{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

4 эко-привычки, которые помогут бизнесу оставаться устойчивым

Привет, я Варвара Хрусталёва — директор по развитию сети благотворительных магазинов Charity Shop.

10 лет назад я пришла работать в «Чарити» продавцом. С того момента многое изменилось, но главное осталось прежним — ценности, с которых начинался наш благотворительный магазин. Ради них я даже отказалась от работы в Hermès. Одна из таких ценностей — забота об экологии.

С самого начала в «Чарити» старались делать работу магазинов менее вредной для природы. Это наша основная фишка, у которой есть приятный бонус: экологичный подход неплохо помогает нам оптимизировать расходы.

В случае «Чарити» это важно, потому что мы, в первую очередь, бизнес (а бизнес любит считать), и потому что мы перечисляем долю выручки в партнёрские НКО — в поддержку сирот, пожилых людей, людей с особенностями развития и бездомных животных.

Один из магазинов Charity Shop в Москве (у м. Динамо)

Все эко-лайфхаки, которые мы используем, может применить и другая компания. Вот некоторые из них.

1. Бирки из Tetra Pak

В магазинах бирка с ценником — показатель того, что вещь новая и её никто не носил. Дома бирку в первые же секунды срезают и отправляют в мусорное ведро. Даже если человек практикует раздельный сбор отходов, шансов на переработку у бирки не очень много: в её составе часто смешаны бумага и пластик. Так как разделение материалов для дальнейшей переработки — слишком трудоёмкий процесс, бирки легче утилизировать.

В наших магазинах встречаются и новые вещи, но для клиентов это не особенно важно, поэтому мы долго искали экологичную замену привычных бирок. Поначалу мы их делали из картона, но он быстро становился непрезентабельным. Тогда пришла идея использовать более долговечные подложки, на которых бы менялась только информация о цене, штрих код и артикул. И мы нашли идеальный материал — Тетрапак.

Тетрапак — это «сложный» тип упаковки, состоящий из разных материалов — бумаги, полиэтилена и алюминия. Однако её «слои» можно отделить друг от друга и отправить на переработку. В качестве бирки Тетрапак прекрасен: плотный и гибкий. На кассе продавец снимает бирку и отдаёт покупателю вещь без неё. Некоторые бирки мы используем годами.

Бирки для нас делает проект ProEcoPen. Они занимаются производством продукции из вторсырья: создают ручки, блокноты и другую сувенирную продукцию.

2. Виртуальная карта лояльности

Коммьюнити — наше всё, поэтому мы создали для постоянных покупателей особую программу лояльности — клуб друзей Charity Shop. Вместо пластиковой карты — у нас виртуальная: за каждую покупку клиентам начисляются бонусы, с помощью которых можно оплатить до 50% от общей суммы. Для автоматизации мы используем платформу MAXMA.

Сейчас в клубе друзей «Чарити» более 11 000 клиентов, каждый месяц прибавляется не менее 300 человек. Если предположить, что стандартная пластиковая карта для скидок весит около 5 грамм, то выходит, что мы уже «сэкономили» примерно 50 килограммов пластика и порядка 100 тысяч рублей.

Скриншот из статьи MAXMA на VC — о партнёрстве с Charity Shop

Также мы внедрили виртуальные Wallet-карты. У них есть два огромных плюса:

  • Они всегда под рукой, прямо в смартфоне. Количество доступных баллов можно проверить в любой момент;

  • Пользователи получают push-уведомления о скидках и акциях, так что нам не нужно печатать бумажные флаеры, чтобы пригласить клиентов на мероприятие или подарить промокод.

3. Помощь апсайкл-дизайнеров

Мы стараемся вывешивать в зал одежду в идеальном состоянии: вещи проходят термообработку, при необходимости — мы их стираем, ремонтируем и химчистим. Но бывает, что при примерке вещи рвутся и пачкаются. Всё, что можно, мы отстирываем и зашиваем, но иногда «травмы» несовместимы с жизнью — например, повреждается само полотно.

На этот случай у нас есть скорая помощь — дружественные апсайкл-дизайнеры. Они творчески перерабатывают текстиль и создают из повреждённых вещей новые, которые затем можно реализовать в Charity Shop.

Реанимируя одежду с помощью апсайклинга, мы не вредим экологии и возвращаем вещь к её изначальному предназначению — делам так, чтобы её снова можно было надеть.

Вы спросите: почему бы просто не сдать испорченную вещь на переработку? Переработка текстиля — это технологически сложный процесс. И, увы, не каждую вещь вообще можно переработать. Например, часто в состав вещи входит 3-4 типа волокна. Бывают и декоративные элементы — пайетки, стразы, вставки из искусственной кожи. На то, чтобы «препарировать» вещь, нужно слишком много ресурсов — а это уже не экологичный путь. Чаще всего такие смеси идут на свалку или в мусоросжигательную печь.

4. Использование воды из осушителя 🙂

Один из наших секонд-хендов находится в уютном подвале здания XVIII века. Помещение чувствительно к климату, и мы поставили в нём осушитель — прибор, который снижает влажность в помещении. За день в поддоне набирается огромное количество дистиллированной воды. Вместо того, чтобы сливать её в унитаз, мы используем воду для отпаривателей.

