Когда вас заставят платить по долгам вашего юридического лица или что такое субсидиарная ответственность

Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы с вами обсудим тему субсидиарной ответственности учредителей (участников) и генерального директора по долгам управляемого ими юридического лица.

Еще 20 лет назад с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" фактически был введен институт субсидиарной ответственности участников и руководителей организации, а также иных лиц, которые могут определять действия должника (бенефициаров).

Субсидиарная ответственность (в понимании дел о банкротстве) - это разновидность ответственности, которую несут участники (учредители) должника (банкрота), бенефициары (фактические собственники бизнеса), а также его органы управления.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) выделяет следующие основания привлечения к субсидиарной ответственности:

  • невозможность полного погашения требований кредиторов
  • неподача (несвоевременная подача) заявления должника

В свою очередь, каждое основание имеет ряд правил и презумпций, поэтому предлагаю рассмотреть их более детально.

Невозможность полного погашения требований кредиторов

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" выделяет следующие презумпции невозможности погашения требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица:

1) причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

2) документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

3) требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов;

4) документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

5) на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:

в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов;

в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

п. 2 ст. 61.11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.

Не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам. Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с данного контролирующего должника лица.

п. 11 ст. 61.11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Таким образом, если контролирующее должника лицо своими действиями или бездействиями привело юридическое лицо к состоянию невозможности погашения требований кредиторов, оно будет отвечать по его долгам своим имуществом.

Неподача (несвоевременная подача) заявления должника

1. Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд.

При нарушении указанной обязанности несколькими лицами эти лица отвечают солидарно.

2. Размер ответственности в соответствии с настоящим пунктом равен размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 - 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признания должника банкротом).

п. п. 1, 2 ст. 61.12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Данное основание привлечения к субсидиарной ответственности наиболее применимо к руководителю (генеральному директору) должника, а срок на подачу заявления о признании управляемого им юридического лица несостоятельным (банкротом) равен 1 месяцу с даты возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

Резюмируя, следует сказать о том, что канули в лету те времена, когда можно было беспрепятственно выводить денежные средства с "загибающегося" юридического лица, ликвидировать его и остаться "на коне".

Сейчас кредиторы осведомлены о возможности привлечь нерадивого контрагента в лице его управленцев и учредителей, а также бенефициаров (фактических владельцев бизнеса) к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица.

Данное обстоятельство не может не радовать честный и порядочный бизнес, который привык исполнять свои обязательства и готов требовать того же от своих деловых партнеров.

Отдельно следует отметить, что помимо привлечения к субсидиарной ответственности, банкротное законодательство позволяет оспаривать сделки по выводу имущества должника, а также взыскивать убытки с упомянутых выше лиц, но это уже предмет для отдельного разговора.

Глеб Грибовский. Юрист. Москва. Сопровождение бизнеса и частных клиентов.

Telegram @griboffskii

Номер телефона +7 918 362 98 20

Проконсультирую вас и ваш бизнес

Начать дискуссию