Мы собрали с помощью краудфандинга миллион на самоучитель для начинающих художников

Меня зовут Ева Вишневская, вместе с моей коллегой и автором книги, Верой Величко, прошлым летом мы собрали с помощью краудфандинга на Planeta. ru больше 1 млн рублей на книгу «Компас художника-самоучки».

Сегодня я расскажу, как нам это удалось: как готовились к кампании, привлекали подписчиков и что получилось по итогу.

Немного о нас:

Мы:)
Мы:)

Досье: Вера Величко

Род деятельности: автор Компаса художника-самоучки, художник, основатель и CEO студии разработки игрового арта Owl Studio, основатель и преподаватель онлайн-школы ArtNest, стример, спикер

Хобби: психология, танцы, боевые искусства, скрипка, друид 80 уровня (все подоконники в цветах, диван спрятан в кустах) , лучший отдых – покатушки за рулем

Девиз: «Блаженны прыгающие, ибо они допрыгаются».

Досье: Ева Вишневская

Род деятельности: ведущий этой крауд-кампании, менеджер проектов Owl Studio, бессмертный администратор https://artnest. ru, бро

Хобби: путешествовать, творить чудеса, петь, вязать, готовить мягкие вафли из всего, что есть под рукой, спать по 14 часов (в мечтах)

Девиз: «Прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее даровано».

Как мы пришли в краудфандинг

Наша методичка
Наша методичка

История нашей методички для начинающих художников началась давно, но я опишу только часть с краудфандингом. В феврале 2023 года я практически ничего не знала о краудфандинге, но Вера попросила меня поискать информацию — так я попала на обучающий марафон Planeta.ru. На платформе в тот момент как раз был «Месяц литературы» с хорошими условиями для авторов проектов в этой категории, но в первую очередь меня, конечно, заинтересовало обучение. На нем я узнала о том, как работает платформа, как надо и не надо оформлять свой проект, какие способы продвижения бывают. Я задавала много вопросов, делала домашки и вышла с пониманием, что краудфандинг – это про людей, а не деньги. Очень вдохновилась:)

После марафона у меня был на руках готовый проект, который я собрала за время обучения. Вместе с Верой мы его и запустили с минимальными правками. Автор записала видео и подготовила картинки для лотов и вознаграждения для спонсоров, а я занималась всеми текстами и структурой проекта. Проект мы запустили 15 марта, а завершили 26 июня — за три месяца мы не только собрали нужную сумму, но и перевыполнили план. В общем, проект у нас был успешный и тому, на мой взгляд, есть несколько причин:

  • Заинтересованная аудитория автора

Вера Величко — художник с опытом и своим сообществом. Ее книгу ждали, поэтому 50% от целевой суммы в 650 тыс. рублей мы собрали в первую же неделю. Собрать 50% на «Планете» очень важно: только в этом случае проект считается успешным. Если не собрать этот минимум за указанный период, то деньги вернутся участникам кампании.

  • Интересный продукт

Мы собирали средства на печать методички для художников, которые по каким-то причинам учатся самостоятельно, без педагогов или курсов. Благо бесплатных материалов в сети много, но наша книги помогает в них сориентироваться. Поэтому она и оказалась привлекательна для разной аудитории.

  • Качественное оформление проекта

За время обучающего марафона я поняла, что важно вообще все. И заголовок, и краткое описание, и само “тело” проекта – его полное описание. И конечно, вознаграждения, которые вы предлагаете. В наше случае визуальное оформление было еще важнее обычного: согласитесь, вряд ли бы кто-то поддержал проект от художника для художников, если бы там не было нормальных картинок. Поэтому Вера специально отрисовала изображения для кампании.

  • Огромная личная вовлеченность

Я создала и вела этот проект, при том, что я не маркетолог и не специалист в краудфандинге. Я только очень горела книгой и хотела, чтобы у нас получилось. Я очень люблю то, что делает Вера.

