Как работа с данными помогает «Леруа Мерлен» продавать кухни и общаться с поставщиками

Рассказываем на примере дата-продуктов.

Как работа с данными помогает «Леруа Мерлен» продавать кухни и общаться с поставщиками

О том, как «Леруа Мерлен» трансформируется из традиционного строительного ритейлера в высокотехнологичную компанию-платформу по обустройству дома, мы уже писали, например, тут и тут. Компания переосмысляет и работу с данными — о продажах, клиентах и инфраструктуре. Раньше некоторые важные для компании решения (например, об открытии нового магазина) принимали, основываясь скорее на экспертном мнении, чем на данных.

С 2019 года подход изменился. В компании постепенно начали формировать data-driven-культуру — среду, в которой все сотрудники, независимо от должностей, стремятся принимать решения не только на основе собственного опыта или предпринимательской чуйки, а прежде всего на основе данных.

Как строим культуру данных в компании

В «Леруа Мерлен» с данными работают все домены. Например, в магазинах преимущественно работают через систему корпоративных отчётов, позволяя сотрудникам, от директора до продавца-консультанта, получать доступ к необходимым данным по показателям своего магазина. Зная свои результаты, сотрудник при желании сможет скорректировать тактику продаж.

Принципы правильной обработки данных и работы с ними поддерживает дата-домен — это центр экспертизы. Он при необходимости помогает проверить код аналитических или ML-моделей на соответствие внутренним стандартам, а также самостоятельно подготовит MVP по запросу любого отдела, если в этом есть острая бизнес-потребность.

Кроме того, своя дата-команда есть почти в каждом домене, чтобы помогать с оптимизацией операционных процессов и поиском решений, увеличивающих товарооборот. Она состоит из следующих специалистов:

  • Дата-партнёр. Он придерживается принципов data governance — стандартизированного управления данными. Его задача — обеспечить высокое качество данных и подготовить их для работы: описать их, указать владельцев, определить критерии взаимодействия. Дата-партнёр знает весь жизненный цикл данных — от кого они, куда и как были переданы, кем были изменены.
  • Дата-инженер. Он помогает с интеграцией данных и их использованием своей команде и другим командам внутри домена (если он работает в дата-домене, то и за его пределами).
  • Дата-аналитик. Его основная задача — поиск аналитических решений: он формулирует и проверяет гипотезы, проводит A/B-тестирования, строит аналитические модели.
  • Дата-сайентист. Он «докручивает» то, что обработал аналитик. Например, предлагает подходящую модель машинного обучения, которая может автоматизировать аналитическое решение. Или берёт бизнес-критерии, над которыми аналитик корпит вручную, и придумывает, как быстро обработать их с помощью алгоритмов. Когда приходит время «продуктивизировать» модель, мы используем MLOps — наш собственный инструмент, который экономит дата-сайентисту время, которое он мог потратить на поддержку и переобучение моделей.

Укомплектованность команд разнится от домена к домену. Причины две: бизнес-потребности отделов и компании, а также зрелость доменов при работе с данными. Например, в логистике уже давно работают с несколькими дата-продуктами на базе моделей машинного обучения, которые давно доказали свою операционную эффективность.

В некоторых доменах процесс работы с данными активно формируется прямо сейчас. Например, наш финансовый сектор долгое время приоритизировал RPA-разработки — для роботизации бизнес-процессов (скажем, в бухгалтерии). Чтобы понять, с какими данными работают финансовые команды, как делятся ими между собой и какие инструменты используют, в домене в середине 2022 года провели технический дата-аудит. Текущая задача — разобраться, есть ли в процессах домена потенциал для использования ML-моделей.

Какие дата-продукты мы строим

За последние несколько лет в «Леруа Мерлен» запущено более 20 дата-продуктов. Сначала над ними работал только дата-домен, но теперь большую часть проектов запускают другие команды, используя инфраструктуру дата-домена.

Дата-продуктом мы называем алгоритм или модель, которая не заменяет, а усиливает бизнес-экспертизу через рекомендации на основе данных, чтобы ускорить достижение той или иной бизнес-цели.

Например, в 2021 одна из продуктовых дата-команд создала инструмент для подбора комплементарных товаров — тех, что дополняют основную покупку. Скажем, кисточки для краски или валики для прикатки швов обоев.

Раньше связки из взаимодополняющих предметов составляли категорийные менеджеры, которые исходили из собственного опыта продаж. Но товаров и клиентов становилось всё больше, так что дата-команда решила алгоритмизировать задачу.

Для этого дата-сайентисты проанализировали все имеющиеся в истории магазинов чеки — в день таких чековых линий несколько миллионов. На этом этапе нужно было проверить:

  • Как часто товары попадают в один чек: например, ванна и лейка для душа или кухонная столешница и врезная мойка.
  • Совпадают ли товары по характеристикам. Например, алгоритм не должен предлагать крепёж на 24 мм покупателю водопроводной трубы на 16 мм: несмотря на то, что кольцо — комплиментарный товар, покупателю он совсем не подходит.

Эти знания «скормили» алгоритмам машинного обучения и на пересечениях получили связки. Решение внедрили в отдел по работе с ПРО-клиентами, чтобы сотрудники офлайн-магазинов могли доукомплектовать смету профессионального покупателя «здесь и сейчас».

<i>Интерфейс сервиса по подбору КТ</i>
Интерфейс сервиса по подбору КТ

После тестирования проверяли, насколько точно подбирались связки, и собирали обратную связь у продавцов. Уже после доработок анализировали влияние алгоритма на продажи и KPI сотрудников. Если данных по продажам нового товара ещё нет, категорийные менеджеры вручную составляют первичные связки.

Благодаря построенному на анализе данных инструменту менеджерам ПРО-клиентов удаётся продавать комплиментарные товары в 3,5 раза чаще.

В компании также есть решения, которые работают и без сложных моделей машинного обучения. Один из таких — дата-аудит, основанный на глубокой аналитике данных. Анализ помогает выявить проблематику бизнес-процесса и сформировать набор гипотез для повышения его эффективности.

Всё началось с продаж кухонь. Аналитики изучили статистику и путь покупателя: от самого предложения до планирования и реализации идеи. Для этого построили полную воронку: с чего пользователь начинает, куда должен приходить и на каком этапе уходит. В итоге обнаружили болевую точку — замер кухни: платная услуга, на которую мало кто соглашался.

Команда выдвинула гипотезу, что сможет повысить конверсию — например, возвращать стоимость замера при покупке кухни. Замеры стали заказывать чаще, а сам дата-аудит стали применять в других проектных мирах «Леруа Мерлен» — так называются готовые интерьерные решения разных комнат, например ванных и гардеробных.

Помимо этого, дата-аудит помогает нам ответить на более глобальные вопросы — скажем, как оценить, насколько эффективно мы управляем ассортиментом: что, где и как можем улучшить, какие шаги в бизнес-процессе недостаточно прозрачные.

Взять, например, уже упомянутую продажу услуг — будь то установка окон, поклейка обоев, монтаж навесных потолков или укладка паркета. Клиент по умолчанию рассчитывает, что работу выполнят в кратчайшие сроки, и потому вряд ли захочет долго ждать. По срокам мы хотели соответствовать рыночным стандартам или даже превосходить их, поэтому стали анализировать воронку от составления заказа до его выполнения. Особое внимание уделили тому, сколько времени занимает каждый этап воронки и как это время влияет на конверсию клиента из одного этапа в другой. Такая аналитика позволяет оперативно реагировать на требования рынка и оперативно передоговариваться с партнёрами.

Другой пример упрощения операционных задач с помощью аналитических решений — это калькулятор схем поставки, который позволяет быстро сравнивать разные способы доставки товара от поставщика в магазин и рекомендовать оптимальные как для «Леруа Мерлен», так и для поставщика.

Схем у нас три:

  • Direct. Поставщик везёт товар напрямую в магазин. В основном по этой схеме работают крупные партнёры, которые получают от нас очень много заказов для десятков точек сразу и могут разом нагрузить целые фуры.
  • Cross Dock. Поставщик собирает отдельные заказы под каждый конкретный магазин. Это значит, что все палеты он формирует сам, а мы только развозим их по торговым точкам.
  • BBXD. Поставщик получает общий заказ от всей сети «Леруа Мерлен» на разное количество товарных единиц — скажем, 3000 дрелей, 700 светильников и 500 столешниц. Задача партнёра — разложить эти товары по монопалетам. Рассортировывать по магазинам их будем мы.

Чтобы понять, какая схема будет оптимальной, нам нужно оценить сразу несколько статей затрат:

  • Сборка отправлений на нашем РЦ.
  • Затраты на транспорт от нашего РЦ до магазинов.
  • Сборка отправлений на складе поставщика.
  • Затраты на транспорт от склада поставщика до нашего РЦ или до магазина.

Стоимость зависит от объёмов: сколько потребуется палет, коробок и грузовиков. Если поставщик целый год возит товары только по одной схеме, реальных данных по двум другим у нас нет. Значит, нужно рассчитать, что было бы, если бы он пользовался в том числе и ими.

Для этого проводим симуляцию раскладки товаров по заказам, поставкам, коробкам, палетам и грузовикам. Написанный нами алгоритм берёт данные по массиву товаров, которые «Леруа Мерлен» заказывала у данного поставщика на протяжении, например, года, затем проводит несколько итераций и на выходе показывает, сколько коробок получилось, какого товара, как эти коробки легли по палетам и сколько потребуется грузовиков.

