Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Футбол на старой дворовой коробке, хоккей с палками-клюшками, бутылки воды вместо ворот… Припоминаете? Алексей Хахин и Андрей Поликарпов — партнеры, которые начинали бизнес с сети детских школ «Львы ЦХМ». Сегодня предприниматели профессионально занимаются строительством крупных стадионов и запускают спортивные объекты «под ключ». О том, как детское знакомство и семейный интерес к спорту переросли в бизнес, рассказываем в статье.

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Общий объем инвестиций в федеральные проекты в сфере спорта по текущему году составляет почти 21 млрд рублей — данные Минспорта. Однако уровень обеспеченности спортсооружениями в некоторых регионах оставляет желать лучшего — и это также оценка Министерства. Там, где должны расти таланты российского спорта, нередко растут лишь борщевики.

Спорт — одна из труднейших сфер для построения бизнеса. Многие считают, что такое предпринимательство и вовсе не приносит денежных средств. Алексей Хахин и Андрей Поликарпов — бизнесмены, которые доказали обратное: их финансовая модель развития детских хоккейных школ ежегодно прогрессирует в выручке.

Хоккейная школа СССР

«Красная машина» — прозвище советской хоккейной сборной, сокрушительно разрывающей любых оппонентов на льду. Долгие годы соперники не могли разгадать секрет успеха хоккеистов — как им удавалось одерживать крупные победы над канадцами и завоевывать медали чуть ли не каждого чемпионата четыре десятилетия?

Тайна заключается в мощной тренерской школе — научный подход наставников, победные стратегии и, конечно, многочасовые тренировки в лучших советских спортивных комплексах с лучшим на то время оборудованием.

«Тарасов разговаривал с чешским тренером Людеком Букачем и спросил: "Людек, сколько лет канадцы играют в хоккей?" Букач сказал, что около 75. Затем Тарасов спросил: "Людек, сколько лет Советы играют в хоккей?" Букач ответил — около 25. "Ты ошибаешься, Людек, — сказал Тарасов. — Советы тренируются 11 месяцев в году, канадцы — семь или восемь. Мы работаем три или четыре часа в день, канадцы — два. Мы всегда работаем с большой интенсивностью. Видишь, Людек, мы тоже играем 75 лет"».

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Тогда для завоевания золотых медалей государство предоставляло самое эффективное оборудование, новые стадионы и множество открытых возможностей. Как это бывает, время не щадит никого: оборудование устарело, а стадионы заброшены. Но желание играть в хоккей никуда не делось — мальчишки все так же играют в хоккейных коробках между пятиэтажками, а в городах покрупнее ходят на стадионы и на катки. Согласно данным Минспорта, сегодня россияне вовлечены в спорт: более половины (53%) ведут спортивный образ жизни и регулярно занимаются спортом на имеющейся в городах инфраструктуре. Партнеры Алексей Хахин и Андрей Поликарпов рассмотрели в этом стремлении деловую нишу. Стратегия запуска спортивных объектов и развития детских спортивных школ оказалась перспективной.

От рукопожатия к бизнес-партнерству

Алексей и Андрей знакомы с детства. Алексей вырос в спортивной семье — его отец, Хахин Александр Анатольевич, — хоккеист, окончил хоккейную школу ЦСКА. Поэтому детство Алексея состояло из ледовых стадионов, шайб и клюшек — он занимался хоккеем с 11 лет, поступив в школу «Серебряные акулы». Впрочем, примерно так выглядело детство старшего брата Андрея — сокомандника Алексея. Впоследствии играть начал и сам Андрей, а хоккеисты сдружились еще больше.

После окончания спортивной и тренерской карьеры, Алексей погрузился в предпринимательство. В 2017 году бизнесмен стал учредителем и главным директором группы компаний «ЦХМ», а также открыл детскую профессиональную хоккейную школу «Львы ЦХМ», названную в честь сына.

Андрей, в свою очередь, является экспертным финансистом и инвестором с многолетним опытом работы в банковских структурах. Встретившись на любительском льду во взрослой жизни, предприниматели поняли, что вместе — выгоднее. Андрей и Алексей взаимодополняют профессиональные компетенции: Андрей отвечает за финансовую часть проектов, а Алексей сосредоточен на вопросах строительства. Этот микс дает стопроцентный результат — и в выручке, и в спорте, и в дружбе.

