», говорит эксперт.
Минэкономразвития предложило разрешить компаниям, зарегистрированным в специальных административных районах (САР) и на территориях опережающего развития (ТОР), не раскрывать своих владельцев в едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ).
В Минэкономразвития подтвердили «Ведомостям», что предложения затрагивают только участников САР и ТОР. Поправки предлагается внести в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ООО). По мнению ведомства, сокрытие сведений в ЕГРЮЛ должно защитить резидентов САР и ТОР от возможных санкций.
Вести реестр владельцев будет регистратор, правила работы для которого установит Центробанк. Регистратор сможет взимать комиссию за внесение сведений и за предоставление информации из списка. Размер максимальной комиссии установит ЦБ. Согласно документу, компании смогут сами выбирать, где указывать данные, — в ЕГРЮЛ или передавать их регистратору.
«ТОР сейчас зарегистрированы практически в каждом себя уважающем регионе (в некоторых регионах несколько ТОР). Таким образом, офшоры (непрозрачные корпоративные структуры) у нас появятся практически в каждом регионе богоспасаемой»,— говорит заместитель гендиректора «Transparency International – Россия» Илья Шуманов. По его словам, если документ примут в нынешнем виде, «вся страна превратится в один большой офшор».
Сейчас к САР в России относятся остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области. Их резидентами могут стать компании, зарегистрированные за рубежом.
Резиденты могут рассчитывать на налоговые льготы и смягчение контроля, но должны инвестировать в российскую экономику от 50 млн рублей в течение полугода после регистрации. По данным на май 2019 года, в «российских офшорах» зарегистрировано десять компаний.
ТОР — отдельные территории регионов, на которых устанавливаются особые правовые и экономические режимы для поддержки бизнеса. С 2015 по 2018 годы ТОРы могли создаваться только на Дальнем Востоке, а после — по всей России. Например, ТОР есть в Орловской, Волгоградской, Челябинской, Новосибирской и других областях.