Зная, какие пути поставок оптимальны для каждого отдельного поставщика, мы создаём более эффективную логистическую сеть, а значит — ускоряем время доставки и снижаем затраты.

Мы думали о том, чтобы внедрить в продукт ещё и модели машинного обучения, но пока отказались от этой идеи. Мы могли бы предсказывать, какой будет товарная структура заказа в адрес поставщика в следующем году, однако на данном этапе бизнес-ценности нашему продукту это не приносит. Значит, и не нужно.

Как понять, нужен ли дата-продукт

Идея создать дата-инструмент зарождается тогда, когда мы от начала до конца понимаем, как устроен тот или иной бизнес-процесс, и делаем вывод, что одно из его звеньев может работать лучше. Оценка идеи, в свою очередь, состоит из четырёх этапов.

  1. Какую бизнес-проблему должен решать продукт. У каждого домена есть свои цели, соотносящиеся с глобальными целями компании. Операционная команда решает, как их достичь, а продуктовая ищет технические способы. Например, если дата-продукт — это популярное на рынке решение, но оно не отвечает целям домена, то предпочтение будет отдано более простому и практичному инструменту.
  2. Отлажены ли в домене все необходимые бизнес-процессы. Если они только настраиваются, то пользователи потратят слишком много времени, чтобы привыкнуть к новому продукту. Также важно убедиться, что в домене достаточно технических специалистов, готовых развивать и поддерживать новый продукт (актуализировать аналитику, следить за качеством моделей).
  3. Техническая готовность домена. В какой форме доступны данные для аналитики и покрыты ли эти данные метриками качества — если у нас нет гарантий, что данные качественные и достоверные, мы не можем гарантировать качество дата-продукта. Также важно понимать, как дата-продукт будет вписан в целевую архитектуру и есть ли у него технические нюансы, которые нужно учесть на старте разработки. Например, мы сразу решаем, станет ли дата-продукт новым компонентом уже существующей системы или это будет отдельный сервис.
  4. Какую финансовую отдачу продукт обещает. От этого зависит, как долго продукт пробудет в бэклоге: чем больше отдача, тем быстрее им займутся. На этом этапе команда советуется с экспертами, занимается расчётами, проводит бенчмаркинг (сравнивает новый продукт с теми, что уже есть в компании или на рынке).

Зачем в «Леруа Мерлен» хотят оцифровать все процессы

Цель этого глобального проекта — сделать так, чтобы решения на всех уровнях принимались на основе данных. А основная задача на ближайшее время — найти все «низко висящие фрукты»: процессы, которые можно быстрее всего оцифровать, автоматизировать и оптимизировать с помощью алгоритмов.

В планах также — научиться предугадывать потребности покупателей на всех этапах ремонта, максимально усовершенствовать процесс сбора заказов на складах и доставку, построить умную систему ценообразования. Для всего этого мы проводим локальные пилоты самых разных технологий, чтобы понять, можем ли адаптировать их под себя. Это, например, генеративные нейросети и компьютерное зрение. Не потому, что сейчас это «модно», — нам важно понять, могут ли такие разработки принести прикладную пользу именно нашему бизнесу.

1919
10 комментариев

Леруа, огромное уважение Вам за то, что в столь сложное время продолжаете прекрасно работать, да еще и с отличным уровнем сервиса. Есть только один нюанс. Пожалуйста, решите вопрос со сборкой кухонь. Я сначала подписался на вашу сборку, а потом очень сильно пожалел. В интернете много жалоб, а еще больше людей просто забивают на жалобы и вспоминают сборку кухни как страшный сон. Сборка - кошмар, а вот сама кухня супер. Спасибо вам за кухню)

3
Ответить

Мы приходили к вам с продуктом который сокращает воронку продаж мебели, при том - решает вопрос с замерами. Но вам было не интересно. Занимательно сейчас читать, что это узкая часть воронки, и вы ее как то стараетесь решить. А решение было у нас)

1
Ответить

Здравствуйте, Александр. В кейсе, описанном выше мы просто сделали замер бесплатным при покупке проекта кухни. Для этого потребовалась работа с данными, а не полноценный продукт) Это не значит, что ваше решение неэффективно. Просто по каким-то причинам оно не подошло нам.

Ответить

Здравствуйте, Михаил. Напишите, пож-та, в ЛС номер вашего заказа и в чем была проблема с установкой, чтобы мы могли вернуться к коллегам с более предметной обратной связью. И, конечно, благодарим вас за выбор и желаем вам множества приятных вечеров на нашей, а теперь уже вашей кухне)))

Ответить

коллег из Ашан научите) а то они не в курсе, что есть кампутер) и тем более, что можно ML модели строить и вот такой вот аналитикой заниматься)

Ответить

Ты реал советуешь им конкурентам помогать?

Ответить

Зачем на чеке исходный код?

Ответить