4 эко-привычки, которые помогут бизнесу оставаться устойчивым
Привет, я Варвара Хрусталёва — директор по развитию сети благотворительных магазинов Charity Shop.
10 лет назад я пришла работать в «Чарити» продавцом. С того момента многое изменилось, но главное осталось прежним — ценности, с которых начинался наш благотворительный магазин. Ради них я даже отказалась от работы в Hermès. Одна из таких ценностей — забота об экологии.
С самого начала в «Чарити» старались делать работу магазинов менее вредной для природы. Это наша основная фишка, у которой есть приятный бонус: экологичный подход неплохо помогает нам оптимизировать расходы.
В случае «Чарити» это важно, потому что мы, в первую очередь, бизнес (а бизнес любит считать), и потому что мы перечисляем долю выручки в партнёрские НКО — в поддержку сирот, пожилых людей, людей с особенностями развития и бездомных животных.
Все эко-лайфхаки, которые мы используем, может применить и другая компания. Вот некоторые из них.
1. Бирки из Tetra Pak
В магазинах бирка с ценником — показатель того, что вещь новая и её никто не носил. Дома бирку в первые же секунды срезают и отправляют в мусорное ведро. Даже если человек практикует раздельный сбор отходов, шансов на переработку у бирки не очень много: в её составе часто смешаны бумага и пластик. Так как разделение материалов для дальнейшей переработки — слишком трудоёмкий процесс, бирки легче утилизировать.
Тетрапак — это «сложный» тип упаковки, состоящий из разных материалов — бумаги, полиэтилена и алюминия. Однако её «слои» можно отделить друг от друга и отправить на переработку. В качестве бирки Тетрапак прекрасен: плотный и гибкий. На кассе продавец снимает бирку и отдаёт покупателю вещь без неё. Некоторые бирки мы используем годами.
2. Виртуальная карта лояльности
Коммьюнити — наше всё, поэтому мы создали для постоянных покупателей особую программу лояльности — клуб друзей Charity Shop. Вместо пластиковой карты — у нас виртуальная: за каждую покупку клиентам начисляются бонусы, с помощью которых можно оплатить до 50% от общей суммы. Для автоматизации мы используем платформу MAXMA.
Также мы внедрили виртуальные Wallet-карты. У них есть два огромных плюса:
Они всегда под рукой, прямо в смартфоне. Количество доступных баллов можно проверить в любой момент;
Пользователи получают push-уведомления о скидках и акциях, так что нам не нужно печатать бумажные флаеры, чтобы пригласить клиентов на мероприятие или подарить промокод.
3. Помощь апсайкл-дизайнеров
Мы стараемся вывешивать в зал одежду в идеальном состоянии: вещи проходят термообработку, при необходимости — мы их стираем, ремонтируем и химчистим. Но бывает, что при примерке вещи рвутся и пачкаются. Всё, что можно, мы отстирываем и зашиваем, но иногда «травмы» несовместимы с жизнью — например, повреждается само полотно.
На этот случай у нас есть скорая помощь — дружественные апсайкл-дизайнеры. Они творчески перерабатывают текстиль и создают из повреждённых вещей новые, которые затем можно реализовать в Charity Shop.
Вы спросите: почему бы просто не сдать испорченную вещь на переработку? Переработка текстиля — это технологически сложный процесс. И, увы, не каждую вещь вообще можно переработать. Например, часто в состав вещи входит 3-4 типа волокна. Бывают и декоративные элементы — пайетки, стразы, вставки из искусственной кожи. На то, чтобы «препарировать» вещь, нужно слишком много ресурсов — а это уже не экологичный путь. Чаще всего такие смеси идут на свалку или в мусоросжигательную печь.
4. Использование воды из осушителя 🙂
Один из наших секонд-хендов находится в уютном подвале здания XVIII века. Помещение чувствительно к климату, и мы поставили в нём осушитель — прибор, который снижает влажность в помещении. За день в поддоне набирается огромное количество дистиллированной воды. Вместо того, чтобы сливать её в унитаз, мы используем воду для отпаривателей.
Неудачный кейс с многоразовой сумкой
В 2017 году «Чарити» пытался внедрить практику с многоразовыми сумками. Идея была такая: клиент покупает в Charity Shop текстильную сумку за 400 рублей, и, приходя с ней в течение года, получает скидку 10%. Вы наверняка видели подобный формат в некоторых кофейнях: со своим стаканчиком — выгоднее.
