Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Как определить, хорошая ли у продукта организационная архитектура? Попробовать посмотреть на него как на цепочку доставки ценности. Разберемся в подробностях с помощью метафоры деревьев — в новой статье CEO digital-продакшена JetStyle Алексея Кулакова.

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Представьте, что ваш продукт — это дерево. Пользователи видят то, что над землей: интерфейсы, клиентские процессы, товар, рекламу. Это ствол и ветки. И это главная ценность, которую создает продукт.

Под землей ваш бэк-офис — внутренние процессы сотрудников: производственные, юридические, финансовые. У каждого бизнеса это свое, и оно здоровенное. Это корни — клиенты их не видят.

Теперь посмотрим, какие бывают деревья.

Сосна

У сосны ярко выражен ствол — видно, что у нее есть центральная ось, вокруг которой все выстроено.

Пока сосна растет, она очень стройная, у нее всегда есть понятное стремление в одну сторону — вверх, где у нее крона. Она знает свое место на рынке, имеет прочное основание и направляет ресурсы на выращивание густой кроны. Крона сосны — это доставка ценности.

Все самое главное сосна отдает клиентам. У нее четкая концепция и на самом деле не очень глубокая корневая система. Поэтому сосны легко выкорчёвываются и быстро растут.

Пример такой архитектуры — поисковая машина. Она отвечает посетителям на вопросы. У нее выраженный главный экран, на котором пользователь получает свою главную ценность — аннотированный список ссылок на сайты. Чем эта выдача более релевантна запросу, тем поисковая машина лучше, а всё остальное типа Яндекс Маркет, Google Фото, Карты — это уже дополнительные ветви, которые вырастают позже и опираются на ствол.

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Елка

У елки тоже есть один ствол, но у нее много боковых веток, которые растут сразу снизу. Глядя на елку, мы не видим ствола, но четко определяем, где он находится.

Тут в моей метафоре есть допущение: в жизни сосна не превращается в елку со временем. А в продукте, если у вас была выраженная ось, по которой вы растете, то потом у вас по всему стволу возникают ветки — потому что, где бы ни был поток ценности, вы хотите его расширить.

Например, когда-то айпод стал первым стриминговым сервисом в физической форме. Это было устройство, чтобы слушать музыку, с доступом к стору. То есть айпод — это сосна. А айфон сразу строился вокруг стора, и у стора сразу было множество программ. У него даже был слоган: «Для этого есть приложение». Поэтому айфон — елка.

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Дуб

У дуба все сложно: как корова шла — так дорогу проложили. Не очень понятно, какой был замысел изначально, в какую сторону хотел расти дуб. Иногда его ветки такие здоровенные, что кажутся отдельными деревьями.

Пример дуба — бизнес большой холдинговой компании. В ней есть разные огромные процессы, они все имеют свою автоматизацию, в некоторых местах они очень тесно сопряжены, а в некоторых совершенно отдельные.

И это еще сложнее, чем сосна. Потому что не очень понятно, попадает ли новое ответвление в концепцию продукта и сможем ли мы представить все это как процесс, в который, с одной стороны, мы загружаем сырье, а с другой — получаем деньги, и оно течет одной большой рекой. Но жизнеспособные дубы бывают.

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Куст

Это самая распространенная архитектура, потому что для куста не нужен концепт, его легко проектировать: все растет как попало, нужно просто что-то делать. Захотели — выросли. Ветка сломалась — ну и фиг с ней, у нас таких полно.

Что у кустов плохо? У них нет фокуса, они не бывают сильно большие, ими сложно захватить рынок, и у них не очень долгое время жизни. Зато не надо страдать над концепцией.

Нельзя привести общеизвестный пример бизнеса-куста — у таких предприятий нет какой-то особой узнаваемой концепции. Это просто набор случайных инициатив, чаще всего небольших и локальных.

Моим первым местом работы был холдинг, в который входили оптовый склад овощей, IT-система, такси, два туристических агентства и две веб-студии. Спорим, вы не знаете его названия!

