ИИ, политика и закон: правовые и регуляторные аспекты

Какие правовые границы дозволенного есть у ИИ? Как закон регулирует его использование и развитие? И какая ситуация в странах с высокими амбициями в этой области?
Привет, VC! Я Андрей, руководитель компании по разработке кастомных AI-решений 2people IT, сейчас обо всем расскажу 👌🏻

Рамки закона

Развитие области информационных технологий дает фору многим другим областям экономики. Промышленность, логистика и строительство одновременно конкурируют с IT-сектором и напрямую зависят от него.

Набранный ритм особенно напрягает сферу юриспруденции, так как ИИ-технологии появляются быстрее, чем новые законы. Влияние нейросетей на общество и бизнес растет, а вместе с ним необходимость правового регулирования процессов разработки и эксплуатации нейросетей.

Для сравнения: в среднем Государственная Дума принимает от 1 до 2 законов в неделю. Процесс согласования похож на разработку ПО: первое чтение - это инициация, второе - проектирование, третье - релиз. Повторное рассмотрение - возврат на доработку, внесение поправок - багфикс.

Несмотря на схожесть внутренних процессов, видно сильное отставание правовой отрасли от технологической. Даже работа по условному Agile не помогает Госдуме оставаться в контексте современности и быть эффективной в вопросах ИИ.

В то время, как бюрократические тонкости тормозят законотворчество, сервис Chat GPT посещает 13 миллионов человек ежедневно, а ”Алиса” от Яндекса, по ее собственным подсчетам, обрабатывает более 100 миллионов запросов в сутки, имея суммарную аудиторию около 40 миллионов пользователей.

Рамки закона
Рамки закона

Общая сводка

В настоящее время большинство государств не имеет специального законодательства, регламентирующего использование ИИ. В странах-лидерах этой области - США, Китай, ЕС и Россия - приняты немногочисленные нормативные акты, направленные на создание принципов работы с технологиями. Ключевые аспекты, отраженные в них:

  1. Защита данных. Задачи искусственного интеллекта включают обработку больших объемов данных, которые могут ошибочно или намеренно быть персонализированы. Алгоритм при анализе двух баз имеет возможность собрать профиль конкретного человека, что влечет за собой раскрытие конфиденциальной информации.
  2. Ответственность и прозрачность. Установление ответственности за нарушения прав человека и причиненный ущерб. Принятие решений о том, при каких условиях судебные тяжбы возлагаются на пользователя системы, а в каких на поставщика услуг. Обеспечение прозрачности алгоритмов и возможности объяснения принимаемых ими решений.
  3. Патентование и авторские права. Сложный вопрос о признании права на созданные с помощью ИИ произведения (музыка, изображения, тексты и др.), а именно: кто является правообладателем контента. Рассматриваются три варианта: разработчик, пользователь или сама программа.
  4. Этика и нормы. Разбор этических аспектов работы ИИ для предотвращения нежелательных последствий. Самая частая проблема здесь - дискриминация по полу и возрасту.
  5. Международное взаимодействие. Разработка рекомендаций для повсеместного регулирования данной области. В частности, ОЭСР создает стандарты, которые будут обсуждаться на международном уровне.
  6. Антимонополия. Принятие мер для предотвращения и разрешения ситуаций монополизации рынка, обеспечение справедливой конкуренции.
  7. Работа и занятость. Распространение нейросетей имеет значительные последствия для сферы найма. Поднимаются проблемы сохранения рабочих мест, переквалификации сотрудников, адаптации их к новым реалиям рынка труда.
ИИ, политика и закон: правовые и регуляторные аспекты

Законы в США

В настоящее время США занимают первое место в сфере разработки ИИ.

Закон о будущем искусственного интеллекта дает 5 определений термину. Наиболее интересное из них: “Системы, которые действуют, как люди; системы, которые могут пройти тест Тьюринга или другой сопоставимый тест с помощью обработки естественного языка, автоматического рассуждения и обучения”.

Информационный бюллетень Искусственный интеллект для американского народа обязывает агентства правительства США подготовить планы по использованию и продвижению ИИ.

Закон о государственной конкуренции и инновациях декларирует национальную стратегию развития и поддерживает исследования в сфере искусственного интеллекта.

Законы в Китае

План развития искусственного интеллекта нового поколения провозглашает Китай ведущей страной в области ИИ. Он охватывает различные аспекты, включая политику, инновации, инфраструктуру, развитие человеческих ресурсов и привлечение иностранных талантов.

