Научиться бизнесу за чужой счет. Часть 1: все началось с ДНА рынка рекламных услуг

Я попал в компанию, живущую за счет демпинга, где менеджеры по продажам зарабатывали больше, чем исполнители услуг и сама компания. Стало очевидно, что это тупик и я решил все поменять.

Меня зовут Иван Коломиец, я маркетолог и предприниматель. В 19 лет я устроился на первую работу менеджером, поднял уровень продаж в рекламном агентстве, через полтора года возглавил компанию и… угробил её за 2 года. Это выжимка опыта в решении типичных проблем в бизнесе, которым мало кто готов делиться.

Это не про “успешный успех”, хеппи-энда не получилось. Но долгое время казалось, что у нас бесконечные перспективы. Начнем с короткой предыстории, которая поможет лучше понять все дальнейшие события.

С чего все началось

Осенью 2017 г. принял решение бросить университет и заняться чем-то полезным. Уровень образования в ВУЗах — это тема для отдельной статьи. Толку от потраченных лет точно бы не было.

Короче, решил найти работу на удаленке (тогда это еще не было мейнстримом), чтобы не зависеть от локации. Наткнулся на вакансию менеджера по продажам контекстной рекламы и сайтов. У меня как раз был минимальный практический опыт, достаточный, чтобы общаться с клиентами, поэтому меня взяли. Тогда я понятия не имел, как все это было устроено и что скрывается за яркими сайтами маленьких рекламных агентств. Но об этом чуть позже. Главное — я не хотел “просто зарабатывать”, мне нужен был управленческий опыт.

У меня был “надежный” план — научиться предпринимательству в найме

Еще с детства я был уверен, что буду заниматься бизнесом. В этом не последнюю роль сыграло окружение и родители. Учась в колледже, мы с одногруппниками часто рассуждали о том, что бы такое замутить запустить… Однажды с другом пробовали продавать товары с алиэкспресса в соцсетях. С нереальными вложениями в 300$, мы купили партию ширпотреба типа аксессуаров, термокружек, чехлов, флешек. Дальше слили деньги на рекламу, которую сами же и настроили и… в итоге распродали все знакомым и друзьям по себестоимости. Все же, для 17 лет опыт хороший.

В это же время я много смотрел на ютубе ролики про бизнес, пытался сложить в голове правильную картинку о том, как все это работает, как создать действительно большую и устойчивую компанию. У меня был страх застрять на годы в категории ремесленника или мелкого лавочника.

Будучи рационалистом и реалистом — было понятно, что, по-хорошему, перед запуском своего бизнеса нужно получить определенный набор навыков, опыт, насмотренность и, конечно, финансовые ресурсы. Не было желания начинать “бежать марафон” без подготовки, просто на мотивации, беспочвенной самоуверенности и мечтах об успехе.

Поэтому, начиная работать в найме, я в первую очередь хотел научиться делать бизнес у владельцев компании, как бы странно это ни звучало. С тех пор прошло много лет, но подход точно был верным.

Куда б***ь я попал?

Возвращаемся к работе в агентстве.

Продавали мы дешевые услуги по настройке и ведению контекстной рекламы, а также разработку сайтов на популярных конструкторах. Тогда был взрывной рост спроса. От части этот тренд был создан БМщиками (бизнес молодость), которые агрессивно пропагандировали, что надо сделать лендинг🌈, запустить на него трафик🌈 и все попрет, путь к успешному успеху и все такое.

Где искали клиентов — в основном на фриланс-биржах, менеджеры под видом специалистов с множества аккаунтов находили потенциальных клиентов и вели переговоры, а после продажи услуги — передавали клиента свободному специалисту. И это работало, так как на то время компетентных в этой сфере людей было кратно меньше, а спрос на услуги рос. Я стал одним из таких менеджеров по продажам.

К нам нередко приходили клиенты-дилетанты с нереалистично завышенными ожиданиями. Их отличительной особенностью было то, что они верили, что если правильно все настроить на сайте и в рекламном кабинете — маржа улетит в небеса и они быстро разбогатеют.

Среди таких предпринимателей почти никто не ставил в приоритет нормальную стратегию, формирование бренда, позиционирование, контент и т. д. У многих это и бизнесом назвать было сложно, скорее “темки” для быстрого заработка на очередном хайпе типа спиннеров или медицинских масок. Конечно, реклама окупалась лишь у 20-30% заказчиков, и ярких кейсов было мало. Большинство сделанных сайтов уже через 2-3 месяца не работали за ненадобностью.

Научиться бизнесу за чужой счет. Часть 1: все началось с ДНА рынка рекламных услуг

Эта история с топором произошла не за долго до того, как я устроился в компанию. Смешная деталь в том, что суммы которую он требовал вернуть, едва ли хватило бы на 2 похода в пиццерию. И да, при любом негативе мы возвращали деньги или предлагали все переделать бесплатно. Хорошо, что такие запросы поступали редко, в 3-5% сделок, и в основном без топора:)

Также была категория клиентов, которые по несколько раз меняли подрядчиков, думая, что проблема именно в них. Мы делали аудит рекламы и сайта, находили там какие-то мелкие проблемы по чек-листу и предлагали сделать лучше. Для многих этого было достаточно, для начала сотрудничества. Такие клиенты снова и снова искали «того самого” исполнителя, который »знает как надо”, полностью перекладывая ответственность за результаты бизнеса на рекламщиков с очень узкой зоной ответственности и минимальной вовлеченностью в бизнес заказчика.

В общем, насмотрелся я на некомпетентных предпринимателей и еще раз убедился, что все делаю правильно, ведь я мог быть на их месте.

Были и более опытные клиенты с большими бюджетами и пониманием рисков, но на старте большинство таких мы просто теряли из-за проблем с уровнем сервиса. Или не могли довести их до сделки за неимением достаточной репутации и портфолио нужного уровня.

Качество услуг и их экономика

Мы продавали дешево, демпинговали. Но прикол в том, что расходы на собственный отдел продаж и маркетинг растут лишь немного с ростом цен на услуги, если все делать правильно. Соответственно, себестоимость самой услуги не линейно зависит от цены для клиента.

Научиться бизнесу за чужой счет. Часть 1: все началось с ДНА рынка рекламных услуг

Приведу примеры:

  • Клиент где-то покупает услугу за 20 000 рублей. Из них 4к менеджеру, 2к расходы рекламу, 8к себестоимость… ну и оставшиеся 6к — операционная выручка до вычета налогов и постоянных расходов.
  • Клиент покупает эту же услугу у нас за 10 000 рублей. Он не компетентен, чтобы понять разницу и выбирает по стоимости. Тут математика такая: 4к менеджеру, 1к реклама, 2-3к себестоимость и остальные 3-4к — операционная прибыль.

То есть, покупая услугу в 2 раза дешевле, клиент получает сервис в 3-4 раза хуже. В рекламных услугах — это меньше коммуникации, меньше погружения в проект, меньше внимания к деталям и, конечно, более шаблонные услуги без особого креатива и меньше экспертизы у команды.

Но для бизнеса это все равно выгодно, на первый взгляд. Потому что демпингуя — можно привлечь в разы больше клиентов и заработать даже больше.

Проблема была в нас

Выгода демпинга — это иллюзия. Мы думали, что строим “макдональдс”, пытаясь заработать на объеме, а на деле ограничивали себя в развитии:

  • было мало интересных проектов и портфолио оставалось слабым
  • сарафанное радио не работало, потому что большинство клиентов не были прям в восторге от полученной услуги, а у команды не было мотивации превзойти ожидания клиента.
  • повторных продаж было крайне мало, LTV был близок к среднему чеку первой продажи.

Я попал в компанию, которая ОСТРО зависела от привлечения новых клиентов, потому что выстраивать долгосрочные отношения еще не научилась. Нам было жизненно-важно выйти в плюс с первой продажи клиенту. Но тут мы уходим в сторону проблем с самой бизнес-моделью. Расскажу об этом в отдельном материале.

Суть в том, что нам надо было что-то делать с продажами в условиях растущей конкуренции. Надо было увеличивать средний чек, а значит — уровень клиентов. Мы были настолько на низком уровне с точки зрения позиционирования и маркетинга, что привлекали в основном неопытных предпринимателей, которые чаще всего, буквально на последние деньги надеялись запустить рекламу и “спасти” бизнес.

На самом деле, не было большой сложности начать выходить на более крупных и стабильных клиентов. Просто, как выяснилось, с такими клиентами умели общаться только учредители компании. И, во многом, у них я и почерпнут нужный опыт.

С тех пор я сделал несколько сотен продаж как внутри агентства, так и работая на себя, обучил с десяток менеджеров по продажам, проконсультировал 500+ клиентов. В итоге выработал собственные принципы продаж, благодаря которым нам удалось изменить ситуацию.

Об этом я расскажу в следующей части. В серии статей я продолжу историю о работе в этом агентстве, но, в первую очередь, раскрою полученный опыт в продажах, маркетинге, клиентском сервисе, финансах, управлении и многом другом.

Я провожу ретроспективный анализ собственного профессионального опыта и делюсь выжимкой. Чтобы не пропустить будущие статьи — подпишитесь на мой телеграм-канал или другие соцсети, которые легко найдете по нику ivankolomix или просто kolomix :)

1717
27 комментариев

Все рвутся изучать технологии, чтобы не отстать от трендов, а надо изучать людей, эти не меняются. Маркетинг я ,,проходил" ещё в СССР на должности спекулянта.) Потом читал разные книжки, начиная с Котлера, и они мне ничего нового не открыли. Понимать людей важнее, чем знать технологии. Больше о людях и их мотивации.

