11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку

Ежегодно в России подаются на регистрацию около 100 тысяч товарных знаков. Из них порядка 30 тысяч получают отказ. Ко всем обозначениям предъявляются одни и те же требования.

Товарный знак должен:

  • быть уникальным
  • обладать различительной способностью
  • не вводить потребителей в заблуждение.

Но это только общие положения. В ст. 1483 ГК РФ перечислены 11 причин, по которым Роспатент может отказать в выдаче свидетельства на бренд.

О каждой поговорим более подробно и с примерами.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку

Какие товарные знаки не удастся зарегистрировать

  • Бренды, не обладающие различительной способностью

Что такое различительная способность? Говоря простым языком, это непохожесть товарного знака, его способность давать продукту узнаваемость среди аналогичных предложений. Именно различительная способность помогает нам узнавать товары конкретного производителя.

Формулировка одна, значений - несколько. В ГК РФ перечислены 4 варианта брендов, которые не пройдут регистрацию из-за отсутствия различительной способности. Это обозначения, которые:

  • вошли во всеобщее употребление

Бренды, которые использовались настолько долго, что начали неразрывно ассоциироваться с определенной группой товаров. Это сделало их свободными для использования.

Пример такого обозначения - всем известный аспирин. Изначально "Аспирин" - бренд компании Bayer. Сейчас это название для ацетилсалициловой кислоты независимо от производителя.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку
  • являются общепринятыми терминами

Нельзя зарегистрировать название “Диваны и стулья” для мебельной фабрики. Оно прямо указывает на вид продукции. Но для другого направления бизнеса зарегистрировать такое название вполне возможно. Например, для кафе.

  • характеризуют товары

Сюда входят те названия, которые прямо говорят, для кого и где произведен товар, какие имеет характеристики, из чего состоит.

Роспатент откажет брендам “Люксовый костюм” или “Обед для мам”. Первое название - хвалебное и указывает на качество, второе - на потребителя.

  • представляют форму товаров, которая определяется их свойствами или назначением

Здесь речь идет об объемных товарных знаках. Форма товара или его упаковки должна быть необычной, чтобы пройти регистрацию. Например, бутылочка йогурта “Чудо” на момент регистрации была нестандартной.

ТЗ № 487188, правообладатель - ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"
ТЗ № 487188, правообладатель - ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"

Кроме этого различительной способностью не обладают простые геометрические фигуры, числовые комбинации, аббревиатуры, буквенные сочетания кириллицы и латиницы.

Существуют товарные знаки, которые изначально не обладали различительной способностью, но стали узнаваемы и получили зеленый свет от Роспатента. Пример такого бренда - “МТС” и его вариации.

  • Бренды, которые включают официальные символы, наименования и отличительные знаки

Это те товарные знаки, которые содержат или имитируют:

  • флаги государств
  • гербы
  • денежные знаки
  • печати
  • награды
  • гарантийные клейма и т.д.

Рядовой предприниматель не может разместить свой логотип на фоне флага России или, например, Великобритании. Это просто не предусмотрено законом.

Исключение составляют товарные знаки уполномоченных организаций.

Российский герб включен в комбинированный товарный знак “Стандарт Кремля”. Бренд принадлежит “Федеральному комплексу "Кремлевский" Управления делами Президента Российской Федерации.

ТЗ № 264760
ТЗ № 264760
  • Бренды, которые вводят в заблуждение или противоречат нормам морали

Товарный знак не должен обманывать потребителя в вопросах состава, места производства, характера товара или данных производителя. Если мороженое называется “Суздальская лакомка”, но выпускает его молокозавод на Урале - Роспатент не выдаст свидетельство на такой бренд.

С нормами морали все интереснее. Ведомство не одобряет не только ругательства и оскорбления, но и наименования с неприятными ассоциациями. Регистрацию не получит водка “Семейная” - приравнивает употребление спиртного к семейным ценностям, или сигареты “Монастырские” - порочат веру и религию.

В некоторых случаях этот пункт удается обойти. Например, при помощи необычного шрифта. Так регистрацию получил бренд pizduk. Правда, просуществовал этот товарный знак меньше года. После недолгих колебаний ведомство его аннулировало.

ТЗ № 778144
ТЗ № 778144
  • Бренды, которые содержат названия или изображения объектов культурного наследия

Запрет касается и отечественных, и зарубежных памятников культуры - зданий, скульптур, архитектурных ансамблей и др. Предположим, предприниматель из Самары собрался регистрировать логотип для чайных наборов и разместил на нем фото Эрмитажа. Ведомство не одобрит такую заявку, потому что изображение создает ложные впечатления о товаре. Эрмитаж к чаю самарского бизнесмена не имеет никакого отношения. По той же причине Роспатент отказал в регистрации бане “Александровский сад” - так называется парк вдоль западной стены Кремля.

