Что делать, если ваш бренд занял конкурент
Вы создали собственную компанию, придумали ей громкое название, запустили линейку одноимённой продукции. Постепенно пришли к идее зарегистрировать собственный бренд. Но тут выяснилось, что товарный знак уже занят. Как поступить в такой ситуации?
Первое, что приходит в голову - выбрать и зарегистрировать другой, свободный товарный знак. Такой вариант подходит тем, кто пока не успел серьезно вложиться в бизнес.
Когда потрачены время, деньги и нервы, а бренд стал хоть немного узнаваем у потребителей, расставаться с ним уже не хочется.
Существуют способы, как продолжать вести бизнес под выбранным брендом и получить права на него. Расскажу, как это можно сделать.
Способ 1. Аннулировать мешающий знак
Охрана товарного знака может быть прекращена полностью или в отношении части товаров и услуг, если он не используется в течение 3-х лет непрерывно - ст. 1486 ГК РФ.
После регистрации товарного знака компания может:
- отложить его до лучших времен;
- перестать использовать из-за смены направления;
- использовать только для части видов деятельности.
Если что-либо из этого длится более трех лет - это уже основания для аннулирования.
К сожалению, никогда нельзя сказать со 100% уверенностью, что правообладатель не пользуется знаком. Он может предоставлять свои товары и услуги оффлайн и не размещать никакой информации в интернете или печатных источниках. А узнать, ведется ли под брендом коммерческая деятельность, можно только общедоступными способами.
Еще один повод для аннулирования - ликвидация юридического лица. Например, если знак зарегистрирован на ООО, и оно перестает действовать, бренд остается “повисшим в воздухе”. Нет владельца - нет и конфликта интересов.
Осенью 2020 года предпринимательница из Челябинска подала заявку на регистрацию товарного знака ROCKNAIL для продажи косметических товаров.
Еще на этапе проверки выяснилось, что существует мешающий бренд - NAIL ROCK. Правообладателем оказалась британская компания Nail Rock London Limited. Она была ликвидирована в 2017 году, то есть товарный знак NAIL ROCK уже три года никому не принадлежал.
Мы заказали оригинал выписки об организации, направили документы в Роспатент. Эксперты учли отсутствие правообладателя у спорного обозначения и зарегистрировали товарный знак ROCKNAIL.
Способ 2. Получить письмо-согласие
Регистрация двух схожих брендов в одних и тех же классах МКТУ исключена. Но если такая регистрация не вводит потребителей в заблуждение, есть шанс ее получить с письменного согласия правообладателя - п. 6 ст. 1483 ГК РФ.
Письмо-согласие - это документ произвольной формы, в котором владелец товарного знака дает свое разрешение другому лицу на регистрацию похожего обозначения. Отозвать письмо-согласие нельзя.
“Биосфера” - известная в г. Кирове и области сеть ветеринарных клиник. Ее владелец решил получить права на название, но оно совпадало с уже существующим брендом московской клиники остеопатии. Обозначения пересекались в одном классе МКТУ - 44.
Мы предложили предпринимателю взять письмо-согласие у правообладателя и зарегистрировать товарный знак не во всем 44 классе, а только в отношении ветеринарных услуг. Ведь по факту остальной перечень и не был нужен.
Владелец московской клиники быстро вышел на контакт и письменно подтвердил, что не возражает против регистрации. У него не было планов развивать бизнес в сфере медицинской помощи животным. Роспатент учел письмо-согласие и зарегистрировал знак “Биосфера” для ветеринарной клиники.
Мы бесплатно помогаем нашим заявителям получать согласия в рамках регистрации: ведем переговоры с правообладателями сходных товарных знаков и предоставляем шаблон письма.
Способ 3. Написать возражение против регистрации
Предположим, конкурент еще только регистрирует товарный знак. Он подал заявку на такой же или схожий бренд, и сейчас Роспатент проводит экспертизы.
Пока ведомство не вынесло положительное решение о регистрации, вы можете собрать доказательства, что начали использовать наименование раньше. Подойдут:
- договоры с подрядчиками, в которых упоминается товарный знак;
- посты в социальных сетях;
- отзывы от клиентов;
- датированные рекламные материалы.
После этого можно оформить и направить в Роспатент возражение против регистрации товарного знака, ссылаясь на собранные доказательства. Чем больше фактов в вашу пользу, тем выше шансы, что конкуренту откажут.
