Неудачный стартап (личный опыт)

Где-то в середине 2020 года, у меня возникла одна идея. В то время у меня было несколько своих интернет проектов которые приносили неплохой доход, да и в целом, дела шли отлично. На одном из моих сервисов, понадобилось подключить прием крипты. До этого, криптой там можно было оплатить только через уже подключенные платежные системы, а они сдирали конскую комиссию (вроде даже до 15% доходило). Получалась какая-то бессмыслица: когда клиент переводил мне 100 долларов, мне оставалось в лучшем случае 90 ну и в добавок к этому, из платежной системы нужно их потом еще выводить, а это еще минус комиссия и время.

Можно было конечно принимать платежи напрямую, на свои кошельки. Но у меня сервис который после оплаты, автоматически открывает пользователю доступ к определенному функционалу. А тут получалось бы, надо ждать, пока я проверю платеж, зачислю и открою вручную. Вообще не вариант.

Я начал искать другие решения. Неплохим вариантом тогда был www.coinpayments.net но, потом они ввели (или она была изначально, точно не помню) обязательную KYC. Короче, когда общая сумма полученных платежей превышала 1000 долларов - требовалось пройти KYC. Я психанул и отказался это делать из принципа. Какой вообще смысл в крипте, когда имея дело с ней, своим трафаретом светишь больше, чем имея дело с банком?!

Начал искать автономные решения. На тот момент, дела с ними были очень плохи. Хотя казалось бы, вся крипта для этого и существует - простой и удобный способ принимать платежи. Но, сервисов/технических решений через которые это можно было быстро и надежно реализовать я так и не нашел.

Тогда у меня впервые и возникла идея создать сервис, который позволил бы кому угодно, без KYC и прочего бреда подключить себе на сайт прием криптовалют. Чтобы платежи поступали сразу же на его кошельки, а сайт по API получал статус транзакции.

Как я уже сказал, это был 2020. Хайп с НФТ, догами, да и коронавирус способствовали тому, что крипта летела вверх бешенными темпами. Практическое же использование криптовалют как средства платежа, мало кого волновало. У меня же были другие дела, так что идея тогда так и осталась идеей.

В 2022 ситуация с приемом платежей очень ухудшилась, а крипта во многих случаях стала безальтернативным вариантом. Я на тот момент принимал платежи через платежки, где комиссия относительно невысока. Но, перспектива полной автономии меня все еще очень привлекала.

Изучив вопрос, я понял, как с технической точки зрения сделать то, что я хотел. Ну и подсохшая за 2 года сырая идея, загорелась ярким пламенем.

В действительности, если бы я тогда лучше поискал, то нашел бы уже готовые такие решения. Они уже существовали, но были нахрен никому не нужны, как и мой (на тот момент будущий) проект. Но, я тогда слишком увлекся технической стороной и вообще не задумался над тем, чтобы осмотреться по сторонам.

Разработка

В середине 2022, ближе к осени мы начали разрабатывать сервис. Я сформировал ТЗ и отдал его своему программисту. В том виде, в котором я тогда представлял себе этот проект, его создание должно было занять от силы пару месяцев. Но, в итоге все затянулось больше чем на год. Сказалось то, что я давно ничего с 0 не создавал (а мне это очень нравится). Увлекаясь и пытаясь сделать как можно лучше, я постоянно вносил корректировки начального ТЗ, из-за чего росла общая сложность проекта. Наверное, было бы лучше начать с чего-то попроще, как это было изначально задумано, запуститься, а уже потом постепенно улучшать функционал. Но, я боялся что "сырым" он не выстрелит и хотелось как можно больше всего учесть.

Изначально, сервис должен был представлять из себя следующее:

Допустим, у человека есть интернет магазин или сервис какой-то. Он хочет подключить себе прием криптовалют. Создает кошельки на бирже или в метамаск (или где угодно), они в его полном распоряжении, доступа к ним нет ни у кого кроме него самого. Не как в платежках, когда кошелек вроде твой, но на самом деле не совсем. Тут именно полная автономия. Далее:

  • Регистрируется на сайте. В личном кабинете указывает кошельки, куда будет принимать оплату.
  • По API подключается к сервису, чтобы отслеживать статус транзакций.
  • Когда клиент на его сайте пополняет баланс, сервис передаст данные о транзакции, что позволит автоматически зачислить средства.
  • Все действия по оплате выполняются на сайте клиента, нет никакого перехода на сайт сервиса.