  • Ведение проекта

Это важная часть, ее я опишу отдельно с рекомендациями. Ведение проекта включает в себя не только саму кампанию, но и подготовку к ней, а также работу после завершения краудфандинга.

Подготовка к краудфандингу

Это первый этап краудфандинга. Нельзя просто взять и склепать на коленке успешный проект. Рекомендую изучить раздел «Школа краудфандинга» на «Планете»: там огромное количество бесплатной и доступ информации по всему, что касается создания, ведения и продвижения проекта.

Продумайте свою кампанию. Что за идею вы предлагаете людям? Они захотят поддержать ее и вложиться в нее рублем? А какие лоты-вознаграждения вы сможете им предложить? Что-то из этого захочется купить? Это в благотворительных проектах люди могут донатить не глядя, но краудфандинг — это история про win-win. Люди должны четко понять, зачем им нужен ваш продукт. Он красивый/удобный/смешной/душевный/полезный и т. д.? А где вы сможете разместить информацию о вашей кампании? Как вы будете ее продвигать? Да-да, именно вы. А бюджет посчитали?

Мы подробно расписывали продукт: кому и зачем он нужен
Мы подробно расписывали продукт: кому и зачем он нужен

Вам нужно во время подготовки кампании:

продумать идею, определить ее смысл не для вас, а для окружающих

продумать вознаграждения, которые смогут привлечь аудиторию

создать черновик оформления: как назовете кампанию, что будет в кратком описании, а что – в длинном

продумать продвижение: составить список ресурсов для размещения, написать контент для новостей проекта, придумать конкурсы, коллаборации, бонусы для самых шустрых и многое другое, что может привлечь новых людей в кампанию

рассчитать финансы: изучить налоги и комиссии, посчитать общий бюджет, стоимость лотов, стоимость производства, какой-то запас на непредвиденный случай

Это займет не один день, и даже не два, это недели 2-3 в среднем, а если еще и нужно рисовать арты к вашим лотам, то еще больше. Просто вдумайтесь: если это ваш первый раз в краудфандинге, вам нужно изучить огромное количество информации. Это не только про «Школу краудфандинга» «Планеты». Еще вам следует изучить успешные и неуспешные проекты в вашей категории: что они предлагают, как оформляют, какие движухи устраивают. Посмотрите на проекты, которые вам хочется поддержать, и еще внимательнее смотрите на те, которые не хочется. Почему? Некрасиво? Неграмотно? Неинтересно?

В этом этапе очень много анализа и планирования. Только когда вы с ним закончили, можно переходить к следующему.

Ведение крауд-кампании

Это тот этап, когда автору нужно много думать, что написать в еженедельных новостях проекта, чем поделиться со спонсорами, где разместить информацию о крауд-кампании. Например, можно написать автору успешного проекта в своей категории и пообщаться с ним о возможностях информационной поддержки твоей кампании в его новостях.

В краудфандинге, как и в нашем самоучителе, свои этапы:)
В краудфандинге, как и в нашем самоучителе, свои этапы:)

Еще одной опцией на данном этапе является продвижение от «Планеты»: мы узнавали о ней от нашего продюсера. Если у вас интересный проект, который хорошо собирает, то таким образом можно попасть на главную страницу сайта, в новостную рассылку платформы, в подборки в социальных сетях и так далее. Но, как я уже сказала, ваш проект не будет продвигаться, если вы просто разместите его на сайте. Движение проекта в экосистеме «Планеты» происходит только при активных действиях автора.

Мы со своей стороны делали много: Вера разместила информацию в своей группе ВК, на ютуб-канале, в группе нашей школы, просила друзей о репостах. Я регулярно писала новости в саму кампанию на Планете: благодарила за поддержку, делилась прогрессом, процессом подготовки макета к печати, какими-то личными историями, котиками, а также подробнее рассказывала о наших вознаграждениях.