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Многие принципы взаимодействия взяты из спорта: честность, надежность и абсолютное доверие — фундамент партнерской синергии. А в случае, если один из бизнесменов допускает ошибку, решением становится открытый диалог, без обвинений и перекладывания ответственности.

«У нас нет никаких правил или договоров, где прописаны принципы партнёрства или взаимная ответственность. Мы два равноправных партнера со своим мнением и опытом. Если один «против», а другой «за», нельзя двигаться дальше, пока мы оба не займем одну сторону. Всё должно работать «на рукопожатии» и взаимном доверии. Если его нет – никакие договоры не спасут».

Алексей Хахин, учредитель группы компаний «ЦХМ»

Ледяная бизнес-модель

Бизнес партнеров разделен на два направления: строительство спортивных объектов и развитие коммерческих детских спортивных школ.

«Львы ЦХМ» — первая и единственная в России коммерческая спортивная школа, которая заявлена всеми возрастами чемпионатов и первенств города Москвы. Сегодня в школе занимается более 500 юных хоккеистов, план в ближайшие сроки — 750 детей, начиная с трехлетнего возраста.

На данный момент бизнес-модель школы базируется на коммерции — выручка идёт с покупки абонементов на занятия хоккеем. Однако для Андрея и Алексея получение прибыли — не самоцель, а средство для развития спортивной инфраструктуры и популяризации спорта, поэтому в каждом возрасте есть 10 бесплатных мест для талантливых детей. Помимо этого, партнеры активно работают над привлечением спонсоров, чтобы в ближайшей перспективе обеспечить абсолютно бесплатное обучение всем детям.

На занятиях тренеры создают равноправную среду — без любимчиков и кумовства, а внутри коллектива партнеры развивают принципы «бирюзового управления»: забота о сотрудниках, свобода в принятии решений, творческий подход, прозрачность.

«У нас с Алексеем абсолютное взаимопонимание, что не должно быть никакого вмешательства извне. Когда звонят друзья, родственники, знакомые и говорят “вот возьми моего”, мы принципиально этого не делаем. Не допускаем, чтобы существовало кумовство. В нашем детстве такое было, но сейчас мы хотим, чтобы дети занимались в равноправной среде».

Алексей Хахин, учредитель группы компаний «ЦХМ»
Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Спортивная инфраструктура как успешный бизнес

Дополнительным источником выручки является сдача объектов в аренду — перманентный доход, формирующий подушку безопасности. Спортивные сооружения арендуют уже взрослые команды и для индивидуальных занятий на льду в вечернее время. Такой способ дохода никак не мешает развитию детской хоккейной школы. В основном, объекты арендуют крупные компании с корпоративными любительскими командами, например, «СберБанк».

Помимо этого, партнеры занимаются строительством спортивной инфраструктуры: комплексов, ледовых дворцов, хоккейных стадионов. Когда Алексей был тренером, он понял, что ему необходимо собственное пространство. Тогда он принял решение: обеспечить воспитанников лучшим и построить место, которое сможет максимально реализовать потенциал будущих хоккеистов.

В 2014 Алексей стал официальным дистрибьютором канадско-словацкого хоккейного оборудования HDTS — новейший технологический инвентарь, не теряющий актуальность и сегодня. А в 2017 он стал учредителем и генеральным директором группы компаний «ЦХМ»: ЦХМ «Снежком», ЦХМ «Одинцово», ЦХМ «ЦСКА», а также ледовых дворцов: ЦХМ «Русгидро», Арена «PLAY север», Полюс «АРЕНА».

На объектах выручка исходит от арендаторов пространства: спортивные магазины, кафе с полезным и спортивным меню или детские развлекательные зоны. К выбору арендаторов Алексей и Андрей подходят очень трепетно — важно, чтобы они были связаны с тематикой комплекса, а также отличались надежностью и потребительским интересом.

