Правила мира: С 25 октября 2019 года вступают новые положения о примирительных процедурах

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил новые правила примирения сторон.

Так, указанным Законом помимо всем знакомой медиации предусмотрены такие виды примирительных процедур как переговоры и судебное примирение.

Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. В определении о проведении примирительной процедуры суд указывает наименования сторон, предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура, сроки проведения примирительной процедуры.

В определении о проведении примирительной процедуры могут содержаться и иные указания, необходимые для обеспечения надлежащего проведения примирительной процедуры. Примирительная процедура должна быть завершена в срок, установленный судом в определении о проведении примирительной процедуры. По ходатайству сторон указанный срок может быть продлен судом.

Такой вид примирительной процедуры как переговоры будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.

Если же стороны выбирают медиацию как способ урегулирования конфликта, то она проводится в порядке, установленном кодексом и федеральным законом. В случае заявления сторонами соответствующего ходатайства суд откладывает судебное разбирательство.

Полагаем, что процедура судебного примирения вызывает наибольшее количество вопросов, ведь вместе с ней в законодательстве появилось такое лицо как судебный примиритель.

Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

Судебный примиритель будет вправе:

  • вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;

  • изучать представленные сторонами документы;
  • знакомиться с материалами дела с согласия суда;
  • осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.

Полагаем, что следует обратить внимание на то, что судебный участником судебного разбирательства не является и, соответственно, не уполномочен совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение, прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Закон предусматривает следующий итог примирительных процедур:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы;
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, возражения.

Помимо прочего указанный Закон установил требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедуру его утверждения судом и порядок исполнения. Также установлена процедура, при которой нотариусы должны удостоверять медиативные соглашения. Так удостоверенные соглашения и их заверенные копии отнесены к исполнительным документам, которые направляют судебным приставам.

Также, хорошей новостью является обновление положений статьи 333.40 НК РФ, ведь в «новой версии» норма предусматривает, что при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу возвращается 70% уплаченной им госпошлины. При этом в случае достижения мирового соглашения на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции возврату подлежит 50% госпошлины. Если это произошло на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции или пересмотра судебных актов в порядке надзора, вернут 30% госпошлины.

Закон исключает из НК РФ положение о том, что уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом РФ, судом общей юрисдикции.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что вступающие в силу изменения направлены на цивилизованное и разумное урегулирование конфликтных ситуаций, а также, безусловно, на снижение нагрузки в органах судебной власти.

11
Начать дискуссию