Но клиенты часто забывали сумку дома, а самые предприимчивые — предъявляли на кассе как скидочную карту и всё равно просили пакет. Видимо, любовь к бесплатным пакетам оказалась слишком крепка. А может, в людях просто не проснулся внутренний хиппи: сумки были из яркой ткани.
Сейчас мы используем в Charity Shop крафтовые пакеты. Но это не самая экологичная практика:
Для производства используется свежая древесина;
- Срок жизни пакета короткий: крафт быстро рвётся, а если посадить на него жирное пятно — сдать на переработку уже не получится.
Три эко-практики из мирового опыта
Мы следим за опытом коллег и стараемся мотать на ус самые успешные эко-практики. Даже если реализовать их сейчас не получится, это можно будет сделать в другой момент.
Вот несколько примеров того, как бизнес может позаботиться об экологии, глобально не меняя подход к работе:
- Заменить лампы накаливания — на светодиодные. Если в офисе не хватает естественного освещения (что вообще идеально), светодиодные лампы — лучший вариант. Светодиоды потребляют на 25-30% меньше энергии, чем лампы накаливания. Кроме того, они служат дольше. IKEA, например, взяла на себя обязательство использовать в своих магазинах 100% светодиодное освещение.
- Предлагать электронные чеки — вместо бумажных. Чеки сделаны не из обычной бумаги, а из термобумаги. У неё есть особенность: покрытие содержит химическое вещество, которое в больших количествах — токсично. Поэтому сдавать чеки на переработку с остальной макулатурой нельзя — «заразится» вся партия. А за грамотную переработку чеков в России не берётся почти никто. Лучше предлагать клиентам электронную версию, как это делает, например, «Вкусвилл».
- Дарить коллегам и партнёрам эко-подарки. Например, Google дарил сотрудникам многоразовые стаканчики для кофе и канцелярку из вторсырья. Кстати, в наших магазинах тоже продаются блокноты и ручки из переработанных материалов, а ещё красивые чехлы для ноутбуков из регенерированного волокна.
Ещё вариант — дарить партнёрам и коллегам вещи со смыслом. Многие благотворительные фонды выпускают изделия, сделанные руками подопечных и волонтёров. К примеру, для фонда «Гольфстрим» бабушки шьют игрушки в стиле тильда, а средства от продажи изделий идут в помощь подросткам с особенностями развития. Мы продаём игрушки в «Чарити». Каждое изделие — уникально и сделано с любовью.
Если вы готовы отказаться от материальных подарков (или просто ваши сотрудники рассыпались по планете), дарите цифровые впечатления: подписку на образовательные курсы, промокод в онлайн-кинотеатр, музейную карту.
Итак, чтобы сделать работу магазина экологичнее, мы используем:
Многоразовые бирки из Тетрапак — вместо бирок, которые покупатель сразу же выбросит в мусорную корзину;
Виртуальную систему лояльности и wallet-кошелёк — вместо пластиковых карт;
- Креатив апсайкл-дизайнеров, которые «реанимируют» одежду, случайно испорченную в примерочной;
Дистиллированную воду из осушителя в помещении — для отпаривания вещей.
Если у вашей компании тоже есть эко-лайфхаки — делитесь в комментариях.
В магазинах Charity Shop можно найти винтажные пиджаки «как у дедушки» из 70-х, косухи и кожаные тренчи из 90-х, новые вещи масс-маркет и люкс брендов. Подпишитесь на телеграм, чтобы следить за новинками и бронировать их.
Ненужную одежду можно сдать в Charity Shop и контейнеры «Второго дыхания».
Про бирки — очень здорово! Дьявол в мелочах)
Да, про бирки прикольно, и конечно система лояльности вещь необходимая в тенденциях современной реальности.
Красивые чехлы для ноутбуков из регенерированного волокна - а, как их изготавливают? Есть видео процесса? Ткань разволокняют, а дальше?
Видео попробуем поискать! А сам процесс выглядит так:
1. Вещи из хлопка и шерсти (иногда — с небольшой примесью синтетики), непригодные для носки, сортируют по цвету, удаляют фурнитуру;
2. Затем измельчают и разволокняют их;
3. После формируют нетканое полотно, из которого и делают сумки для ноутбуков.
Здесь можно прикрепить только одно фото, поэтому собрали коллаж с производства. Оно находится в Подмосковье, а сами чехлы шьют уже в Москве.