ООО “Завод минеральной воды и безалкогольных напитков” выпускает товары под брендом “Тагарский источник”. Такое название произошло от поселка, где расположено предприятие - Озеро Тагарское - и самого водоема рядом с ним.
Руководству завода стало известно, что название их продукции регистрирует на себя некое ООО “Агро Актив”.
Компания написала возражение против предоставления правовой охраны знаку конкурента. Основной аргумент - производство ООО “Агро Актив” расположено в Красноярске - далеко от минеральных источников. Эксперт Роспатента согласился возражением, и ООО “Агро Актив” получило отказ.
После этого завод подал собственную заявку. Она находится на завершающем этапе регистрации.
Способ 4. Обратиться в Палату по патентным спорам
Если товарный знак все же зарегистрировали, отстоять свое право на него все еще можно в Палате по патентным спорам. Сокращенно - ППС.
ППС - это подразделение Роспатента. В нем рассматриваются споры, связанные с деятельностью ведомства. В том числе можно обжаловать регистрацию товарного знака.
Чтобы отстаивать свои права на наименование в Палате по патентным спорам, нужны серьезные основания. Например, вы начали использовать знак значительно раньше, стали узнаваемы у покупателей, но конкурент опередил вас с регистрацией и теперь работает под вашим брендом. Аннулировать товарный знак просто потому, что он вам понравился - не удастся.
Процесс разрешения споров в ППС похож на судебный. В нем много этапов, а заканчивается все заседанием коллегии, которая и принимает решение.
Лучше заручиться поддержкой юриста по интеллектуальным правам - без опыта участия в подобных делах шансы на успех будут значительно ниже.
Он поможет собрать доказательства, правильно оформит документы, подаст заявление в ППС и будет представлять ваши права на заседании.
Решение могут принять не сразу, а спустя несколько заседаний.
ООО “Люфткон” - производитель вентиляционного и противопожарного оборудования. Компания активно использовала название и логотип, размещала их на товарах, но товарный знак зарегистрирован не был. Тем временем другая компания - ООО “ЛК ВЕНТ” - зарегистрировала на себя комбинированное обозначение “ЛЮФТКОН/LUFTKON”. Виды деятельности частично совпадали.
ООО “Люфткон” обратилось в Палату по патентным спорам. Эксперты рассмотрели заявление и сократили перечень бренда - убрали из него товары и услуги заинтересованной компании.
В сентябре 2023 года ООО “Люфткон” смогло зарегистрировать собственный товарный знак и обезопасить бизнес от копирования.
Обратиться в палату по патентным спорам пришлось Зинаиде Суровой - автору сборника детских заданий “Находилки”. Книга вышла в 2013 году и быстро обрела популярность среди детей и родителей. Спустя 10 лет Зинаида решила зарегистрировать одноименный бренд, но название оказалось занято.
О том, как удалось отстоять товарный знак, я рассказываю в статье “Находилки”: как авторское право помогло аннулировать товарный знак конкурента”.
Способ 5. Обратиться в Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам (СИП) - это тяжелая артиллерия в разрешении споров по интеллектуальной собственности. Идти в него стоит, когда вас не устроили решения Роспатента и ППС или вы считаете, что ваши интеллектуальные права нарушаются.
При обращении в СИП нужно будет доказать свою заинтересованность в бренде. Одного только намерения его использовать - недостаточно.
Компания “ПегасМед” обратилась в СИП, чтобы аннулировать товарный знак “ПЕГАСМЕДИКАЛ/PEGASMEDICAL”. Общество “ПегасМедикл”, владеющее знаком, не подтвердило его использование.
Чтобы доказать свой коммерческий интерес, компания “ПегасМед” предоставила документы: заявку на регистрацию знака, лицензию на медицинскую деятельность, форму договора на оказание услуг, сведения из интернета. Суд принял доказательства и прекратил охрану знака в 44 классе МКТУ, оставив правообладателю 41 и 36 классы.
Аннулировать чужие знаки и вести судебные тяжбы - трудоемко, а иногда - очень дорого. Этого можно избежать, если вовремя проверить товарный знак и подать заявку на его регистрацию. Так вы защитите свой бизнес, а бренд не достанется предприимчивым конкурентам.