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Грибы

Грибы хуже кустов. Это любимый жанр для попилки бюджета: клиенты видят маленькую пипку сверху, все остальное под землей и очень разветвленное. Клиентского взаимодействия нет, ценность не особенно течет.

Грибы вырастают, когда или с самого начала не хотели ничего делать и была цель взять деньги за размер грибницы, или хотели сделать сосну, но фокус был под землей, а не над ней. Не будьте как грибы.

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Кто лучший в этом лесу?

Пример хорошей архитектуры — это сосна. Будьте как сосна. И тогда с возрастом вы, возможно, станете елкой. Самое главное — не становитесь кустом и уж тем более не будьте грибами.

Можно ли вырастить сосну на месте грибов?

Конечно, можно. Только не надо думать, что корни грибов — это корни сосны. Надо просто вместо грибов посадить сосну. Возможно, кто-то и умеет выращивать стройную концепцию из процессов, которые строились под другую задачу. Но не я. Если переделывать что-то старое, в лучшем случае получим куст. А вероятнее, и наружу, в рынок, не вылезем.

Как распознать хорошую архитектуру?

На мой взгляд, хорошая архитектура имеет стержневой процесс. Если мы его не видим, если мы структуру не можем показать как поток ценности — скорее всего, наша архитектура не самая лучшая.

Жизнеспособная и живучая архитектура имеет выраженный ствол, а ствол в данном случае — это главный поток доставки ценности.

Я использую метафору дерева, чтобы проиллюстрировать простую идею. Видение бизнеса должно быть основано на одном ключевом процессе — доставки ценности. Нормально, если мы изменим способы доставки. Но если мы хотим, чтобы бизнес развивался, то должны иметь четкое представление о своей аудитории и ценности.

Если затрудняетесь определить, какое дерево соответствует вашему продукту — напишите нам в Телеграм: @jetstyle_bot! Мы рады составить компанию по занятиям ботаникой)

99
9 комментариев

Комментарий недоступен

1

коротко говоря мысль в том, что масштабируемый бизнес имеет сонаправленные процессы. ну, на моем, по крайней мере, опыте. у меня они всякие были — и более стройные и менее. когда само выросло — чаще структура менее внятная и больше похоже на гриб.

1

а как лучше растить сосну? сначала миниатюру корня и кроны создать?

1

Комментарий недоступен

1

"А ещё на нашем утреннике, дети, вы узнаете, что лампа, как солнышко, а вода из душа подобна дождику")
Существует ну просто тонна тем про продукт, прикладных тем, которые нужны, чтобы помочь продукту стать лучше, но нет, лучше сравнить бизнес с деревом)
Черт, как же это Тиньков и Павел Дуров до таких статей не додумались)
Напоминает бизнес-молодость, честное слово
Может, это пиар у вас такой? Ну, не знаю, менеджеров по продукты вы таким к себе не заманите точно, там люди за показатели отвечают, им нужно разбираться и в бизнесе, и в разных информационных системах, им кейсы подавай, аналитику покажи крутую
Предприниматели крупные такое тоже читать не будут, уж извините, они вообще выбирать никого не пойдут, у них вон сколько людей на зарплате для этого

Но не все так безнадежно, вот же очень дельная статья - https://vc.ru/design/608315-keys-tushkanchik-turist-i-drugie-fantazii-v-soavtorstve-s-midjourney-i-dall-e-dlya-promo-uralskih-avialiniy
Но здесь-то про деревья, очень оригинально)
Зато повеселили, спасибо) Не обижайтесь

1

так а чего обижаться? ну не любите вы метафору как инструмент, бывает. траст ми, можно "отвечать за показатели", "разбираться в бизнесе" и уметь много чего сделать с цифрами, а стратегию продукта придумать не уметь, ну совсем. и обратно — у бизнес-молодости и показателей, и кейсов и чего угодно вообще-то полно.

в общем — у меня есть вот такой инструмент, мне помогает в объяснениях. хотите — пользуйтесь, не хотите — не пользуйтесь. можете свои показать )

Оригинальный подход. Респект

1