Закон о кибербезопасности документирует сбор, хранение, обработку и передачу данных. Принципы использования и развития ИИ отражены в Справочнике по этике искусственного интеллекта.

ИИ, политика и закон: правовые и регуляторные аспекты

Законы в ЕС

Общий регламент о защите данных применим ко всем технологиям сбора информации. Он устанавливает правила по хранению и передаче данных, а также требования в отношении информированности пользователей и их прав на конфиденциальность.

План действий по искусственному интеллекту фокусируется на развитии технических возможностей, поддержке инноваций, содействии конкурентоспособности и привлечении инвестиций.

Законы в России

Россия занимает 16-е место в мире по количеству запатентованных ИИ-проектов.

Искусственный интеллект в законах определяется как “технологическое решение, позволяющее имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека”.

В Принципах развития и использования искусственного интеллекта определена стратегия развития и указаны две ключевые даты - 2024 и 2030 годы. К первой дате предполагается улучшить позиции, ко второй - ликвидировать отставание и добиться лидерства в отдельных направлениях разработки. Также документ охватывает вопросы безопасности, приватности и прозрачности.

Россия делает ставку на развитие так называемого "промышленного интернета вещей”. Вот некоторые из сфер, в которых РФ преуспела или планирует это сделать:

  • Финансовый сектор. В банках применяются ML-алгоритмы для отслеживания мошенничества и принятия решений по выдаче кредитов. В исследовании Финтех Ассоциации указано, что 95% российских финтех-компаний уже внедрили ИИ в основные процессы.
  • Промышленность. Нейросети используются для оптимизации производственных процессов и управления логистикой. По данным АНО “Цифровая экономика” в этой сфере 16% компаний уже внедрили искусственный интеллект.
  • Ритейл. В розничной торговле ИИ применяется для прогнозирования спроса, оптимизации цен и ассортимента товаров. Статистика Ассоциации электронных коммуникаций гласит, что 42% российских ритейлеров используют решения на основе искусственного интеллекта.
  • Сельское хозяйство. Продукты с ИИ помогают управлять сельхозтехникой, посевами и уборкой урожая. В отчете АНО «Цифровая экономика» говорится, что 12% предприятий используют технологии нейросетей, а 36% планируют внедрить их в ближайшее время.

Сложности регулирования

Проблемы с ИИ могут возникнуть как на стадии обучения, так и на стадии эксплуатации. Зачастую эти этапы проходят раздельно: алгоритмы достигают результатов путем нахождения взаимосвязей в представленных материалах, базовых паттернах и структурах. Данные преобразуются разработчиками в доступные формы, в которых есть очевидный правильный и неправильный ответ. После этого модели выходят в продакшн.

От того, на каком из этапов “застрянет” система, напрямую зависят выдвигаемые правовые инициативы.

Искусственный интеллект еще не находится на должном на уровне самостоятельности, поэтому мы пока не говорим о нем как о юридическом субъекте. Эта мысль особенно актуально звучит для решения вопросов авторского права и разделения ответственности за возможные инциденты.

На сегодняшний день есть смысл рассматривать ИИ только как объект права и регулировать его соответствующим образом.

ИИ, политика и закон: правовые и регуляторные аспекты

Выводы

Физическим лицам необходимо развивать навыки адаптации к технологическому прогрессу и готовится к многообразию последствий.

Юридическим лицам важно найти баланс между стимулированием инноваций и правовой защитой общества. Разработать новые подходы безопасного использования ИИ. Того перечня документов, который сегодня предлагают законодатели разных государств, недостаточно.

Актуальная задача для юриспруденции - догнать сферу IT, в идеале сработать на опережение, закрепив документально системы, еще только находящиеся в разработке.

Но это уже дискуссионный вопрос. Что должно появиться раньше: прецедент или закон? Предлагаю обсудить в комментариях.

Завершение

В 2people IT мы помогаем бизнесу расти в условиях быстроменяющейся цифровой реальности: консультируем, разрабатываем и внедряем ИИ-решения под индивидуальные процессы компаний. В нашей команде работают аналитики и юристы, помогающие клиентам комфортно и безопасно проходить путь создания новых мобильных и веб-приложений.

Подписывайтесь на наш телеграм канал, где мы рассказываем про бизнес и технологии. Напишите мне в TG, если вы не знаете, как ИИ может оптимизировать ваш бизнес. Консультация бесплатно)

44
Начать дискуссию