{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Вы куст или сосна? Или На какое дерево похожа архитектура вашего бизнеса

Как определить, хорошая ли у продукта организационная архитектура? Попробовать посмотреть на него как на цепочку доставки ценности. Разберемся в подробностях с помощью метафоры деревьев — в новой статье CEO digital-продакшена JetStyle Алексея Кулакова.

Представьте, что ваш продукт — это дерево. Пользователи видят то, что над землей: интерфейсы, клиентские процессы, товар, рекламу. Это ствол и ветки. И это главная ценность, которую создает продукт.

Под землей ваш бэк-офис — внутренние процессы сотрудников: производственные, юридические, финансовые. У каждого бизнеса это свое, и оно здоровенное. Это корни — клиенты их не видят.

Теперь посмотрим, какие бывают деревья.

Сосна

У сосны ярко выражен ствол — видно, что у нее есть центральная ось, вокруг которой все выстроено.

Пока сосна растет, она очень стройная, у нее всегда есть понятное стремление в одну сторону — вверх, где у нее крона. Она знает свое место на рынке, имеет прочное основание и направляет ресурсы на выращивание густой кроны. Крона сосны — это доставка ценности.

Все самое главное сосна отдает клиентам. У нее четкая концепция и на самом деле не очень глубокая корневая система. Поэтому сосны легко выкорчёвываются и быстро растут.

Пример такой архитектуры — поисковая машина. Она отвечает посетителям на вопросы. У нее выраженный главный экран, на котором пользователь получает свою главную ценность — аннотированный список ссылок на сайты. Чем эта выдача более релевантна запросу, тем поисковая машина лучше, а всё остальное типа Яндекс Маркет, Google Фото, Карты — это уже дополнительные ветви, которые вырастают позже и опираются на ствол.

Елка

У елки тоже есть один ствол, но у нее много боковых веток, которые растут сразу снизу. Глядя на елку, мы не видим ствола, но четко определяем, где он находится.

Тут в моей метафоре есть допущение: в жизни сосна не превращается в елку со временем. А в продукте, если у вас была выраженная ось, по которой вы растете, то потом у вас по всему стволу возникают ветки — потому что, где бы ни был поток ценности, вы хотите его расширить.

Например, когда-то айпод стал первым стриминговым сервисом в физической форме. Это было устройство, чтобы слушать музыку, с доступом к стору. То есть айпод — это сосна. А айфон сразу строился вокруг стора, и у стора сразу было множество программ. У него даже был слоган: «Для этого есть приложение». Поэтому айфон — елка.

Дуб

У дуба все сложно: как корова шла — так дорогу проложили. Не очень понятно, какой был замысел изначально, в какую сторону хотел расти дуб. Иногда его ветки такие здоровенные, что кажутся отдельными деревьями.

Пример дуба — бизнес большой холдинговой компании. В ней есть разные огромные процессы, они все имеют свою автоматизацию, в некоторых местах они очень тесно сопряжены, а в некоторых совершенно отдельные.

И это еще сложнее, чем сосна. Потому что не очень понятно, попадает ли новое ответвление в концепцию продукта и сможем ли мы представить все это как процесс, в который, с одной стороны, мы загружаем сырье, а с другой — получаем деньги, и оно течет одной большой рекой. Но жизнеспособные дубы бывают.

Куст

Это самая распространенная архитектура, потому что для куста не нужен концепт, его легко проектировать: все растет как попало, нужно просто что-то делать. Захотели — выросли. Ветка сломалась — ну и фиг с ней, у нас таких полно.

Что у кустов плохо? У них нет фокуса, они не бывают сильно большие, ими сложно захватить рынок, и у них не очень долгое время жизни. Зато не надо страдать над концепцией.

Нельзя привести общеизвестный пример бизнеса-куста — у таких предприятий нет какой-то особой узнаваемой концепции. Это просто набор случайных инициатив, чаще всего небольших и локальных.

Моим первым местом работы был холдинг, в который входили оптовый склад овощей, IT-система, такси, два туристических агентства и две веб-студии. Спорим, вы не знаете его названия!

Грибы

Грибы хуже кустов. Это любимый жанр для попилки бюджета: клиенты видят маленькую пипку сверху, все остальное под землей и очень разветвленное. Клиентского взаимодействия нет, ценность не особенно течет.

Грибы вырастают, когда или с самого начала не хотели ничего делать и была цель взять деньги за размер грибницы, или хотели сделать сосну, но фокус был под землей, а не над ней. Не будьте как грибы.

