Похоже, заказ одежды из интернет-магазинов - всё. Маркировка товаров закроет дорогу для небольших онлайн-ритейлеров

NB! В этой статье будет много цитат различных официальных документов. Автор старался их минимизировать, но у него плохо получилось.

01 декабря 2019 года становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности (читать - одежды), это происходит в связи с началом действия в указанной части Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (далее - Распоряжение).

С 29 июня по 30 ноября 2019 года - маркировка товаров является добровольной и проходит в тестовом режиме, участниками являются прямые интересанты подобной системы - крупные сети: "Спортмастер", Х5, Стокман, H&M и прочие равные им по масштабу офлайн-ритейлеры.

Теперь производители будут обязаны наносить при помощи специализированного ПО ("честныйзнак.рф") маркировку в на товар. Маркировка товаров уже является обязательной для нескольких отраслей промышленности - алкоголь, мех, обувь и лекарства. VC уже писал о процедуре маркировки обуви, однако поднимаемый мною вопрос не исследовался.

Причем здесь интернет-магазины?

Проблема в том, что механизм действия Распоряжения Правительства корреспондирует с другими документом, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - Решение КТС) и положениями норм Таможенного кодекса ЕвраЗЭС (далее - ТК ЕвраЗЭС).

Указанное Решение КТС (ч.2 ст.3) предписывает, что продукция легкой промышленности, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Простыми словами: нет ножек (маркировки) - нет конфетки (выпуска таможней товаров).

ТК ЕвраЗЭС (ч.1 ст.126) указывает, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнение условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров (в т.ч. в отношении товаров для личного пользования).

В том же ТК ЕвраЗЭС (ч.4 ст.268) мы увидим, что в отношении товаров для личного пользования, декларируемых с целью свободного обращения, за исключением товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

Простыми словами: получатель сначала оплачивает таможенную пошлину, а про основания для выпуска товара - ничего не говорится, т.е. может выпустят - а может нет.

Если мы возьмем крупных игроков, для которых Россия является значимым куском пирога (asos.com, farfetch.com, yoox.com) - логично, что они озаботятся соблюдением регулятивных норм, но есть огромное количество интернет-магазинов, для которых заказами из России можно пренебречь, они вряд ли будут запариваться с маркировкой и просто уйдут с рынка. Таким образом, мы потеряем возможность приобретать онлайн товары у огромного количества небольших и средней руки, не говоря уже совсем эксклюзивных инди-поставщиков.

Кстати, идея для стартапа: сервис для небольших онлайн-магазинов, осуществляющий пересылку товаров с учетом требования о маркировки.

Ввоз немаркированных товаров может быть прекращен по щелчку пальцев (вы находитесь здесь).

Понятно, что пока (ключевое слово, да) гайки закручены не так плотно - по крайней мере, я не видел постов о том, что кого-то огорчили невыпуском новеньких кроссовок. Однако дизайн действующего законодательства таков, что выпуск или невыпуск товара без маркировки, находится на 100% в сфере воли, т.е. "сегодня - выпускаю, а завтра - передумали", конкретных должностных лиц, если завтра будет дана команда "не пущать", то юридические основания (имея в виду законодательную базу) для этого уже существуют. И это грустно, т.к. контрафакт вряд ли исчезнет с полок, а вот любители отрыть эксклюзивы смогут наблюдать их только в интернет-браузере.

55
13 комментариев

Ко всему прочему еще и цены опять поднимутся для конечного потребителя. Все для людей)

3
Ответить

Нет, что Вы. Знаете как написано на сайте "честныйзнак.рф"? Они пишут, что введение маркировки позволит снизить цены до 10% на маркированные товары, расходы не затронут потребителя, лягут целиком на бизнес. О, как!

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

"Большие игроки выживут" - о том и речь, что большие выживут, а вот маленьких отсекут. Причем пострадает не бизнес, пострадает пользователь (т.е. гражданин Российской Федерации). Для небольших иностранных интернет-магазинов продажи из России - статистическая погрешность, а для отдельного человека - некупленный желанный товар. Знаете сколько есть классных, недорогих производителей?  

На тему полулегальных ниш. Давайте поговорим об этом откровенно. Кто сформировал эту полулегальную нишу? Каким образом и при попустительстве каких должностных лиц в страну проникает контрафакт? Сколько миллионов изъяли у главы ФТС при обыске? При чем здесь вообще маленький онлайн-ритейл? 

4
Ответить

Закрывая полулегальную нишу, они закроют покупателям РФ доступ к товарам, произведённым мелкими партиями, для которых маркировка – это слишком большие накладные расходы.

1
Ответить

Чтобы шопиться надо будет пересекать границу, прямо как в совке)

Верной дорогой идём, товарищи!

2
Ответить

Есть мнение, что даже это может не помочь. Например, алкоголь уже сегодня можно ввозить только из Duty Free, поскольку алкоголь не маркированный (!) акцизными марками и не приобретенный в Duty Free - запрещен к ввозу. 

Поэтому все "настоящие" абсенты, виски и прочие текилы, которые куплены за пределами duty free - юридически нельзя ввезти на территорию РФ. Но на это закрывают глаза. 

Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. 

Ответить