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Другие игроки

Андрей и Алексей — представители успешного бизнеса в сфере строительства спортивных объектов и развития коммерческих школ. Однако существуют и другие участники данной ниши: сегодня эта индустрия набирает обороты, ежедневно привлекая всё больше предпринимателей.

ФК «Краснодар» — самый известный футбольный клуб Краснодара под руководством бизнесмена Сергея Галицкого. Команда была основана в 2008 году и с тех пор добилась заметных успехов в российском футболе. В 2010 году была открыта главная академия футбольного клуба, которая занимается подготовкой футболистов для «Краснодара». В 2021 году главным тренером Академии стал Максим Савостин, который совместил работу с должностью спортивного директора.

Академия имеет собственную футбольную философию, которая основывается на важных принципах работы тренерского штаба. В первую очередь, методика клуба ставит в приоритет атакующий стиль игры, а также креативность и принятие нестандартных решений во время матчей. Помимо этого, значимыми особенностями академии «Краснодара» является отсутствие специализации по позициям до 14-15 лет и акселерации роста как критерия селекции.

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

«Все зависит от людей. Мы должны помогать молодым двигаться дальше. Я — чуть больше в области спорта, потому как с бизнесом все уже, наверное. Этот этап моей жизни закончен. И это мне нравится — то, чем мы сейчас занимаемся, – молодыми ребятами, которые будут расти, которые будут дальше становиться спортсменами. Мы инвестируем много в школу, в какие-то современные возможности, чтобы дети росли не только спортсменами, но и хорошо образованными людьми.»

— рассказал Сергей Галицкий в 2019 году.

Еще одним важным игроком в этой нише является спортивный центр от федеральной территории «Сириус». Руководитель направления — учредитель и член правления Фонда Валерий Каменский.

Центр занимается проведением интенсивных спортивных программ по трем направлениям: хоккей, фигурное катание и шахматы. Участники программ — победители и призёры всероссийских юношеских спортивных соревнований и турниров, члены региональных юношеских сборных, одаренные воспитанники детско-юношеских спортивных школ, рекомендованные спортивными федерациями.

Среди основных особенностей спортивных программ можно выделить индивидуальный подход высококвалифицированного тренерско-преподавательского состава к подготовке каждого спортсмена, а также разнообразие активностей для спортсменов: мастер-классы, лекции, практические занятия.

Такой хоккей нам нужен: как построить бизнес в сфере спорта и выиграть?

Дальше — больше

Сейчас партнеры Алексей Хахин и Андрей Поликарпов настроены на масштабирование бизнеса, развивая и другие сферы спорта помимо хоккея. Следующей точкой станет футбол: партнеры уже реализуют строительство спортивной площадки для футбольной школы.

Предприниматели также берутся и за государственные проекты, например, строительство пяти хоккейных площадок в регионах и стадионов для молодежной хоккейной команды в Московской области. Такое партнерство доступно практически каждому знающему предпринимателю в сфере социального строительства — оно реализуется через партнерство государства с частным капиталом (государственно-частное партнерство — ГЧП).

«ГЧП направлено на взаимовыгодное партнерство государства и частного сектора, при котором власти выполняют социальную функцию, а частный инвестор извлекает прибыль. Согласно данным Минспорта, к 2030 году с применением этого механизма в стране должно быть создано не менее 388 объектов массового спорта. Концессионное соглашение — одна из форм ГЧП, при которой власти дают бизнесу полномочия на эксплуатацию государственных объектов или предоставление государственных услуг в течение определенного периода времени».

Ключевая цель партнеров Алексея Хахина и Андрея Поликарпова — реализовать спортивный комплекс, основанный на идее «всё включено»: хоккей, футбол, единоборства, гимнастика и другие виды спорта в одном месте, доступные каждому.

«В хоккее есть такое правило: “играет сильнейший”. В бизнесе это правило тоже применимо, особенно в такой непростой сфере, как социальное строительство. Мы в это дело инвестируем полноценную отдачу сил, энергии, знании, времени и других ресурсов — только при таком подходе можно добиться успеха. Однако оно того стоит — индустрия спортивного строительства стремительно набирает обороты, приобретая новые и новые преимущества».

Алексей Хахин, учредитель группы компаний «ЦХМ»
Начать дискуссию