Вместе с участниками кампании мы даже ездили на производство 
Вместе с участниками кампании мы даже ездили на производство 

«Планета» дает некий набор инструментов и рекомендаций, но выполнять их за вас она не будет. Ваш проект — это ваша ответственность. Без вашего участия все загнется, потому что продюсер/менеджер проекта со стороны платформы — не мама, за ручку водить не будет. Но поддерживать, отвечать на все-все вопросы — обязательно. Краудфандинг — это про людей. Подумайте о том, что нужно, чтобы люди увидели в вашем проекте то, что видите вы. Как сделать так, чтобы больше людей почувствовали то же, что и вы? В этом и есть суть продвижения.

Взять горсть доступных инструментов (которых сильно больше, чем кажется), взять эмоции, идею, вложить время и много размышлений — рецепт отличного краудфандингового зелья.

Завершение проекта: еще не все?

Ваш проект не завершается вместе с датой кампании. После окончания вам нужно информировать спонсоров о статусе производства, возможных задержках и так далее. Вы должны общаться с аудиторией, пока она не получит свои вознаграждения. А это может затянуться.

Работа после завершения проекта очень важна: это ваша репутация и “задел” на будущие кампании. На платформе много примеров авторов, которые из раза в раз собирают средства на свои проекты. У них уже есть наработанная аудитория и, если вы хорошо отработаете этот раз, ваши сторонники обязательно поддержат вас и в следующий.

Итоги

Короче, если вы еще здесь:) Краудфандинг — это не волшебная палочка, которой ты взмахнул, и все получилось. Золото просто так с небес не повалится.

Представь: ты на рынок пришел, разместил свои товары, но там таких, как ты, много. Так что либо вывеску надо яркую, либо зазывать народ. На случайных продажах далеко не уедешь. Нужно будет планировать, придумывать, вовлекаться и много работать. Отдавать время эмоции, искать новые пути. Только тогда получится.

Прежде, чем кто-то напишет:

  • «Легко говорить, вон уже подписчики были» — этих подписчиков автор книги не купила, а привлекала годами. Своими работами, курсами и бесплатными материалами, которые, кстати, у нее были потому, что она умения свои годами точила. Кстати, в итоге у нас около трети спонсоров — планетные, это больше 150 человек.
  • «Ты на марафон сходила, тебе там все рассказали» — в «Школе краудфандинга» на сайте «Планеты» ровно та же самая информация. Да и марафоны платформа периодически проводит, туда всех желающих берут. Я подписана на соцсети «Планеты», там оперативно можно узнавать новости – вот сейчас они как раз проводят обучающие бесплатные вебинары.
  • «У меня ни аудитории, ни знакомых с аудиторией, среди которой можно попиарить мой проект» — подготовь презентацию своей идеи и обивай пороги тематических сообществ, созвучных с твоей идеей, общайся с администрацией. Если нет денег, предлагай бартер. Чем больше попыток у тебя будет, тем больше внезапных шансов представится.
  • Чем больше "но" ты найдешь, тем меньший результат у тебя будет. Я не коуч, конечно, просто знаю, что позитивный настрой приносит больше результатов. Разница между миром, где вокруг одни враги, и миром, где вокруг возможности, огромна.

Так что, если какой-то проект не выгорает, значит, где-то было вложено недостаточно. Это может быть на уровне идеи, реализации, а может быть дело в вашем эмоциональном ресурсе и готовности вкладываться. Я своим опытом первого краудфандинга довольна, не исключено, что попробую еще раз. А всем остальным желаю успешных проектов:)

P.S. Для всех интересующихся: у нашего «Компаса художника-самоучки» есть сайт.

1616
2 комментария

А в маркетах книга будет?

Ответить

Добрый день!
На маркеты выходить пока не планируем, но у книги есть сайт для заказа: https://kompas-book.ru/. Еще книга на днях появится в онлайн-магазине Планеты: https://shop.planeta.ru

Ответить