Из руин в развитие: как мы пережили кризис в SEO-компании и укрепили бизнес

Для тех, кто запутался и не знает, как навести порядок в бизнесе, преодолеть системные трудности, настроить бизнес-процессы и выйти на новый уровень.

Привет, меня зовут Евгений Митшан, я 14 лет являюсь руководителем SEO-компании «Реванта».

Ниже расскажу личную историю о том, как мы с Ринатом Гизатуллиным, моим другом и совладельцем «Реванты», 7 лет владели интернет-агентством, не умея управлять. Какие ошибки совершали, и что из этого получилось. Как вышли из кризиса, чтобы построить успешную компанию.

<i>Ринат Гизатуллин и Евгений Митшан, основатели агентства «Реванта»</i>
Ринат Гизатуллин и Евгений Митшан, основатели агентства «Реванта»

Возможно, наш опыт поможет тем, кто, как и мы 7 лет назад, сейчас находится во фрустрации и не знает, почему все сыплется, и как сдвинуть бизнес с мертвой точки.

В конце статьи вас ждет чек-лист «Проверьте, налажено ли управление в вашей компании» и мои рекомендации полезной литературы.

Отталкиваясь от дна…

Наше SEO-агентство «Реванта» существует с 2009 года. В 2017 году, получив очередной минус, мы были в отчаянии и хотели закрыть бизнес.

Часть клиентов была недовольна качеством работы, продажи не покрывали отток клиентов, сотрудники не справлялись с задачами, количество денег постоянно уменьшалось, мы работали с 8.00 до 22.00 и выгорели.

В это время мы знакомимся с Павлом Шалюгиным и Денисом Корогодовым, экспертами в области маркетинга, менеджмента и найма из компании «Продажи Всем». Благодаря им мы узнали, что причина наших проблем исключительно в отсутствии знаний и системности. Но все решаемо.

У нас появилась надежда.

Шаг первый. Аудит

Эксперты провели аудит, который показал целый ворох проблем:

1. Отсутствие системы: стандартов работы, инструкций, контроля качества, системы адаптации сотрудников. Все обучение сотрудников проводилось руководителями по принципу – расскажем что успеем, а дальше выплывайте как хотите.

2. Проблемы делегирования и распределения обязанностей. Все процессы были завязаны на нас, слабые сотрудники вешали всех обезьян на нас, а сильные были так сильно перегружены, что быстро выгорали.

3. Финансовый бардак: мы не знали как, сколько и за счет чего мы зарабатываем. Не было экономической модели. Ценообразование было стихийное. И вообще то, что мы что-то зарабатывали, было счастливой случайностью!

4. Отсутствие позиционирования: мы не знали, кто мы, почему клиенты должны покупать у нас и почему вообще, в принципе, у нас покупали. Собственного маркетинга у нас не было. Не было и системы продаж.

5. Текучка кадров и проблемы в найме. Лучшие сотрудники от нас уходили по причине низкой оплаты труда, а позволить себе конкурентную оплату мы тогда не могли. Да и не было причины работать в компании с непонятными перспективами. Системы найма тоже не было. Мы случайно прирастали людьми.

<i>2017 год. Думаю, как выходить из кризиса.</i>
2017 год. Думаю, как выходить из кризиса.

В общем, компания находилась в затяжном кризисе. Но были и хорошие новости – становилось понятно, что дальше делать.

Шаг второй. Коучинг и внедрение системы показателей

Раз в неделю мы стали проводить коучинг-встречи с Денисом Корогодовым. Параллельно изучали рекомендованную литературу, список которой я также дам в конце статьи.

На встрече мы разбирали одну из тем и уходили делать задачи по ней.

Первое с чего мы начали это учет:

1. Учет приходов и расходов по каждому проекту.

2. Учет трудозатрат по проектам. Учет рабочего времени сотрудников.

Учет всего позволил нащупать новые слабые места:

Трудозатраты по проектам распределялись хаотично. Больше всего трудозатрат зачастую приходилось не на «маржинальные» проекты, а на те, где заказчик проявлял больше активности. По проекту за 100 тыс. руб и за 15 тыс. руб у нас могли быть одинаковые трудозатраты! В итоге «крупный» заказчик не получал услуги нужного качества и уходил к конкурентам.

Часть услуг была «минусовой». Например, мы поняли, что совершенно не зарабатываем на разработке сайтов и технической поддержке. Мало того, эти услуги требовали много ресурсов (квалифицированный штат, несколько специалистов, организационные издержки по поиску и контролю исполнителей), а так как, зачастую, мы не могли их обеспечить – страдала репутация и нервы команды.

Прибыль приносило только продвижение сайтов. И нам срочно нужно было отладить этот продукт.

Шаг третий. Внедрение бизнес-процессов в производство и саботаж команды

Вся работа в компании строилась исходя из здравого смысла специалиста (параметр, который трудно поддавался измерению и влиянию) и эпизодических указаний руководителей.

Нам нужно было срочно менять работу производства:

● За месяц мы формализовали практически все бизнес-процессы. Мы написали более 100 инструкций для каждого процесса, сотрудника, каждого этапа и месяца работы.