В целом, все просто. Но, по каждому пункту есть большое кол-во различных нюансов, которые легко превращают эти 4 пункта в несколько десятков пунктов.

Дело в том, что подключение по API требует навыков. Обычный человек с этим не справится, ему нужно будет прибегать к услугам программиста. Но, если сделать логику и сами API проще, программист по крайней мере обойдется не очень дорого. В остальных случая, когда используется какой-то популярный движок - будут плагины и расширения. Плагины позволяют подключиться фактически в 1 клик, что как раз самое то.

Кстати с плагинами я допустил сразу несколько косяков.

Во-первых, нужно было с самого начала приступать к созданию плагинов. В Wordpress к примеру, модерация плагина заняла 3+ месяца. И это только на то, чтобы мне кто-то ответил и сказал, что надо сделать, чтобы ее пройти. Потом начались длительные переписки с километровыми списками требований (где и что в плагине должно быть, а чего не должно). На доработку ушло еще месяца 3, главным образом потому, что ответа приходилось ждать неделями.

Если бы плагин был сделан раньше, это сэкономило бы кучу времени. Пока шла работа над проектом, он висел бы на модерации.

Во-вторых, плагин писал фрилансер, работу которого мне следовало получше проверять. Работая со своим программистом, я привык вообще не смотреть код, полностью доверяясь в этом вопросе ему. А тут попался не очень порядочный тип, который написал плагин лишь бы как. Паршивый код и в целом, все хреново реализовано.

В третьих, если бы я изначально имел работающий прототип быстрого подключения, я намного лучше понимал бы потенциального клиента. Нельзя сказать, что я об этом не думал вообще, но подключение с помощью прогера сильно отличается от подключения самому и в пару кликов. А на тот момент я думал большей частью лишь о простоте наших API, т.к видел клиента как того, кто будет подключаться именно так.

В целом же, первые несколько месяцев мы прорабатывали логику сервиса, постоянно внедряя более совершенные и простые решения. В итоге, у нас получилось создать максимально простые API и в целом, уменьшить кол-во передаваемой инфы до минимума.

Большинство платежных систем используют для уведомлений web hook. Я же этого метода изначально пытался зачем-то избегать. Так гораздо проще в подключении, но сложнее при добавлении мерчанта (сайта/приложения бота) в самом сервисе. В итоге, вебхук мы все таки реализовали, как альтернативный вариант подключения. Для этого, пришлось многое переделать.

Для того чтобы начать добавлять кошельки, пользователю нужно сперва создать мерчант, в котором можно выбрать тип подключения.

Неудачный стартап (личный опыт)

После этого можно добавлять кошельки:

Неудачный стартап (личный опыт)

В последствии оказалось, что добавлять кошельки только по одному будет неудобно. Тем более, что в одной сети они одинаковые. Соответственно, реализовали еще и массовое добавление и удаление кошельков.

Большую часть времени занимало тестирование, доделки и переделки. Когда реализовывался новый функционал с 99% вероятностью, ломалось то, что работало до этого. Изменений от начального ТЗ было очень много. Но, это нормально, любая система как живой организм, она постоянно должна обновляться и становиться лучше.

Изначально должно было поддерживаться только 4 сети. Это: Эфир, Солана, Трон и BSC. В итоге, их стало 12. Добавлять новые сети планировалось регулярно, по мере необходимости и спроса. Добавить новую монету можно через админку, это не очень сложно, когда сеть уже подключена.

Практически весь код был написан одним человеком. И я наверное, еще какое-то время продолжил бы разработку, если бы программист не самоустранился. Он ушел на работу в оффлайн и не мог больше заниматься этим проектом.

Уход не был неожиданным и он закончил все, что должен был сделать. Т.е я получил готовый, рабочий проект. Допиливать и переделывать конечно, можно бесконечно, но я решил, что уже пора запускать. Да и не хотелось искать нового программиста на постоянку, а работать с незнакомыми фрилансерами я не особо люблю. В последнее время они кошмарны. Минимум ответственности, профессионализма и навыков.

Дизайн

Все связанное с дизайном в этом проекте можно назвать одним большим косяком.