Кто лучший в этом лесу?

Пример хорошей архитектуры — это сосна. Будьте как сосна. И тогда с возрастом вы, возможно, станете елкой. Самое главное — не становитесь кустом и уж тем более не будьте грибами.

Можно ли вырастить сосну на месте грибов?

Конечно, можно. Только не надо думать, что корни грибов — это корни сосны. Надо просто вместо грибов посадить сосну. Возможно, кто-то и умеет выращивать стройную концепцию из процессов, которые строились под другую задачу. Но не я. Если переделывать что-то старое, в лучшем случае получим куст. А вероятнее, и наружу, в рынок, не вылезем.

Как распознать хорошую архитектуру?

На мой взгляд, хорошая архитектура имеет стержневой процесс. Если мы его не видим, если мы структуру не можем показать как поток ценности — скорее всего, наша архитектура не самая лучшая.

Жизнеспособная и живучая архитектура имеет выраженный ствол, а ствол в данном случае — это главный поток доставки ценности.

Я использую метафору дерева, чтобы проиллюстрировать простую идею. Видение бизнеса должно быть основано на одном ключевом процессе — доставки ценности. Нормально, если мы изменим способы доставки. Но если мы хотим, чтобы бизнес развивался, то должны иметь четкое представление о своей аудитории и ценности.

Если затрудняетесь определить, какое дерево соответствует вашему продукту — напишите нам в Телеграм: @jetstyle_bot! Мы рады составить компанию по занятиям ботаникой)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kulakov

коротко говоря мысль в том, что масштабируемый бизнес имеет сонаправленные процессы. ну, на моем, по крайней мере, опыте. у меня они всякие были — и более стройные и менее. когда само выросло — чаще структура менее внятная и больше похоже на гриб.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шевчук

а как лучше растить сосну? сначала миниатюру корня и кроны создать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дегтярев

"А ещё на нашем утреннике, дети, вы узнаете, что лампа, как солнышко, а вода из душа подобна дождику")
Существует ну просто тонна тем про продукт, прикладных тем, которые нужны, чтобы помочь продукту стать лучше, но нет, лучше сравнить бизнес с деревом)
Черт, как же это Тиньков и Павел Дуров до таких статей не додумались)
Напоминает бизнес-молодость, честное слово
Может, это пиар у вас такой? Ну, не знаю, менеджеров по продукты вы таким к себе не заманите точно, там люди за показатели отвечают, им нужно разбираться и в бизнесе, и в разных информационных системах, им кейсы подавай, аналитику покажи крутую
Предприниматели крупные такое тоже читать не будут, уж извините, они вообще выбирать никого не пойдут, у них вон сколько людей на зарплате для этого

Но не все так безнадежно, вот же очень дельная статья - https://vc.ru/design/608315-keys-tushkanchik-turist-i-drugie-fantazii-v-soavtorstve-s-midjourney-i-dall-e-dlya-promo-uralskih-avialiniy
Но здесь-то про деревья, очень оригинально)
Зато повеселили, спасибо) Не обижайтесь

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Kulakov

так а чего обижаться? ну не любите вы метафору как инструмент, бывает. траст ми, можно "отвечать за показатели", "разбираться в бизнесе" и уметь много чего сделать с цифрами, а стратегию продукта придумать не уметь, ну совсем. и обратно — у бизнес-молодости и показателей, и кейсов и чего угодно вообще-то полно.

в общем — у меня есть вот такой инструмент, мне помогает в объяснениях. хотите — пользуйтесь, не хотите — не пользуйтесь. можете свои показать )

Ответить
Развернуть ветку
Антон Дегтярев

Такой ответ дали ни рыба ни мясо) то есть очень гибкий, у вас душа за дело не болит, лишь бы продать) вы так никого не заинтересуете, конечно) Очень жаль читать такое вместо разбора классных тем про способы управления, прогнозирования продаж, систем сравнения с конкурентами, бизнес-анализа)
Мне просто кажется, вы застряли в понимании "лендинг пейдж" или "удобство пользования", " конверсия ", " воронка", веб студия вместо продукта как многие короче🙃а это всё явно далеко от продукта и показателей бизнеса)
Лукаво написали что в бизнес-молодости есть хорошие кейсы, ну нет, помилуйте, вы хоть с проектом их знакомы?) если да можно примеры успеха штук 5 раз их много?)))
Продавайте кейсами или бог вам в помощь с такими статьями)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Остапин

Оригинальный подход. Респект

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда