{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Через космос прямо в мозг: боль поиска действительно интересного бизнеса

Итак, это Саша Панов. Сейчас я CEO & Founder биотех-лаборатории Neiry (и еще пары бизнес-проектов), но так было не всегда. И сегодня я расскажу о своем опыте поиска по-настоящему интересного занятия в моей предпринимательской жизни. В этой истории будут рекламное агентство, работа в космическом стартапе, полном карго-культов, и запуск спутника в космос.

Когда нет мозгов: с чего началась моя карьера

Примерно в 16 лет, то есть 19 лет назад, я решил, что буду заниматься бизнесом. До этого хотел стать ученым и инженером. Как папа, но не в физике/технике, а в биологии: я участвовал в олимпиадах, делал научные биотех-исследования и даже получал президентскую стипендию как одаренный школьник. Но быстро понял, что, во-первых, я не настолько умен, чтобы стать прямо гениальным ученым, а во-вторых, заработать на этом будет сложно или как минимум долго. А я был школьником, которому хотелось быстрых денег.

Так я придумал организовывать в родном Минске концерты московских певцов и диджеев. У меня не было денег на предоплату, поэтому я звонил концертному менеджеру, спрашивал, свободны ли даты, и сразу давал рекламу. Модный сейчас Fake it till u make it на максималках. Если продажи шли вяло, то все отменял и возвращал деньги покупателям, а если бодро — деньги от продажи первой половины билетов шли на предоплату артисту.

Кстати, желающих сдать концертную площадку подростку под мероприятие немного. Поэтому я завел «аватара»: человека старше меня, задачей которого было просто повторять заученный текст. Мы приходили вдвоем, он говорил, что я его ассистент, и мы бронировали площадку. Наша незарегистрированная нигде организация пафосно называлась BCG (Belarus Concert Group), а я в ней был арт-директором.

Еще до окончания школы я стал зарабатывать «концертно-гастрольным» бизнесом первые деньги и переехал в съемную квартиру — хотелось самостоятельности. Да и мама пугалась стопок денег в детской, ведь тогда не было тикетклаудов — только кеш, только хард-кор. За пару лет я набрался опыта в этой сфере, и это во многом определило мой дальнейший путь.

Важно отметить, что организация концертов и вечеринок — довольно однообразное занятие. Моя тяга к увеличению масштабов мероприятий (ведь больше = интереснее) однажды привела к знакомству с косяком жирных черных лебедей: за пару дней до начала монтажа площадка отменила огромное мероприятие на 5—7 тысяч проданных билетов. Это привело к уголовному делу с допросами и штрафами, ведь 99% всех проданных билетов не были зарегистрированы должным образом. Но это были дикие нулевые, мы выживали как могли.

Параллельно со всеми этими событиями я увидел вакансию ивент-менеджера в рекламном агентстве международной сети Publicis (кажется, они до сих пор самые большие в мире), которые делали самые крутые рекламные кампании в Беларуси. Учитывая, что я единственный из кандидатов знал слово «ивент-менеджер» и всю боль организации мероприятий, мне сразу сделали офер. За следующие полтора года я организовал очень много мероприятий для Hewlett-Packard, Volkswagen, Nestle и других международных брендов.

Интерес был дикий, потому что мероприятия были безумно креативные и масштабные. Расскажу про парочку, чтобы было понятно, что мы творили под руководством моего первого руководителя Оли Прокопьевой.

Для презентации VW Crafter я организовывал на заброшенном заводе ивент в стиле Fallout/Терминатор с постапокалиптическим декором, пробиванием микроавтобусом кирпичных стен и выступлением Чижа на не очень запланировано горящей сцене. А для презентации молодежного кабриолета Eos мы реализовали проект «Все ваши сексуальные фантазии» — там были бассейны полные желе, в которых дрались азиатки. Были и битвы в грязи, и девочки-полицейские с догами, и выпрыгивающие из тортов танцовщицы кабаре (для ЦА постарше). Для потенциальных покупательниц пригнали пару расчетов пожарных машин, где команды были заменены на стриптизеров, которые поливали всех пеной, а заодно показывали, как быстро закрывается крыша тачки на случай дождя.

Примерно через полтора года работы, во время которой я мог не выходить из офиса по несколько дней, у меня за плечами были 20—30 ивентов разного масштаба, проведенных от защиты презентации с концептом, формирования сметы, сценплана, плана работ до итогового отчета. Тогда же появились базовые знания финансового планирования и учета, а также общее понимание принципов работы рекламного агентства.