4
Ответить

Согласна!

Была на одной встрече с продуктами (продукт-менеджерами), где спикер сказал одну фразу и она сильно врезалась в голову: если вы хотите понять суть профессии и быть успешным при взаимодействии с клиентами, почитайте одну единственную книгу - Библию. Не для того, чтобы присоединиться к религии, а чтобы понять как устроен человек. За тысячелетнюю историю в человеке изменилось немного, поэтому начните с Библии.

Это и прямой совет, и метафора, но мне она кажется очень точной. Если вы работаете для людей* - вам нужно знать этот "объект" достаточно хорошо, это ядро. Дальше прикладывать свои навыки и делать продукт в итоговом виде. Но итоговый результат тоже складывается в синергии с заказчиком. Проблема неквалифицированности заказчиков - достаточно широко распространенная во всех сферах. И это не проблема - это норма. Суть долгосрочных отношений, на мой взгляд, именно в том, чтобы помогать заказчику расти в процессе, вместе с вами и под вашим чутким присмотром. Именно за это и можно брать большие деньги :) вернее, любые деньги. другие схемы - это про хапнуть. Опять же, на мой взгляд.

*все работают для людей, даже если это не осознают или открещиваются. потому что что? потому что итоговым пользователем любой услуги/товара/продукта являются живые люди. Просто надо еще уметь себе в этом признаться :)))

2
Ответить

100%. По моему опыту гораздо важнее насмотренность, жизненный опыт и понимание поведения людей. Все остальное в маркетинге и многих других сферах дает меньшую часть результата. Особенно в продажах.

Ответить

Да, Котлер это классика. Вспоминаю книгу Пола Самуэльсона "Экономика" про кривую спроса и предложения. Мысль - чем дешевле цена, тем выше спрос как-то не очень работает глядя на финансовые результаты Эппл и люксовые бренды.

Есть два базовых инстинкта - самосохранение и продолжение рода. Комбинация их паттернов и формирует коммерческую поведенческую мотивацию.

Ответить

Вчера как раз шерстила интернет на тему интересных кейсов с провалами предпринимателей и на что обратила внимание на несколько вещей:

1. на поверхности в русскоязычном сегменте очень мало статей про культовых/известных предпринимателей с описанием их пути. Покопавшись вчера, я нашла, ну может быть, 5 неплохих (но при этом не очень детальных) статей, где истории "неуспехов" были разложены по карьерам успешных людей. Т.е. в привязке: вот человек, вот его достижения почему он общепризнанный молодец, а вот факапы в его жизни через которые он проходил или, это очень важно, проходит и по сей день.

2. Есть статьи о пути компаний, но вот на мой вкус, это не дает представления о том почему именно эти ошибки произошли. Как будто в таких статьях нет героя - конкретного человека в разных точках жизни компании, который принял то или иное решение, почему он его принял, к чему это привело, причинно-следственные связи решения-результат. Для этого надо интервьюировать людей в этих компаниях, иначе анализ выглядит неполным, но статьи типа "сторрителинг известных брендов" этого не предусматривает немного.

3. большая часть материалов описывает личные кейсы, которые авторы оценивают изолированно от общей истории, иногда с перекладыванием ответственности на других и это вызывает какое-то внутреннее ощущение безнадеги, а часто просто духоты. If you know what I mean :)

4. Истории провалов часто вообще не раскрываются и даются впроброс, по типу: ну вот успешный человек, ему было очень трудно и 30 отказов, но посмотрите чего он добился и дальше миллион печатных знаков об успешном успехе суперуспешного суперуспеха.

В общем, прям после вчерашнего небольшого разочарования получила удовольствие почитать твою статью! Круто, буду ждать продолжения 😉

2
Ответить

Ольга, Вы провели замечательный мини-анализ.
Сейчас ощущается острый недостаток полезной информации.
Потому что каждая история успеха всегда должна сопровождаться факапами.
Успех невозможен без предыдущих провалов.
На провалах мы учимся не делать этих ошибок в настоящем и будущем.

2
Ответить

Спасибо, рад, что зашло) На самом деле больше года вынашивал идею написать серию статей, там буквально в каждом аспекте бизнеса что-то было не так. Не везде это сопровождалось блокбастером, как в этой части с топором, но все же многое будет полезно начинающим, а предпринимателей с опытом навеет на воспоминания и, может, вдохновит написать что-то подобное.

Все мы были неопытными, учились на своих ошибках. Соглашусь, что большая часть таких историй не получает огласку. Многие стесняются этого или просто не считают этот опыт значимым.

2
Ответить