  • Структура дизайна не была известна программисту заранее. Некоторые вещи было технически нельзя сделать, приходилось переписывать код.
  • Сам дизайн тоже был заказан не вовремя. Не в начале и не в конце проекта, а где-то в середине. Из-за чего постоянно приходилось колхозить и натягивать сову на глобус, каждый раз, как что-то менялось.
  • В дизайне много спорных решений которые в макете смотрелись хорошо, а на деле не очень.
Главная страница ПК
Главная страница ПК
главная мобильные
главная мобильные
внутренняя страница
внутренняя страница

Помимо логотипа, дизайна, верстки также был заказан профессиональный перевод на английский язык (сайт двуязычный). Стоило дорого и не имело никакого смысла.

План монетизации

Честно говоря, я начал этот проект с 70% энтузиазма и 30% коммерческого интереса. Но, в целом, по монетизации история такая:

Сервис не берет комиссию и не может ее брать, поскольку он только отслеживает транзакции, не имея к ним никакого доступа. Пользователь платит небольшую сумму раз в месяц, чтобы отслеживание транзакций работало. Ориентировочно, для 90% бизнесов, это будет стоить всего 5-10 долларов в месяц. Что практически всегда выгоднее, чем в любой платежной системе. Если транзакций мало - есть бесплатный тариф, который выдается автоматически, если не куплен платный. Другими словами, придя однажды клиент не должен бы покинуть сервис, поскольку если у него мало платежей - он ничего не платит. Если их становится больше - платит, но совсем немного. Вот такая бизнес-модель.

Также было решено реализовать партнерскую программу. Ее тоже писали с 0, хотя в этом направлении и были некоторые наработки с другого моего проекта. Продвижение планировалось именно за счет хорошей партнерки. Партнерка платит до 50%, соответственно, людям должно быть интересно продвигать проект (нет).

Итоги

Потрачено больше 1 года времени и несколько тысяч $

Получился вот такой сервис:

Он функционирует, им можно пользоваться.

Есть даже пара клиентов.

Что не получилось и почему

Основная причина в том, что я слишком мало уделил внимания анализу рынка и определения целевой аудитории. Если бы я это сделал заранее, то сразу понял бы, что нет особого спроса на подобный продукт. Вернее как: своя клиентская база для него конечно бы нашлась, если потратить достаточно сил и средств на рекламу. Вот только сделать это практически невозможно, из-за стоимости последней в данной тематике. Все связанное с криптой и платежами, умножает стоимость рекламы в разы. При чем, совершенно не важно, что это не криптовалюта, не NFT и даже не платежная система. У сервиса нет перспективы сверхдоходов, в расчете на которые можно было бы тратить большие деньги на рекламу. Получается такая картина: дорогая тематика, дорогие клиенты, низкие доходы. Именно по этой причине, подобные сервисы не популярны и малоизвестны. Потому, что тупо эффективнее рекламировать платежку которая берет например 1%, чем сервис где платишь 5 долларов в месяц и можешь принимать платежей хоть на миллиард.

Вторым аспектом я бы назвал непонятность сервиса для пользователя. Некастодиальные платежки не особо известны. Люди не понимают как это работает и в чем преимущества. При чем, речь не только о потенциальных клиентах. К примеру, одним из главных средств продвижения должна была стать партнерская программа. Но, потенциальные партнеры тоже не понимают, что им рекламировать и кто клиент.

Арбитражникам проект не интересен, поскольку в этой теме всегда было куда лить траф повыгоднее. Блогерам же мне платить не выгодно, а за % они продвигать ничего не будут. Вот такие дела.

Ну что же, в техническом плане было сделано все, что я хотел и как хотел. Конечно, можно было бы сделать еще больше, было много планов. Но, дальше я его развивать не смогу, т.к нет смысла вливать больше денег в то, что не окупается.

Выводы

Прошло то время, когда можно было начинать стартапы чисто на энтузиазме, а потом оно само как-то сложится. Все больше убеждаюсь в необходимости изначально все хорошо продумывать и иметь четкий, понятный бизнес-план.

77
3 комментария

продай кому-нибудь

Ответить

Не часто тут увидишь статьи про запуск стартапа, но эта понравилась. Не думали пивотнуться, например до агрегатора кошельков, когда в одном окне показывается история со всех кошельков, аналитика, транзакции и т.д как пример или во что-то другое? Я не разбираюсь сильно в крипте, хотя идея сервиса мне понятна. Со стороны сервис выглядит очень сложно, как админка непонятно для чего, возможно стоит упростить всё до одного окна, одной фичи и пробовать еще раз..

Ответить

Тут шутка в том, что это самостоятельный продукт, полностью под web3, и с одной задачей только - принимать платежи у себя автономно. Под остальное, решений и других много.

Ответить