В редких случаях все же можно использовать памятники культурного наследия. Для этого нужно иметь государственное разрешение или согласие правообладателя произведения. Например, права на изображение монумента Родины-матери принадлежат государственному музею-заповеднику "Сталинградская битва".

  • Названия спиртных напитков определенного географического региона

Шампанское и бордо исторически производятся в областях Франции, херес - в Испании, кирш - в Германии. Напитки имеют состав и способ производства, традиционные для конкретной местности. По этой причине их нельзя использовать в товарных знаках.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку
  • Бренды, похожие на поданные на регистрацию, существующие и общеизвестные товарные знаки

Кто первый подал заявку - тот и победил в борьбе за бренд. Роспатент закрепит приоритет за самым быстрым заявителем. Более поздние заявки со сходными наименованиями получат отказ.

  • Бренды, имитирующие НМПТ и ГУ

НМПТ - наименования места происхождения. ГУ - географические указания. И то, и другое - средства индивидуализации, связанные с конкретной местностью - адыгейский сыр, тульский пряник или башкирский мед.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку

Если товарный знак окажется сходен с НМПТ или ГУ, будет сложно отстоять его регистрацию.

Например, товарному знаку “Вятский вкус” помешали зарегистрироваться “Вятские соленые огурцы”.

  • Бренды, похожие на фирменные наименования, коммерческие обозначения или селекционные достижения

Под фирменным наименованием юридическое лицо регистрируется в ЕГРЮЛ. К примеру, ООО “Домик и гномик”.

Коммерческое обозначение компания может использовать в рекламе, на вывесках, в соцсетях - там где официальное наименование писать неудобно. Оно не включается в учредительные документы. То же самое ООО “Домик и гномик” может называться “Мастерская игрушек “Домик и гномик”.

В реестрах Роспатента может не быть похожих товарных знаков, но эксперт вправе отказать, сославшись на аналогичный сайт в интернете или компанию, если они начали свою работу до даты заявки.

  • Бренды, копирующие объекты авторских прав и известные имена/псевдонимы

Не получится зарегистрировать товарный знак с названием или фрагментом произведения искусства, науки или литературы без письменного разрешения автора или правообладателя. Роспатент откажет базе отдыха “Там, где раки поют”, квест-клубу “Ван Хельсинг” и магазину сувениров “Ведьмак”, потому что их названия копируют чужие произведения.

Имена и псевдонимы известных личностей тоже под запретом. Например, не удастся получить права на бренд мужских костюмов “Жириновский” - он будет ассоциироваться с известным политиком и его репутацией.

Существуют исключения. В 2022 году суд признал законным регистрацию товарного знака “Шаляпин”. Ассоциация с прославленным исполнителем прошлого века оказалась несущественной в глазах судьи. Сейчас это название носит ресторанный комплекс.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку
  • Бренды, которые включают средства индивидуализации других лиц

Попытка обыграть чужое имя или название закончится потерей времени и пошлин.

Например, если вы попытаетесь зарегистрировать комбинированный товарный знак и включите в его состав чужое обозначение - ведомство пришлет отказ.

Правило работает в отношении однородных товаров и услуг.

Предположим, есть товарный знак “Кашемировый мир”. Правообладатель маркирует им блузки собственного производства. Другой предприниматель производит брюки и хочет зарегистрировать для них обозначение - изящную фигуру девушки с подписью “Кашемировый мир”. Роспатент такой бренд не одобрит, так как покупатели запросто смогут перепутать продукцию двух разных производителей.

11 причин, по которым Роспатент может отказать вашему товарному знаку
  • Бренды, зарегистрированные в соответствии с международными договорами

Российские законы охраняют не только отечественные, но и зарубежные торговые марки.

Многие бренды ушли с отечественного рынка. После этого мы получили от предпринимателей уйму сообщений с просьбой их зарегистрировать. В топе были Levi’s, Zara, Bershka и их аналоги с незначительными изменениями.

Но то, что сегодня бренд не представлен в России, еще не значит, что он свободен. Такие торговые марки всемирно известны, имеют правообладателей и зарегистрировать их снова нельзя.

Как видите, у ведомства много причин для того, чтобы отказать бренду в регистрации. Если при выборе наименования не учесть хотя бы один пункт, приложенные усилия пойдут прахом.

Чтобы узнать, пройдет ли ваш товарный знак регистрацию, обратитесь к экспертам в сфере интеллектуальной собственности. Они помогут определить соответствует ли бренд всем требованиям Роспатента.

3636
7 комментариев

Торговая марка? Пффф.

1
Ответить

Если не ведете бизнес под оригинальным названием - в ней нет необходимости. В обратном случае - не пффф)

Ответить

Немного непонятно что вас так удивило

Ответить

ой, люблю тему товарных знаков, потому что нет-нет, а про еду заговоришь тоже)

1
Ответить

Что правда, то правда. Особенно нравятся небольшие локальные бренды. Вкусно и с выдумкой)

Ответить

Торговая марка? У меня есть своя.

Ответить

Это хорошо)

Ответить