Найм иностранного персонала: что нужно знать об оформлении мигрантов на работу?

Часто производственным, обслуживающим и строительным организациям не обойтись без рабочих рук персонала из-за рубежа. Масштабы набора могут быть разными, но всегда он сопряжен с определенным порядком действий для правильного оформления и миграционного учета.

Генеральный директор рекрутинговой компании Капитал Кадры Екатерина Сталюкова рассказывает об актуальных изменениях в работе с иностранными сотрудниками и тонкостях их оформления и ведения.

Несмотря на то, что иностранный гражданин с точки зрения трудового кодекса принимается на работу по тем же правилам, что и гражданин РФ, существуют важные нюансы, неосведомленность о которых может привести к серьезным штрафам для организации и к усложнению пребывания в России иностранных работников.

Найм иностранного персонала: что нужно знать об оформлении мигрантов на работу?

Много категорий иностранных рабочих

В зависимости от режима въезда иностранный гражданин может быть визовым и безвизовым, и прием на работу граждан этих категорий существенно отличается друг от друга.

Наиболее простая процедура — оформление в штат безвизового иностранного сотрудника. К этой категории относятся граждане стран СНГ и ЕАЭС, первые работают по патенту, вторые без. По сути, кроме уведомления ГУ МВД о заключении или расторжении трудового договора, а также контроля сроков разрешающих документов от работодателя ничего не требуется.

Однако и здесь есть сложности, которые требуют внимания. О них расскажем далее.

Отметим, что в разных сферах могут быть ограничения по процентной численности иностранного персонала. Кроме того, работники свободны в выборе работодателя и могут уволиться по собственному желанию.

Оформление в штат визового гражданина потребует куда больше времени и действий со стороны организации.

Визовые граждане делятся на высококвалифицированных специалистов (от остальных их отличает только уровень заработной платы) и на работников с квотируемой или неквотируемой специальностью. Процедура приема на работу таких граждан занимает достаточно много времени, а на работодателя возлагается повышенная ответственность за привлекаемых визовых работников, включая их близких родственников, если они приезжают в Россию вместе с сотрудниками.

Так, помимо своевременно выплачиваемой заработной платы, работодатель обязан обеспечить сотрудника и его семью жильем, предоставить в случае необходимости медицинское обслуживание и обеспечить своевременный выезд из Российской Федерации по расторжению трудового договора.

В категории визовых граждан проще и быстрее оформить высококвалифицированных специалистов и работников с неквотируемой специальностью, но надо иметь в виду, что список неквотируемых профессий достаточно специфичен.

В любом случае, оформление визовых граждан занимает 3-4 месяца.

В эту процедуру входит размещение вакансии в Центре занятости населения, получение компанией разрешения на привлечение, приглашение иностранного гражданина, получение им визы и разрешения на работу.

А для оформления в штат работников квотируемых специальностей дополнительно потребуется получение квоты, что затянет прием на работу сотрудников до года-полутора.

Документы таких иностранных работников оформляются на конкретного работодателя, поэтому визовые сотрудники, за исключением высококвалифицированных, не могут во время действия визы по собственному желанию, без выезда из Российской Федерации и без оформления новых разрешительных документов, поменять работу.

Найм иностранного персонала: что нужно знать об оформлении мигрантов на работу?

Что такое патент и кому он нужен?

Патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности.

Патент на работу необходимо оформлять гражданам СНГ (в основном в Россию на работу приезжают граждане Узбекистана и Таджикистана), а граждане стран ЕАЭС (Белоруссия, Кыргызстан, Казахстан и Армения) могут работать без патента.

Документы на оформление патента подаются в 30-и дневный срок с момента въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

После получения готового документа, который выдается на 1 год, иностранный гражданин может устроиться на работу, но только согласно указанной в патенте должности.

📢 Работать по патенту на должности, не указанной в патенте, иностранному гражданину запрещено.

Ежемесячно иностранцу необходимо уплачивать авансовые платежи, таким образом иностранный гражданин вносит за себя в бюджет фиксированную сумму НДФЛ.

Сумма авансового платежа зависит от региона, в котором осуществляется трудовая деятельность.

Не позднее двух месяцев с момента получения патента иностранный гражданин обязан предоставить в ГУ МВД трудовой договор, иначе его патент будет аннулирован.

В течение действия трудового договора с иностранным гражданином работодателю необходимо контролировать своевременную оплату им авансовых платежей, а также собирать подтверждающие эту оплату копии чеков.

Если сотрудник не предоставил чек вовремя, его необходимо приказом отстранить от работы, поскольку без своевременной оплаты патент недействителен и будет считаться добровольно аннулированным. С этого момента иностранный гражданин обязан покинуть Российскую Федерацию, а при наличии желания вернуться и снова работать в России, оформить новый патент.

Если на территории работодателя в случае проверки будут выявлены сотрудники с аннулированными патентами или работающие не в должности, указанной в патенте, на работодателя будут наложены серьезные штрафы, а иностранные граждане будут выдворены за пределы Российской Федерации с закрытием въезда от одного года и более.

Найм иностранного персонала: что нужно знать об оформлении мигрантов на работу?

Миграционный учет и постановка на учет по месту пребывания

Вопросы миграционного учета и постановки на учет по месту пребывания (далее по тексту регистрации) напрямую не относятся к процессам взаимодействия между иностранным работником и его работодателем.

Тем не менее последствия, связанные, например, с несвоевременным оформлением регистрации, могут повлиять напрямую и на работодателя.

За подобное нарушение иностранному гражданину будет выписан административный штраф, а при получении 2-х и более штрафов в течение года, мигранту будет закрыт въезд в Российскую Федерацию, а значит компания потеряет своего работника и будет вынуждена экстренно искать ему замену.