Неудачный кейс с многоразовой сумкой

В 2017 году «Чарити» пытался внедрить практику с многоразовыми сумками. Идея была такая: клиент покупает в Charity Shop текстильную сумку за 400 рублей, и, приходя с ней в течение года, получает скидку 10%. Вы наверняка видели подобный формат в некоторых кофейнях: со своим стаканчиком — выгоднее.

Но клиенты часто забывали сумку дома, а самые предприимчивые — предъявляли на кассе как скидочную карту и всё равно просили пакет. Видимо, любовь к бесплатным пакетам оказалась слишком крепка. А может, в людях просто не проснулся внутренний хиппи: сумки были из яркой ткани.

Сейчас мы используем в Charity Shop крафтовые пакеты. Но это не самая экологичная практика:

  • Для производства используется свежая древесина;

  • Срок жизни пакета короткий: крафт быстро рвётся, а если посадить на него жирное пятно — сдать на переработку уже не получится.

Мы выдаём пакеты только в случае, если клиент попросит, а не автоматически с каждой покупкой. Хочется верить, что постепенно люди перейдут на использование многоразовых сумок, и массовый спрос на вредную для экологии упаковку снизится.

Три эко-практики из мирового опыта

Мы следим за опытом коллег и стараемся мотать на ус самые успешные эко-практики. Даже если реализовать их сейчас не получится, это можно будет сделать в другой момент.

Вот несколько примеров того, как бизнес может позаботиться об экологии, глобально не меняя подход к работе:

  1. Заменить лампы накаливания — на светодиодные. Если в офисе не хватает естественного освещения (что вообще идеально), светодиодные лампы — лучший вариант. Светодиоды потребляют на 25-30% меньше энергии, чем лампы накаливания. Кроме того, они служат дольше. IKEA, например, взяла на себя обязательство использовать в своих магазинах 100% светодиодное освещение.
  2. Предлагать электронные чеки — вместо бумажных. Чеки сделаны не из обычной бумаги, а из термобумаги. У неё есть особенность: покрытие содержит химическое вещество, которое в больших количествах — токсично. Поэтому сдавать чеки на переработку с остальной макулатурой нельзя — «заразится» вся партия. А за грамотную переработку чеков в России не берётся почти никто. Лучше предлагать клиентам электронную версию, как это делает, например, «Вкусвилл».
  3. Дарить коллегам и партнёрам эко-подарки. Например, Google дарил сотрудникам многоразовые стаканчики для кофе и канцелярку из вторсырья. Кстати, в наших магазинах тоже продаются блокноты и ручки из переработанных материалов, а ещё красивые чехлы для ноутбуков из регенерированного волокна.
Чехлы из регенерированного волокна в Charity Shop

Ещё вариант — дарить партнёрам и коллегам вещи со смыслом. Многие благотворительные фонды выпускают изделия, сделанные руками подопечных и волонтёров. К примеру, для фонда «Гольфстрим» бабушки шьют игрушки в стиле тильда, а средства от продажи изделий идут в помощь подросткам с особенностями развития. Мы продаём игрушки в «Чарити». Каждое изделие — уникально и сделано с любовью.

Если вы готовы отказаться от материальных подарков (или просто ваши сотрудники рассыпались по планете), дарите цифровые впечатления: подписку на образовательные курсы, промокод в онлайн-кинотеатр, музейную карту.

Итак, чтобы сделать работу магазина экологичнее, мы используем:

  1. Многоразовые бирки из Тетрапак — вместо бирок, которые покупатель сразу же выбросит в мусорную корзину;

  2. Виртуальную систему лояльности и wallet-кошелёк — вместо пластиковых карт;

  3. Креатив апсайкл-дизайнеров, которые «реанимируют» одежду, случайно испорченную в примерочной;
  4. Дистиллированную воду из осушителя в помещении — для отпаривания вещей.

Если у вашей компании тоже есть эко-лайфхаки — делитесь в комментариях.

В магазинах Charity Shop можно найти винтажные пиджаки «как у дедушки» из 70-х, косухи и кожаные тренчи из 90-х, новые вещи масс-маркет и люкс брендов. Подпишитесь на телеграм, чтобы следить за новинками и бронировать их.

Ненужную одежду можно сдать в Charity Shop и контейнеры «Второго дыхания».

0
4 комментария
Анна Федельмебель

Про бирки — очень здорово! Дьявол в мелочах)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кириллов

Да, про бирки прикольно, и конечно система лояльности вещь необходимая в тенденциях современной реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана

Красивые чехлы для ноутбуков из регенерированного волокна - а, как их изготавливают? Есть видео процесса? Ткань разволокняют, а дальше?

Ответить
Развернуть ветку
Charity Shop
Автор

Видео попробуем поискать! А сам процесс выглядит так:

1. Вещи из хлопка и шерсти (иногда — с небольшой примесью синтетики), непригодные для носки, сортируют по цвету, удаляют фурнитуру;
2. Затем измельчают и разволокняют их;
3. После формируют нетканое полотно, из которого и делают сумки для ноутбуков.

Здесь можно прикрепить только одно фото, поэтому собрали коллаж с производства. Оно находится в Подмосковье, а сами чехлы шьют уже в Москве.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда