«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Что такое карта желаний? Это набор методов, которые, как правило, применяют в диагностике: опросники, самоотчеты, проективные методики, списки и дневники. Составить карту человек может самостоятельно, вместе с психологом или купить готовые карточки. Давайте разберемся подробнее, в чем суть карты желаний.

Зачем составлять карту желаний?

На мечты человека оказывают сильное влияние восприятие, эмоции, действия и мысли. Сконцентрировать свое внимание на конкретном желании помогают подручные инструменты, заставляющие работать наши анализаторы: они как музыканты в оркестре – каждый знает, когда и какую ноту сыграть. Допустим, если вы мысленно спросите себя: «Чего я хочу?», то, скорее всего, вас настигнет либо череда разных мыслей, либо будет ощущаться некое застревание, пустота.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Однако, если ответить на тот же самый вопрос, взглянув на листок бумаги, где будет, например, написано «100 моих желаний», то ответы и внутренняя речь начнут выдавать результаты более четко. И самое полезное – написанные желания дают возможность вспоминать, оценивать, пересматривать и даже корректировать собственные мечты.

Что нужно будет писать и заполнять?

В наборе, который мы приобрели для примера, есть главный лист, разделенный на 9 секторов, каждый предлагается заполнить личной фотографией или вырезать и вклеить в секцию картинку по принципу ассоциаций. Допустим, в секторе «богатство» необходимо разместить не просто мешок с деньгами, а приклеить те фото или написать словом то материальное, для чего нужно богатство: новая мебель, книга, машина, квартира и т.д. По тому же принципу заполняются квадратики «семья», «здоровье», «слава» и т.д.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Дополнительно к карте могут прилагаться и другие листочки, чтобы запустить в себе механизм более глубинного самопознания. Например, сектор «колесо баланса» позволяет наглядно увидеть, какие жизненные ресурсы у вас сейчас в избытке, а каких недостает; список аффирмаций помогает запомнить мотивирующие установки, список желаний и целей, мандалы (магические круги) способствуют самовыражению и гармонизации.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

— Результат, который можно назвать неким коллажем желаний, помогает человеку не сдаваться. Но надо понимать, что картинки – это не волшебная палочка, потому что, если вы просто выполните все задания на карточках, результат сам не появится – действия никто не отменял!

Карта, висящая на видном месте, помогает настроиться на цель, свериться с реальностью, проявить гибкость, если цель не актуальна, требует корректировок; или вы осознали, что эта цель не ваша, а была когда-то навязана вам. Чтобы это все работало, надо держать в голове формулу: «визуализация + труд = результат», — объясняет педагог-психолог Ирина Легкая.

При составлении карты психолог рекомендует соблюдать несколько правил. Первое – визуализировать желания в настоящем, представлять здесь и сейчас, что цель уже достигнута. Второе – желаемое надо представлять постоянно, не пропуская ни дня. Очень важно регулярно возвращаться к своим мечтам, думать и анализировать их, стремиться к цели, тогда задуманное становится явью. Третье – желание не должно быть с целью кому-то что-то доказать, или просто чтобы было, или у всех есть, а у меня нет. Не сработает.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Для примера можно привести желание, которое связано с какой-то покупкой. Допустим, у человека появляется сильное желание купить себе красную машину, в этот момент запускаются бессознательные процессы, которые «притягивают» данный образ к тому, что проговаривается примерно так: «Теперь мне эта машина везде мерещится, как будто сейчас все пересели именно на красные машины».

Все внимание сконцентрировано на данном образе, из общего фона восприятие «цепляет» только желаемый объект. И человек бессознательно стремится к цели, появляются новые возможности зарабатывания, которых раньше не было. Или, например, служебную машину меняют, и она именно красного цвета – цель достигнута. Если желание исполняется не так, как вы хотели, то, вероятно, было мало детализации и конкретики.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/688863/

«Что касается записей, дневников, то это нарративный* подход – описание своих событий, которое помогает человеку развивать саморефлексию. Когда я записываю свои переживания, желания, я могу перечитать их, заметить цикличность, переосознать ситуации, найти и увидеть взаимосвязь каких-то историй, которые, возможно, оказывают влияние на чувства, поведение. Это некий взгляд со стороны, на самого себя, который способствует самоанализу.

Также дневники помогают структурировать происходящее, не обязательно все досконально записывать, есть удобный формат, например, таблиц. Допустим, в первый столбик вы записываете какой-то факт, ситуацию, во втором описываете, какие он вызвал у вас мысли, далее определяете чувства в следующем столбце, а в конце обозначаете действия, которые вы предпринимали после произошедшего и какой результат от них получили. После применения данной техники есть возможность проанализировать, а что еще можно было сделать в ситуации, а все ли зависело только от меня и т.д.

Есть еще одна техника, которую бы я рекомендовала – это «утренние страницы». Сразу после пробуждения вы записываете на бумагу все свои мысли, тревоги, беспокойства, которые ожидаете от грядущего дня. Так вы словно «очищаете» сознание от мыслей и можете продолжить день с чистого листа, без излишних эмоций», – объяснила педагог-психолог Регионального центра «Семья» Ирина Легкая.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

* Нарратив (от лат. Narrare – рассказывать) история или описание серии событий; определенный способ объяснения или понимания событий. Нарративная терапия — метод, который позволяет отделить человека от его проблемы и вырабатывать альтернативный взгляд на события, происходящие с ним.

Желание – это внутренний импульс. Чтобы его запустить, потребуется концентрация, регулярные размышления о своей цели, мечте, которые приведут к тому, чтобы появился интерес их воплотить. И при хорошей концентрации на своих желаниях некоторые дела, события и действия будут происходить как бы сами собой, вам даже может показаться, что все случилось как будто по волшебству, но на самом деле к результату шли именно вы.

Если сформировать желания не получается, либо вы чувствуете, что какой-то особой мечты у вас нет, или цели кем-то вам навязаны, попробуйте обратиться с этим к психологам. Они помогут провести анализ более экологично, и вы вместе увидите путь к своим мечтам.

«Карта желаний»: чем психологическая методика отличается от коммерческих марафонов, почему она работает?

Друзья, подписывайтесь на наш телеграм-канал

11
3 комментария

Как различить, что именно нужно изменить в своих желаниях, чтобы идти в ногу с изменяющейся реальностью?

1
Ответить

Можно начать с потребностей - личностных. Главные выделены голубым

Ответить

К любой карте желаний должно прилагаться действие. Если делать ее, чтобы фокусироваться на важном для себя - почему бы и да

1
Ответить