В процессе подготовки очередной конференции Nestle

Я быстро понял, что в Минске мне тесно, и поехал на пару проектов в Киев, потом — на полгода в Алма-Ату, а затем оказался в Москве. После десятка проектов в Москве я познакомился с партнером — и мы решили что можем все и сами. Так в мои 19 лет мы открыли свое рекламное агентство — КБ-12.

К слову, сейчас я понимаю, что род деятельности выбрал почти случайно. Если бы я со школы начал заниматься логистикой, то потом, скорее всего, у меня вместо КБ-12 появился бы логистический бизнес. Тогда для меня было не принципиально что делать, главное — организовывать и предпринимать.

Первый состав КБ-12 (я в прыжке сверху)

Как мне стало скучно просто зарабатывать деньги

Первые годы в агентстве было непросто, как это обычно и бывает в бизнесе, когда все, включая офис-менеджера, получают больше, чем ты, а выходных и отпусков нет. Мы постепенно росли и лет через пять начали неплохо зарабатывать. Про наш путь есть большая статья тут, так что повторяться не буду.

И вот мне 25 лет, я сижу в крутом офисе и понимаю: у меня уже есть R8, все норм, но хочется чего-то большего. Вокруг движуха, проекты, больше 150 сотрудников, все работает, но делать промо-акции и ивенты с презентацией машин — это не предел мечтаний.

Я помню тот день, когда как-то в обед открыл страницу Яндекс.Лекций. И увидел анонс лекции какого-то парня про запуск коммерческого лунохода. Он хотел сконструировать аппарат с огромными граблями, чтобы можно было сделать на поверхности надпись, которую будет видно с Земли в примитивный телескоп. Помимо этого луноход выполнял бы научные задачи. Я подумал: «Надпись на Луне — это идея, было бы круто в маркетинге это использовать». И поехал на лекцию.

Так я познакомился с Сашей Шаенко. Просто подошел к нему после лекции и сказал: «Привет, я Саша, занимаюсь рекламой но хочу сделать что-то большое, давай попробуем что-нибудь сделать вместе». Он ответил: «Слушай, у нас как раз есть в работе проект. Мы придумали спутник, который будет выглядеть с Земли как звезда». Я подумал: «Вау». И он пригласил меня на совещание в их штаб-квартиру.

На следующий же день я поехал в их «штаб-квартиру». Чтобы попасть туда, нужно было забираться по стремянке в окно на втором этаже. А у меня тогда была проблема: я выглядел молодо и обратился к стилисту, чтобы меня воспринимали всерьез на совещаниях в корпорациях. Стилист подобрал мне луки с пиджаками и платками. В одном из этих пиджаков, из которого торчал платок под цвет носков (или какая-то такая нелепость), я поднялся по уличной стремянке и оказался тут, в тусовке инженеров. Так меня занесло в тему космоса.

Штаб-квартира выглядела как коворкинг для бедных студентов

Зачем вообще понадобился спутник

Инженеры рассказали, как четыре года назад придумали сделать космический аппарат, у которого будут две функции. Первая — научная. В космосе есть большая проблема с отработанными аппаратами: они там болтаются и занимают место на орбите. А еще сталкиваются друг с другом, и получается полная жопа. Инженеры придумали аэродинамический тормоз, который будет уводить спутник на орбиту захоронения, где он никому не помешает.

Аэродинамический тормоз — это, по сути, огромный купол. У ребят возникла идея сделать купол зеркальным и придумать движок, который будет его раскручивать, чтобы получилась самая яркая звезда, заметная с Земли. Так появилась вторая функция, но они не понимали, что с ней делать, просто считали, что это прикольно. А я подумал: «Вау, вот это уже можно продать». А с того, что можно продать, и начинается любой бизнес. Даже космический.

Примерно так должен был выглядеть спутник

Мы заключили с Шаенко сделку: я полностью финансирую проект, они реализуют свою задумку, но спутник — мой. При этом у ребят был план запустить краудфандинг, и я к нему подключился. Благодаря хорошему маркетингу мы собрали 1 900 000 рублей: на тот момент это был рекорд для российского рынка. Правда, на маркетинг мы потратили примерно миллион, так что эффективность вызывала вопросики, но такой уж рынок краудфандинга был в РФ. Посмотреть нашу страничку можно тут.

Сбор и план проекта

Когда кампания вовсю шла, в США экоактивисты начали сбор подписей против запуска нашего спутника: якобы жуки-навозники ориентируются по звездам, а из-за нашего спутника они не смогут найти дорогу в норку, и это плохо скажется на их популяции. Это очень занятно, когда на другой стороне Земли кто-то активно против тебя.