● Процесс продвижения перестал зависеть исключительно от таланта сотрудника и его желания работать. Теперь это была технология: делай «А», получишь «Б».

Но старая команда не хотела работать по-новому и саботировала процесс внедрения бизнес-процессов.

И мы приняли тяжелое решение – уволить весь отдел производства:

<i>Все, что осталось от отдела производства. Четырех сотрудников пришлось уволить.</i>
Все, что осталось от отдела производства. Четырех сотрудников пришлось уволить.

Шаг четвертый. Изменение системы найма

Теперь нужно было срочно нанимать людей и искать руководителя отдела.

Мы улучшили свою систему найма:

● Описывали вакансии так, чтобы кандидаты понимали, почему стоит работать именно у нас.

● Формализовали систему проверки кандидатов: внедрили универсальные тестовые задания и критерии их оценки.

● Разработали планы адаптации новых сотрудников, чтобы учить людей по-новому, системно.

Все это помогло нам нанимать людей, которые потом становились костяком команды.

Новый руководитель отдела, эксперт по найму и работе с людьми смогла обеспечить неукоснительное соблюдение инструкций в компании. А новый SEO-аналитик занялся развитием бизнес-процессов по продвижению сайтов и обучением новой команды.

<i>2017 год. Мы в процессе найма менеджеров, на столе - списки кандидатов. Ринат совсем устал от собеседований.</i>
2017 год. Мы в процессе найма менеджеров, на столе - списки кандидатов. Ринат совсем устал от собеседований.

Уже спустя 3 месяца у нас был новый отдел продвижения, который работал строго по бизнес-процессам, а трудозатраты на проекты зависели от чека.

Шаг пятый. Изменения в работе с клиентами и вывод основателей из операционной деятельности

Проблема: одной из причин нашего постоянного выгорания была излишняя вовлеченность во все процессы компании и неумение делегировать.

И главное, что мы тогда не могли делегировать – коммуникацию с клиентами. С большей частью клиентов работал лично я или Ринат, т. к. наши аккаунт-менеджеры не устраивали клиентов.

И во время обеда приходилось смотреть отчеты по «горящим» проектам
И во время обеда приходилось смотреть отчеты по «горящим» проектам

Решение:

● Мы провели опрос клиентов, чтобы выяснить, почему они недовольны работой с аккаунтами. Выяснилось, что проблемы в скорости и качестве обратной связи. Аккаунт-менеджерам, как правило, не хватало квалификации, чтобы быстро ответить на вопрос, самостоятельно обосновать те или иные предложения.

● Аккаунт-менеджеров заменили на руководителей проектов с компетенциями в инструментах интернет-маркетинга.

Это был на level up как агентства. Ведь мы стали не просто предоставлять услуги продвижения, а руководить проектом заказчика в интернет-маркетинге. Быть его внештатными экспертами, аналитиками и консультантами.

● Мы стали двигаться в сторону перфоманс-подхода: определение стратегии, работа по всем каналам интернет-маркетинга и управлением ими на основе аналитики.

На сегодняшний день благодаря планированию, делегированию, контролю, поддержке и анализу, с некоторыми клиентами мы, как руководители, никогда не общались.

Со всеми клиентами работают руководители проектов, с клиентами проводятся регулярные планерки, сессии стратегического планирования. Работают чаты команд проекта. Оттока клиентов практически нет.

<i>2022 год. Проводим первую стратегическую сессию</i>
2022 год. Проводим первую стратегическую сессию

Шаг шестой. Обучение и план роста для сотрудников

Мы понимали, что готовых руководителей проектов найти на рынке сложнее, чем вырастить своих. Поэтому мы разработали для специалистов план роста от стажера до проджекта (руководителя проектов).

<i>Обучение стажеров</i>
Обучение стажеров

По большей части у наших специалистов были хорошие софт-скиллы, мы часто подключали их к переговорам. Так они лучше погружались в проект, формировалась эмоциональная связь с заказчиком.

Тех сотрудников, которые стремились к росту, мы обучали переговорам, продажам, документообороту, управлению. Первые руководители проектов проходили полный путь по плану адаптации от стажера до ведущего специалиста за 1 год.

Шаг седьмой. Повышение среднего чека и сокращение проектов

Проблема: учет трудозатрат по проектам показал, что мы зарабатываем только на «крупных» проектах. А поскольку мы всегда стремимся работать качественно, то силы, время и другие ресурсы вкладываем одинаково во все проекты, даже в те, которые не приносили прибыль.

Решение:

● Мы просчитали разные экономические модели и провели анализ потенциала дохода по ним, чтобы выбрать куда идти.

● По расчетам у нас было два варианта:

1. Работать на поток – брать много мелких клиентов, предлагать типовые эконом тарифы, каждому аккаунт-менеджеру давать по 30 клиентов. Легкие продажи и постоянная текучка клиентов.

2. Работать, как эксклюзив – большой чек, крутой сервис, сложные продажи, интересные проекты.

Мы выбрали второе.

