Готовимся к праздникам: Как правильно дарить искусство в бизнес-сфере?

Когда речь идет о стратегическом партнерстве или дружеских отношениях между руководителями компаний, то рано или поздно возникает вопрос по поводу дорогих и очень дорогих подарков, например, произведениях искусства.

Что можно дарить по российским законам, а что нельзя? Есть ли ограничения по дарению картин и других предметов искусства?

В преддверии праздников юрист галереи современного искусства SMART рассказывает о том, что говорит законодательство по поводу дорогостоящих подарков между организациями и начнем с того, что правила дарения для коммерческих и некоммерческих организаций отличаются. Рассмотрим оба варианта.

Дарение в бизнесе

                                      Картина «Трансформация», художник Заремба Евгений
                                      Картина «Трансформация», художник Заремба Евгений

К коммерческим организациям относятся компании, деятельность которых направлена на получение прибыли. По закону такие организации не имеют право дарить другу другу подарки, стоимостью дороже 3 тыс.рублей.

Предметы искусства, в том числе оригинальная современная живопись, как правило, стоят дороже, поэтому получается, что коммерческие структуры не могут друг другу дарить картины.

Какие возможны последствия, если произведение уже подарено, а юристы и бухгалтерия в компании узнали обо всем постфактум? Все зависит от того, кто предъявит претензию.

Если налоговая служба, то они доначислят налоги сторонам сделки: дарителю НДС со стоимости произведения искусства, а одаряемому налог на прибыль. Все это при условии, что обе компании находятся на обычной системе налогообложения.

Если заинтересованное лицо в суде, то договор дарения будет признан незаконным, и картину придется вернуть дарителю.

Ситуации, когда дарением прикрыты возмездные сделки, преследуются по закону, но в этой статье мы их рассматривать не будем.

Дарение между некоммерческими организациями

Некоммерческие организации (далее - НКО) — это общественные и религиозные объединения, политические партии, общины и так далее. Они могут получать прибыль, но их основные цели все же другие: благотворительные, образовательные, культурные и другие социально-полезные.

Ограничений на дарение подарков между некоммерческими организациями в законе нет. Это означает, что НКО могут друг другу презентовать живопись и другие дорогостоящие вещи.

Небольшой лайфхак: при оформлении договора дарения на картину и другие подарки необходимо будет заплатить налог. Чтобы этого избежать, передачу имущества лучше оформить договором пожертвования.

Дарение между коммерческой и некоммерческой организациями

Когда с одной стороны бизнес, а с другой некоммерческая организация — подарки друг другу дарить также можно, но сделка будет сопровождаться налогообложением. У одаряемого это налог на прибыль, размер которого зависит от стоимость подарка, а у дарителя — НДС.

Если даритель коммерческая организация, то опять же лучше воспользоваться договором пожертвования.

Основной вывод, который можно сделать: несмотря на дружеские отношения между компаниями и благие намерения, оформление дарения между организациями требует подготовки, поэтому если есть желание подарить дорогую вещь старому бизнес-партнеру, то лучше это сделать от себя лично, но это уже другая история.

11
Начать дискуссию