А потом я понял, что наша гоп-команда мамкиных инженеров не в состоянии сделать настоящий космический аппарат. Понял я это достаточно поздно, потому что до этого не занимался инженерными проектами. Я решил, что так мы космос не покорим, и обратился в компанию Yaliny, которой параллельно предложил помощь в роли директора по маркетингу (без зарплаты, разумеется). Yaliny пыталась сделать то же самое, что уже сделал Илон Маск в Starlink: запустить спутниковую систему, которая обеспечит дешевую связь. К их фаундеру Вадиму Теплякову я и пришел с предложением объединить усилия на взаимовыгодных условиях.

Как запустить спутник бесплатно, если место на ракете стоит 3 млн долларов

В Yaliny тоже все было не слава богу, но иначе. Там оказалась куча толковых инженеров, но вся бизнес-парадигма была собрана из книжек про стартапы из Долины. Вокруг царил продвигаемый Вадимом карго-культ, гласящий, что если:

  • иметь большую команду инженеров;
  • не мешать им работать, например запрещать по пятницам говорить в офисе, потому что пятница — это день мыслей;
  • устраивать книжный клуб раз в пару недель;
  • приглашать массажиста (не шутка)…

…то инвесторы сами прилетят на голубом вертолете и закидают десятками миллионов долларов, а Маск выделит место в ракете.

Про этот эпичный провал Yaliny была большая статья на VC. Ее выпилили, но интернет все помнит, и в Телеге ссылка открывается. Для меня это была классная школа: я понял, как точно делать не нужно, за что я очень благодарен Вадиму.

Итак, у Yaliny были инженеры, и они начали факультативно помогать с нашим космическим аппаратом. Параллельно со всем этим нужно было решать, как мы запустим аппарат в космос, когда доделаем. Запустить аппарат нашего размера и веса на тот момент стоило 2—3 млн долларов. Работает это так: ракету запускают с определенными целями, но там остается свободное место, которое допродают. Это называется «сопутствующая нагрузка». На нашем Союзе было примерно 80 других аппаратов.

А сейчас лайфхак: благодаря безусловно правильной политике государства любой инженерный универ может бесплатно запустить на такой ракете свой спутник. Но у большинства универов нет денег на разработку и испытания. Поэтому мы пошли в московский Политех, ближайший к офису вуз, и предложили им сотрудничество — с нас аппарат, а с них «университетская крыша». Они согласились и даже выделили нам комнату для работы и пару студентов, чтобы подавать отвертки. Так наш спутник стал студенческим проектом и мы договорились о бесплатном запуске. За это особое спасибо Саше Шаенко.

Тогда же мы выяснили, что запуск аппарата — это лотерея. Пилотируемые запуски всегда происходят в срок, а непилотируемые могут переноситься годами. Поэтому есть такая штука, как массово-габаритный макет. Задолго до запуска нужно сделать макет аппарата, который совпадает с ним по массе и габаритам, и отдать в Роскосмос. Если спутник не готов к запуску на день Х, который обычно объявляется «внезапно», этот макет вешают на ракету вместо него, чтобы сохранялась балансировка. К слову, вы даже не представляете, сколько таких болванок на орбите.

Мы сдали макет и продолжили разработку спутника, а я решил, что пришло время его продавать.

Как я пытался «продать звезду» (и продал)

Сначала я пошел к одному всем известному производителю конфет. У них концепция про романтику, а самая яркая звезда на небе — это романтично. Когда я пришел и начал им все это рассказывать, то быстро понял, что пытаюсь продать девочкам бренд-менеджерам сложный технический аппарат, и мы друг друга не поняли. Тогда я решил пойти к технологичным ребятам — в желтый банк.

Команда бренд-менеджеров сразу сказала, что идея — бомба, и мы подписали документы. А в корпорациях юридические отделы работают так, что документы всегда составлены максимально хреново для тебя — ты кругом должен. Мы честно предупредили, что сами не знаем сроки запуска. В желтом банке сказали, что это нормально, но в документах нужно указать, что мы обязуемся запустить спутник в течение года. Мы договорились, что подпишемся так, а потом сдвинем сроки. Я получил несколько миллионов в качестве предоплаты и ушел, счастливый, доделывать спутник.

Примерно так могло бы выглядеть наше сотрудничество с желтым банком

И тут вся команда бренд-менеджеров увольняется. Мы приходим на встречу, а там сидят люди, которым уже нет дела до нашего космического аппарата. И когда стало понятно, что мы не успеваем запустить спутник в срок «по договору» по очевидно не зависящим от нас причинам, разумеется, устные договоренности с прежней командой испарились и запланированная сумма постоплаты исчезла.

