Стыдные вопросы о самозанятости: в чем путаются даже бывалые

Ответим на вопросы о самозанятости, которые уже неловко задавать, но сомнения все равно возникают. Коротко, ясно, по делу.

Стыдные вопросы о самозанятости: в чем путаются даже бывалые

Привет, это Консоль.Про. Мы помогаем компаниям сотрудничать с исполнителями: автоматизируем постановку задач, проводим оплаты, формируем чеки и акты.

В статье — ответы на вопросы о самозанятости, в которых путаются даже опытные исполнители и заказчики. Разберемся с лимитами на расчеты наличкой, от чего зависит размер НПД, можно ли договориться о предоплате и что делать, если в чеке ошибка.

Вопрос 1. Может ли самозанятый сотрудничать с самозанятым?

Может, но не все формы сотрудничества допустимы. Так, самозанятым запрещено нанимать работников по трудовому договору или работать вместе по договору совместной деятельности. Они не могут зарегистрировать один товарный знак на двоих и работать под общим брендом.

Все остальные формы сотрудничества допустимы: плательщики НПД могут заключать гражданско-правовые договоры друг с другом и работать в команде на одного заказчика.

Вопрос 2. Есть какие-нибудь требования к акту об оказании услуг?

К форме и содержанию акта об оказании услуг нет каких-то четких требований в Гражданском кодексе. Но поскольку этот акт используется как первичный документ, он должен содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете». К ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • должность, ФИО лиц, участвующих в составлении акта об оказании услуг, и документ, на основании которого они действуют;
  • подписи сторон и иные реквизиты, необходимые для их идентификации.
Стыдные вопросы о самозанятости: в чем путаются даже бывалые

Вопрос 3. Есть ли лимиты на расчеты наличными деньгами с самозанятым физлицом?

Нет, если договор подписали с самозанятым физлицом, то на сделки с ним лимит расчетов наличными не распространяется. Такой позиции придерживается Центробанк и ФНС (п. 1 Указания ЦБ от 9 декабря 2019 г. №5348-У, письмо УФНС по г. Москве от 10 июня 2020 г. №20-21/093682). Если речь об ИП на НПД, то есть предпринимателе, который применяет налог на профессиональный доход, то лимит расчетов наличными — 100 000 ₽ по одному договору.

Вопрос 4. Можно ли рассчитываться с самозанятым один или два раза в месяц?

Да, можно. В законе нет ограничений на количество выплат самозанятому. Вознаграждение можно выплачивать несколько раз в месяц, но нужно следить, чтобы периодичность не совпадала с выплатами аванса по зарплате — тогда сотрудничество не будет похоже на трудовые отношения. Иначе налоговики начнут проверку, а по результатам могут доначислить НДФЛ, взносы, потребовать пени и штрафы.

Вопрос 5. Может ли самозанятый договориться с заказчиком о предоплате?

Да, может. Допустимо закрепить условие о предоплате в договоре между заказчиком и самозанятым, указать процент предоплаты от общей суммы договора. Например: «Оплата осуществляется по факту выполнения работ при заключении договора. Предусмотрена предоплата 50%, остальное вознаграждение Заказчик перечисляет после подписания акта приема-передачи услуг».

Что касается чека на предоплату, то закон не устанавливает такую обязанность для самозанятого. Но и запрета нет. Так, нет указания, что предоплату можно считать расчетами от реализации товаров и услуг. Ведь реализация еще не произошла (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ). Но если самозанятый вынужден будет вернуть предоплату, то уменьшается его доход (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ). А из этого следует, что предоплата — это доход для режима НПД. Значит, предоплата — основание для передачи клиенту сформированного чека.

Вывод: для компании безопаснее, если самозанятый оформляет чек на каждый денежный перевод заказчика. Важно, чтобы в чеке не было слова «аванс». Это трудовая терминология, из-за которой ФНС может начать проверку.

Стыдные вопросы о самозанятости: в чем путаются даже бывалые

Вопрос 6. Зачем вообще нужен чек и можно ли обойтись без него?

Чек — отчетный документ, который самозанятый предоставляет заказчику. Компании чеки нужны для отчета перед налоговой: они доказывают, что организация действительно работает с самозанятым, а не укрывается от уплаты налогов.

Если компания не предоставит чек в налоговую, то отношения с самозанятым могут переквалифицировать в трудовые. А это грозит финансовыми потерями: принудительной оплатой налога на доходы физлица (НДФЛ) и страховых взносов за исполнителя, штрафами, пенями.

Также по закону самозанятый должен передать чек заказчику, а если не сделает этого, то будет выплачивать штраф. Если исполнитель совершил нарушение впервые, то размер штрафа — 20% от платежа. Если исполнитель совершил повторное нарушение в течение полугода, то размер штрафа — 100% от полученной суммы (ст. 129.13 НК).

Вопрос 7. Что делать, если в чеке ошибка?

Если самозанятый допустил ошибку, он может аннулировать неправильный чек в приложении «Мой налог» и сформировать новый.

Вопрос 8. Как понять, что чек настоящий?

Проверить чек самозанятого можно по QR-коду. Отсканируйте его камерой смартфона. Если чек подлинный, такой же документ откроется на сайте lknpd.nalog.ru. Если страница не откроется или появится ошибка, чек недействителен.

Стыдные вопросы о самозанятости: в чем путаются даже бывалые

Вопрос 9. Есть ли у самозанятого право на больничный?

У самозанятого нет права на оплачиваемый больничный, поскольку он не платит страховые взносы (ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ).

Исключение — самозанятый со статусом индивидуального предпринимателя, который может заключить договор добровольного страхования и уплачивать страховые взносы в СФР. Заболев, он самостоятельно обращается в фонд для получения выплат.

Если исполнитель заболел и не может выполнить задание в срок, то он отвечает за убытки заказчика, причиненные такой просрочкой. Если договором предусмотрена ответственность — пеня или неустойка за просрочку, — заказчик также будет иметь право начислить пени или взыскать неустойку. Но если заказчик готов подождать выздоровления исполнителя, то стороны могут заключить дополнительное соглашение, продлевающее срок исполнения задания.

Вопрос 10. Могут ли налоговики лишить самозанятого статуса в одностороннем порядке?

Да, могут. Самозанятый может перестать быть таковым самостоятельно, либо инициативу проявят налоговики. Постановку на учет аннулируют, если выявят, что самозанятый не соответствует требованиям законодательства (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ). Например, перепродает чужие товары.

Остались вопросы? Пишите в комментариях!

2121
16 комментариев

Я бы ещё добавил. Если сотрудничаете с самозанятыми, всегда обращайте внимание на дату продажи, указанную в чеке. Если рассчитываетесь по безналу, самозанятый должен выписывать чек в тот же день. Но если он забудет и сформирует чек позже, приложение автоматически поставит текущую дату, которая будет расходиться с датой, когда самозанятому были перечислены деньги. Налоговой это может не понравится и они могут запросить разъяснения. Вроде бы ничего страшного, но лишней работы прибавится.

3
Ответить

Как раз думаю над этим статусом в данный момент. Благодаря вашей статье немного разобралась в нюансах. В любом случае еще буду думать насколько это выгодно в моей ситуации, но щекотливые моменты конечно здесь имеются.

2
Ответить

Даже не сомневайтесь. Это намного выгодней чем платит работодатель. Да и налог меньше, но тоже есть свои нюансы и лимиты.

Ответить

Какая бы не была форма занятости, документооборот и отчетность нужно соблюдать! Самозанятыми становятся разные люди и не всегда они достаточно образованы в юридических моментах. Эта статья в помощь самозанятости! Спасибо!

1
Ответить