Чек-лист: поможет ли медиация в решении вашего конфликта?
В этом тексте — только прикладные рекомендации по использованию медиации для бизнеса, чтобы выйти из конфликта мирно и соблюдая свои интересы. А также критерии медиабельности, по которым легко оценить, подходит ли ваш случай для медиационного решения.
Медиация как альтернатива суду
Сегодня самый распространенный способ разрешить бизнес-спор — это передать дело в суд. Однако часто разобраться с конфликтом лучше до этого момента. Судебные процессы могут длиться очень долго, и иногда компания проигрывает дело, даже если были хорошие шансы на победу.
В таких случаях на помощь приходит медиация — способ альтернативного урегулирования споров при участии незаинтересованной в конфликте стороны — медиатора.
Важно! Кандидатура медиатора должна устраивать всех участников. Медиатор управляет переговорами так, чтобы компании пришли к медиативному соглашению.
Участникам даже не обязательно общаться между собой: все обсуждения могут проходить на индивидуальных встречах с посредником. При этом стороны полностью контролируют процесс.
В процедуре могут участвовать и юристы: они играют роль консультантов для медиаторов и представляют интересы своих клиентов.
Медиация охватывает практически все виды экономических споров. В ней не обязательно ограничиваться конкретным иском — можно договариваться по широкому кругу спорных моментов. Медиатор должен удостовериться, что достигнутые соглашения выполнимы на практике. Если компании всё же не смогли найти компромисс, они имеют право в любой момент прекратить медиацию (в том числе по желанию только одной из сторон) и обратиться в суд.
С помощью медиации можно разрешить конфликт, даже если судебный процесс уже идет. Медиативное соглашение в любом случае получит статус исполнительного документа. Это позволит добиться выполнения условий соглашения, если какая-то из сторон будет уклоняться от его исполнения.
Риски, которые несет судебный процесс
Репутационные потери. Проигрыш в суде по профильному для организации делу может больно ударить по ее репутации. Например, если перевозчик проигрывает процесс по поводу утраты груза, потенциальные заказчики могут узнать об этом в системе проверки юридических и физических лиц и отказаться от работы с ним.
Раскрытие чувствительной информации. Разбирательство дел во всех судах — открытое. Сотрудник фирмы-конкурента может прийти на процесс и получить массу сведений, например о структуре поставок и особенностях производства. Более того, суды обязаны публиковать судебные акты. В них могут содержаться важные данные о сторонах спора: конечные бенефициары бизнеса, его стоимость, распределение долей.
Финансовые потери. Многие договоры предусматривает штрафные санкции за нарушение обязательств, а это дополнительные расходы. Например, управляющая компания может получить штраф в 25–50% от суммы, присужденной в пользу истца-потребителя. Небольшие компании, которые недовольны решением суда, вполне могут обнулить счет, инициировать банкротство и не заплатить.
Загруженная судебная система. Отдельно стоит отметить, что нагрузка на судей очень высокая. Это может влиять на качество выносимых решений. Например, судья Арбитражного суда Москвы в среднем рассматривает почти 300 дел в месяц.
Как медиация снижает риски компаний
Медиация минимизирует репутационные издержки, ведь стороны не соревнуются друг с другом и не пытаются убедить в своей правоте судью или арбитра. Любые выплаты — это совместное решение. Финансовые потери, как правило, ниже, чем в судах. Плюс при проведении медиации сохраняется полная конфиденциальность, даже о самом факте процедуры.
А еще медиация практически гарантирует, что стороны выполнят условия соглашения. Когда спор разрешает судья, он подтверждает чью-то вину. Недовольные могут уклоняться от исполнения решений. Другое дело — урегулирование спора через достижение договоренности, устраивающей обе стороны. В этом случае исполнить обязательства всем будет проще.
Показатель исполняемости решений судов по производствам, возбужденным на основании судебных актов, — 46%, а процент исполненных медиативных соглашений с участием коллегии посредников при Торгово-промышленной палате России — 100%.
Чек-лист на медиабельность: оцените, насколько ваш конфликт подходит для решения с помощью медиации
Объективные характеристики медиабельности:
- Нет прямого запрета на урегулирование спора с помощью медиации. Он действует, например, для коллективных трудовых споров и оспаривания нормативных актов.
- Не затрагиваются публичные интересы, в частности безопасности государства. Это не касается споров, в которых речь идет о конкретных государственных структурах. К примеру, конфликт между предпринимателем и администрацией города решить в таком формате можно.
- Содержание спора не противоречит основам права и нравственности, не связано с нарушением закона.
- Спор не касается третьих лиц, которые не участвуют в медиации.
Субъективные характеристики:
- Стороны готовы совместно искать решение. Если хотя бы одна из сторон против, в медиации не будет смысла.
- Стороны хотят продолжить сотрудничество. Процедура эффективнее всего, когда у спорящих долгая история деловых взаимоотношений и они хотели бы ее продолжить.
- У участников процесса нет принципиальных религиозных, морально-этических и других противоречий. Часто элементарный спор невозможно разрешить мирно просто потому, что люди по-разному смотрят на мир.
- Стороны хотят сохранить конфиденциальность. Когда в споре фигурируют, например, способы оптимизации бизнеса, лучше не выносить их на публику.
- У участников есть ресурсы, чтобы исполнить договоренности. Если хотя бы одна из сторон понимает, что для нее проще банкротиться, мирно разрешить конфликт невозможно.
8 рекомендаций для урегулирования бизнес-споров в процессе медиации
- Перед обращением в суд оцените свои шансы. Для этого вы можете пользоваться системами поиска и анализа судебной практики. Найдите похожие дела, проанализируйте аргументы сторон, решения судей.
- Попробуйте спрогнозировать, получите ли вы то, на что рассчитываете, даже если суд встанет на вашу сторону. Статистика службы судебных приставов показывает — в полном объеме исполняется чуть более трети принятых судебных решений. Возможно, правильнее будет ставить вопрос не о том, как выиграть, а как урегулировать конфликт и достичь реального результата.
- Если вы не до конца уверены, что получите этот результат, рассмотрите альтернативные способы разрешения спора — в том числе медиацию. Это намного более прогнозируемая и контролируемая процедура. Она особенно актуальна, если вам важно сохранить конфиденциальность.
- Пользуйтесь услугами проверенных медиаторов. Обратитесь в доверенные организации, которые такой функционал предоставляют. Это, например, РСПП и Торгово-промышленная палата.
- Если вы по каким-то причинам не можете договориться о процедуре медиации сами, свяжитесь с медиатором. Получив предложение от одной из сторон по урегулированию спора, он может самостоятельно обратиться к вашему оппоненту с предложением.
- Участвуя в медиации, постарайтесь сосредоточиться на том, в чем ваш подлинный интерес: что вы хотите достичь от переговоров в конечном счете. Не стоит забывать, что позиции, продиктованные эмоциями или стереотипами, часто мешают в достижении подлинных целей. Поэтому не позволяйте эмоциям и гневу помешать вам прийти к успеху в переговорах.
- Во внесудебной медиации обязательно заверьте медиативное соглашение. Иногда нотариусы отказываются это делать, так как боятся мошенников или недостаточно хорошо разбираются в теме. Попробуйте предоставить дополнительные документы по запросу, показать специалисту похожие соглашения из публичных источников или же обратиться к другому человеку.
- Помните, что даже в процедуре медиации компании могут затягивать сроки. Если процесс застопорился и ваш партнер не идет на контакт, можно закончить переговоры и обратиться в суд.