Если развалилось с желтым банком, куда нужно идти? Правильно, в Рокетбанк! Они были их популярными маркетинговыми оппонентами, и на мое предложение сразу ответили «а давай». Мы придумали концепцию с Рокетспутником-кешбэком. Если клиент банка успевает затрекать спутник, когда тот пролетает где-то над ним, его кешбэк увеличивается. Спойлер: мы это реализовали, и сработало это очень круто, Рокетбанк был доволен показателями.

Страница нашей с Рокетбанком акции

Подробнее о нашем партнерстве в статье на vc.

Пока я занимался продажами и концепцией для Рокетбанка, спутник мы общими усилиями с горем пополам (с третьего раза он таки влез в ракету на примерке) доделали. Пришло время его запускать.

Как мы запускали аппарат

Тут важно отметить, что спутник во многом разработан инженерной командой Yaliny, а для нее важнее всего было проверить, как он передает связь. У нас была такая договоренность: с них — помощь инженеров, а с нас — возможность проверки своей технологии связи.

И тут выясняется, что принимать сигнал от спутника на Земле некому, потому что он не зарегистрирован должным образом, ведь когда мы подавали документы, не заявляли необходимости в радиочастоте. Тогда мы отправились в один известный университет, у которого есть огромный локатор. Пришли и спели песню про студенческий проект: «У нас запуск на носу, помогите». Я даже взял студентов для массовки.

Руководитель лаборатории, с которым мы общались, выслушал все это, попросил студентов выйти и сказал: «Александр, я правильно понимаю, что вы предлагаете нам принять сигнал от незарегистрированного радиопередатчика в космосе, еще и на военных частотах?» (Да, военные частоты самые энергоэффективные, но раз мы космические пираты, то какая разница, хе-хе.) Я ответил, что да, и он сказал, что у него есть встречное предложение: «А что, если этого спутника в какой-то момент не станет? Ваш спутник — идеальная мишень. Он по размеру как военный объект, он пустотелый, а еще он студенческий — когда он исчезнет, все будут думать, что это криворукие студенты все сделали неправильно. А нам нужны мишени. Сделка простая: снимайте телеметрию через наше оборудование, а на предпоследнем витке мы его собьем».

Тут у меня родилась идея потенциальной ниши в бизнесе со спутниками, на которую на тот момент можно было рассчитывать: делать спутники-мишени, которые сбивают с Земли. Все страны сейчас тренируются сбивать космические аппараты. Когда сбивают настоящий космический аппарат, он разрывается на тысячи кусков, и они превращаются в космический мусор. Когда китайцы сбили свой старый космический аппарат, обломки вывели из строя семь аппаратов на орбите и даже сделали дырку в МКС. А наш спутник пустотелый, как надувной, и мусора от него немного! (После просчета рынка я понял, что овчинка не стоит выделки, плюс скопировать проще простого.)

Я согласился, и мы ушли планировать запуск. Забегая вперед, скажу, что систему связи мы так и не установили, так что необходимость в приеме сигнала пропала. Как и потенциальная судимость за работу в космосе без лицензии на радиочастоту. Возможно, кстати, наш спутник в итоге и сбили на последнем витке — этого мы уже никогда не узнаем.

Отмечу отдельно, что вся идея с радиопередачей без разрешения была исключительно моя и бесконечно тупая, примерно такая же, как отметить Новый год в Афганистане или переплыть на надувной лодке пять морей. Никогда ТАК НЕ делайте!

В день запуска мы отправились на Байконур. Всем, кто запускает спутник, выдают просекко, поэтому мы с командой топ-менеджмента Рокетбанка, инженерами и блогерами стояли с бокалами и смотрели, как красиво взлетает ракета с нашим спутником.

Кстати, из-за большой корпоративной волокиты мы так и не успели подписать документы до запуска. На следующий день после того, как спутник взлетел, мне позвонил бухгалтер из Роскосмоса и спросил, нужно ли нам еще подписывать документы. Я сказал, что мне они не нужны, он ответил, что и им уже тоже. Кажется, только в нашей стране такое возможно: работа на честном слове и без документов (к слову, договор, по которому мы не должны платить, для них реально бессмысленный).

На запуск приехала вся команда, кажется, даже те, кто подавал отвертки

Так наш спутник отправился в космос

Разумеется, мы были ужасно счастливы. Примерно часов 10. А потом узнали, что после взлета что-то пошло не так, что именно — непонятно, ведь телеметрии не было. Там проводили целое расследование. По одной версии (красивой для нас), из-за ошибки расчета после отделения части спутников ракета слишком рано запустила маневровые двигатели и сожгла их. А по другой (более реальной), наш первый космический блин был все-таки комом. Прочитать про это можно тут.