Миграционный учет и регистрация – две разные процедуры, которые часто путают.

Миграционный учет – это фиксация и обобщение предусмотренных законодательством сведений об иностранных гражданах, а также об их перемещениях по территории нашего государства.

Срок постановки на миграционный учет и его продление отмечаются в миграционной карте и привязываются к сроку действия разрешительных документов мигранта: для граждан СНГ он ограничен сроком, на который продлен патент, а для граждан ЕАЭС – сроком действия трудового договора (но не более чем 1 год).

С недавнего времени миграционный учет – самостоятельная процедура, на которую принимающая сторона подает отдельный пакет документов, либо мигранты могут сами посетить ведомство для его продления.

К сожалению, в настоящее время иностранным гражданам приходится сталкиваться с большими очередями и неразберихой в отделах ГУ МВД.

Регистрация – это фиксация адреса места пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, то есть одно из сведений, которые фигурируют в миграционном учете.

Срок действия регистрации может быть любым, – от одного дня, но не более, чем срок, на который иностранный гражданин продлил себе миграционный учет.

Регистрация выдается в виде отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, который принимающая сторона подает лично в ГУ МВД.

Принимающей стороной может быть и владелец квартиры, которая арендуется мигрантом, и хостел или гостиница, и компания-работодатель, если она предоставляет проживание своим работникам.

Формально подать документы на регистрацию принимающая сторона может через портал “Госуслуги”, но сейчас на практике это невозможно, так как поданные электронно документы зависают на недели и даже месяцы в статусе “заявление принято к рассмотрению”.

В итоге принимающая сторона не получает подтверждения об оказанной ведомством услуге во время, что может привести к просрочке текущей регистрации и вытекающим из этого штрафам для иностранного гражданина.

Сейчас ГУ МВД активно борется с фиктивными регистрациями, создавая все больше сложностей и проблем принимающей стороне.

К сожалению, это вызывает возмущение и негатив у честных граждан и организаций, которые вынуждены часами стоять в очередях, занимая их с ночи перед дверьми ведомства, либо соглашаться на платные услуги Паспортно-Визового сервиса МВД, стоимость которых повышается практически каждый квартал.

Так с 2020 года их стоимость выросла на 250%.

И даже несмотря на наличие платных услуг, оформление регистраций у принимающей стороны может занять 2 дня, проведенных на скамейке в миграционном центре.

С другой стороны на иностранного гражданина оказывают давление органы полиции, которые ради выполнения плана, задерживают на несколько часов мигранта за якобы фиктивную регистрацию, которой нет в базе, незаконно изымают паспорта, выписывают протоколы с заведомо ложным содержанием, заставляя их подписывать показания, не имеющие ничего общего с реальностью, при этом не выдавая дубликат протокола, чтобы потом пострадавшему было трудно предъявить претензии, и на основании этого выписывают штрафы.

Сотрудникам нашей компании неоднократно приходилось вызволять работников из отделов полиции и писать жалобы в прокуратуру на возмутительные действия органов власти.

Найм иностранного персонала: что нужно знать об оформлении мигрантов на работу?

Рынок поддельных документов

Серьезной проблемой в сфере трудовой миграции остается подделка документов. Особо распространены схемы продажи липовых патентов и фиктивных регистраций.

Нашим сотрудникам приходилось сталкиваться даже с поддельными бланками ИНН. Как правило, подобные услуги мигрантам оказывают их же предприимчивые сограждане, которые играют на особенности южного менталитета доверять только своим, завлекают обещаниями быстрого решения всех проблем и 100%-ми гарантиями.

При этом, как ни странно, стоимость их услуг значительно выше стоимости оформления легальных документов. Очень часто они арендуют офисы рядом или прямо в зданиях миграционных центров, что вызывает дополнительную путаницу.

Поэтому, принимая на работу иностранного гражданина, работодатель лично заинтересован разъяснить своему работнику правила осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, его права и обязанности, а также проинструктировать о способах, сроках и правилах оформления документов, необходимых для законного пребывания в нашем государстве.

Работа по оформлению иностранцев требует повышенной концентрации внимания, регулярного отслеживания всех изменений законодательства и постоянного контроля за документами иностранного персонала.

Такой объемный функционал лучше возложить на отдельного специалиста, обладающего необходимой квалификацией, а не на штатного кадрового сотрудника и тем более не на бухгалтера, поскольку цена ошибки здесь крайне высока.

Бюрократические проблемы, которые решают специалисты компании “Капитал Кадры”

К сожалению, миграционное законодательство в РФ подвержено частым изменениям, при этом его реализация органами власти продолжает оставаться далекой от совершенства.

Для всех категорий иностранных работников, а также для принимающей стороны и работодателя есть свои бюрократические нюансы. Более того правила и трактовки законодательства могут отличаться в разных отделах ГУ МВД.

Единственный эффективный способ быть в курсе изменений – подписываться на официальные новостные каналы и паблики МВД, постоянно следить за обновлениями информации на их сайтах, а также общаться напрямую с инспекторами ведомства.

В нашей компании “Капитал Кадры” сотрудники, ответственные за работу с иностранным персоналом, проходят дополнительное обучение и подготовку, посещают тематические семинары, постоянно держат на контроле изменения в нормативных документах и лично контактируют с представителями ГУ МВД по всем вопросам. Это позволяет нам обезопасить наших заказчиков от штрафов и других неприятных проблем.

Максимально эффективно и быстро подберем работников из России и стран СНГ для вашей организации в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург: +7 (812) 386-51-83

Москва: +7 (495) 108-38-17

11
Начать дискуссию