После анализа экономики, мы знали какая должна быть стоимость часа работы и сколько должен приносить проект в месяц с учетом того бизнес-процесса, который был построен.

Было очевидно, что большая часть клиентов нам столько не платила. Нужно было принимать сложное решение, повышать цены и отказываться от клиентов, которые не будут работать по новым условиям.

В течение полугода мы вели переговоры с клиентами. И тут нам помогли все разработанные документы, регламенты. Когда есть понимание, почему мы стоим столько, сколько стоим – есть и твердая опора в переговорах. Мы смогли донести большей части клиентов ценность работы с нами. Тем более что, мы изменились, и клиенты на своих проектах увидели результат.

Шаг восьмой. Разработка позиционирования

Позиционирование компании – сложный процесс, оно стало рождаться позже всего и не из головы, а на основе новых принципов работы и бизнес-процессов.

Чтобы понять главные качества, преимущества наших услуг и проблемы клиентов, которые компания закрывает, нам надо было ответить на вопросы:

1. Кто мы?

2. Почему нужно купить наш продукт/услугу?

3. Почему надо купить именно у нас?

4. Почему именно сейчас?

Если в 2017 году у нас не было четких ответов на эти вопросы, то спустя 3 года мы понимали:

Наша сила – это наш бизнес-процесс и дисциплина. Никакой человеческий фактор не способен помешать нам привести проект к результату. Потому что наши люди мыслят категориями данных, чек-листов и технологий. А наши аналитики следят за этим.

Новый сайт

Со студией одного из лучших веб-дизайнеров нашего региона мы разработали сайт для своей компании, за который теперь не было стыдно.

Мы умели проектировать функционал и контент. Мы знали, как сделать сайт, чтобы он хорошо продвигался и продавал. А в партнерстве с веб-студией теперь мы делаем не просто продуманные, но еще и красивые сайты.

<i>Новый сайт «Реванты»</i>
Новый сайт «Реванты»

Мы не могли создать сильный отдел дизайна внутри «Реванты», но такое гибкое решение нас только усилило.

Впервые мы перестали стыдиться своего сайта и стали его всем показывать. От целевой аудитории стали приходить входящие запросы, и сайт помогал их греть.

Процесс обратной связи от сотрудников

Мы стали системно собирать обратную связь от команды:

● Анкета увольняющегося сотрудника. Каждый увольняющийся сотрудник заполняет анкету обратной связи на 5 листов.

● Тет-а-тет с каждым сотрудником. Раз в два-три месяца с каждым сотрудником проводится встреча, где проговариваются вопросы его развития в компании. Наша задача, чтобы каждый сотрудник был на своем месте и делал то, к чему лежит душа. И это помогает нам, прежде всего, делать крутой продукт для клиентов.

Чек-лист: проверьте, налажено ли управление в вашей компании

1. Работа сотрудника распланирована. Есть четкое понимание, что и как, по каким шагам он должен делать, в какие сроки и с каким результатом. Все это закреплено в инструкциях, и по ним проводится обучение.

2. Сотрудникам грамотно делегируются задачи. Не между делом. Не по ватсап голосовым сообщением, записанным на бегу. А на планерке, спокойно в офисе, с помощью метода «через понимание задачи» – когда сотрудник рассказывает, как он понял, что нужно сделать, и как он планирует прийти к результату.

3. Контроль регулярный, промежуточный, по контрольным точкам и так далее. Мы должны понимать, что что-то не так задолго до того, как это «не так» поставит нас перед фактом.

4. Поддержка. Нужно не только требовать, но и убеждаться, что у сотрудника есть то, что необходимо для достижения цели. Особенно, когда он делает что-то в первые разы. Нужно по ходу поправлять, направлять, поощрять, если все делается правильно.

5. Анализ. Смотря за тем, как выполняются задачи, мы должны делать выводы – правильно ли построен процесс, достигаем ли мы заданных показателей, где возникают трения?

Если у вас есть проблемы в бизнесе, то точно есть решение, о котором вы, возможно, просто не знаете. Обратитесь к тем, кто может его знать и поможет сэкономить вам драгоценное время.

Литература

Как и обещал, делюсь списком полезной литературы, которая, в том числе, помогла нам выйти из кризиса и наладить бизнес-процессы:

1. «Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя». Александр Фридман.

2. «Как наказывать подчиненных: за что, для чего, каким образом. Профессиональная технология для регулярного менеджмента». Александр Фридман.

3. «Управление мышлением подчиненных: центрирующие парадигмы». Александр Фридман.

4. «Лидерство: эффективное управление персоналом». Александр Фридман.

5. «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» Роберт Каплан и Дэйвид Нортон.

6. «Шпаргалки для боссов». Тимур Горяев.

7. «Цель. Процесс непрерывного совершенствования». Элияху Голдратт.

8. «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…». Джим Коллинз.

9. «Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком». Тимур Гагин.

10. «Метод волка с Уолл-стрит: Откровения лучшего продавца в мире». Джордан Белфорт.

11. «Маркетинговые войны». Джек Траут.

11
Начать дискуссию