На акцию с Рокетбанком это никак не повлияло: траекторию спутника, даже не работающего полностью, все равно можно было трекать, поэтому маркетинговый эффект получился хороший. Я отбил почти все расходы на космический аппарат и закрыл нашу «частную космическую программу».

Какие промежуточные выводы можно сделать после этой истории:

  • Маркетинговые и презентационные скилы нужны везде, потому что продать статистически сложнее, чем сделать.
  • Правила «глаза боятся — руки делают» и «наглость города берет» работают почти везде, как минимум на короткой (1—3 года) дистанции.
  • После того как ворвался, обычно открываются новые ниши.
  • Космос — это дорого, ОЧЕНЬ дорого. В первую очередь, потому что для решения большинства коммерческих задач одним спутником не обойдешься, нужна приличная группировка.
  • Гаражная команда инженеров — это сказки из серии «красивые ошибки выживших», для всего серьезного нужны «серьезные» дяди и тети.
  • Спасибо стране за возможности и масштаб, с которым можно найти немного ненужных денег на безумные проекты, а еще подсунуть бесплатно спутник в ракету!

Постфактум извиняюсь за умышленные упрощения — как технические, так и исторические. Общая канва точно верная.

Тут уже вышло много букв, так что в следующей колонке я расскажу, как полученный опыт двух космических стартапов помог мне запустить успешный диптех-стартап Neiry. Он тоже про космос, но не внешний, а внутренний. Такой же глубокий, сложный и поэтому дорогой.

О том, что и как я делаю сейчас, можно читать в моем телеграм-канале.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Konstantin Konov

Собрали 2 ляма на спутник, половину потратили на рекламу, потом поняли, что никто в команде спутники делать не умеет и как их запускать не знает. Ну такое

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Есть серьезные основания полагать, что герой статьи не имеет никакого отношения к спутнику "Маяк".

UPD: Нет, прошу прощения, таки имеет.

Александр Панов — руководитель пиарщиков на втором краудфандинге,
Ответить
Развернуть ветку
Итак, это Панов
Автор

Полагай)

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Вы читать умеете?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Круто, это же круто!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

прочитав эту статью я понял, что означает "профессиональный суетолог"
респект, отличная история и очень наша

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Не познав себя, не познать мир. Так что космос, конечно, важен, но околоземную орбиту называть космосом и тем более освоением несколько самоуверенно (-:
Это я не о материале, а в целом восприятии. Пока мы в освоении не продвинулись ровно ни на сколько.
А вот процесс самопознания останавливать никак нельзя.
Поэтому Neiry — круть, роботам — слава!

А за материал благодарю 🤝🏻

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сенюков

Интересная история с ростом героя, положительной моралью в конце и критическими ошибками по пути 🔥
Масштабные проекты не про идею, а про продать, организовать, договориться и найти последователей)

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Зашел на сайт вашей "биотех-лаборатории" Neiry.
В бесконечном списке компаний "использующих" ваши технологии обнаружил Valve.
Не могли бы вы рассказать какие именно ваши "технологии" использует Гейб Ньюэлл?

Ответить
Развернуть ветку
Итак, это Панов
Автор

Дружок, убери кавычки в вопросе и я расскажу)

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Понятно. Очевидно, рассказать вам нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зубов

Очень плохо, что подписали документы, а потом на словах договорились перенести срок, нужно было это так же юридически закрепить!

Ответить
Развернуть ветку
Jaroslav Baker

Молодец. И про тг канал не забыл. )

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Как же грустно было читать...

Ответить
Развернуть ветку
Итак, это Панов
Автор

Не волнуйся, брат-рекламщик, ты тоже в какой-то момент найдешь интересное дело)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Ну рекламщик я разве только с перепугу да и не волнуюсь. :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Итак, это Панов
Автор

Спасибо за лайк, все остальное не понял)

Ответить
Развернуть ветку
Tomoko

А зачем вы вкладывали столько в рекламу? Ваша же задача состояла не в это!

Ответить
Развернуть ветку
Итак, это Панов
Автор

Не понял вопроса

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Тимур Ройз

«Продать статистически сложнее, чем сделать». Это что за статистика такая?

Ответить
Развернуть ветку
Мурад

Сколько же работы для космоса надо сделать на земле) Классный лайфхак про универские бесплатные запуски

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Кунгуров

Крутая вдохновлявшая статья Саша!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Граков

Это лучшее что я читал за последние 10 лет!

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда