Главные ошибки в публичных выступлениях: как не испортить свою презентацию

Каких ошибок стоит избегать и что учесть — рассказал Роман Поборчий, эксперт по публичным выступлениям в онлайн-школе PMCLUB.

Главные ошибки в публичных выступлениях: как не испортить свою презентацию

Эти ошибки более характерны для новичков, но встречаются и у опытных спикеров — поэтому в любом случае лучше проверить себя.

Неправильный формат

Мы хотим, чтобы из выступления люди вынесли что-то новое. Условно все образовательные мероприятия (в том числе и публичные выступления) можно поделить на два типа:

  • Просвещение — новые идеи, которые позволяют по-другому смотреть на мир.
  • Обучение — конкретные навыки, которые помогают в работе и личных целях.

Например, если вы рассказываете о своём новом продукте, делитесь тонкостями разработки и перспективами развития — это просвещение. Если вы пытаетесь пошагово объяснить аудитории, как с этим продуктом работать — это обучение.

Главные ошибки в публичных выступлениях: как не испортить свою презентацию

Формат публичного выступления хорошо подходит только для просвещения. Проводить со сцены обучение — плохая идея. Но проблема неопытных докладчиков в том, что они часто выбирают для своего рассказа обучающую тему.

Вы можете возразить: «Как же так, ведь в университете обучение идёт в формате лекций». Но дело в том, что в вузе все студенты — примерно на одном уровне. Они учатся по одной программе, имеют один набор знаний и навыков, кроме того, лектор может ссылаться на предыдущие уроки и другие учебные материалы.

На конференцию, где вы выступаете, приходят совершенно разные люди, с разным опытом и мотивацией. Если у студентов есть задача — выучить материал и сдать экзамен, то у зрителей на конференции экзаменов нет, поэтому мотивации у них будет меньше.

Кроме того, после лекций в вузе обычно идут практические занятия, где студенты могут отработать всё, что узнали. После конференции зрители просто идут домой, никто не будет пытаться по памяти вспомнить фреймворк из 50 строчек, о котором вы рассказывали на выступлении.

Поэтому, выбирая тему публичного выступления, лучше остановиться на просветительском формате. А если вам всё же хочется научить людей чему-то практическому, то выберите формат мастер-класса для людей с определённой подготовкой и, желательно, одинаковым уровнем навыков.

Два докладчика

Выступать вдвоём гораздо сложнее, чем в одиночку. Когда вы говорите, ваш партнёр, говоря поэтическим языком, олицетворяет концепцию лишнего человека — он смотрит в потолок, чешет нос, переминается с ноги на ногу… Как и любое движение во время выступления, это сильно отвлекает зрителей.

Главные ошибки в публичных выступлениях: как не испортить свою презентацию

Зачем вообще берут на выступление второго человека? Звучит забавно, но чаще всего — чтобы он не обиделся. Например, вы вместе работали над проектом и понимаете, что будет нечестно, если вся публичная слава достанется только вам.

Но решение есть — договоритесь с партнёром о том, чтобы принять участие в разных конференциях или в одной, но с разными кейсами. Или пригласите его на заключительную часть доклада, где зрители задают вопросы. Например, если вы в проекте занимались технической частью, а партнёр — продвижением, то он подстрахует вас в вопросах от зрителей, которые касаются маркетинга.

Если вы в любом случае хотите выступать вдвоём, нужно тщательно отрепетировать текст — чтобы вы оба постоянно были в контакте друг с другом и со зрительным залом. Но следите, чтобы диалог был естественным. Сюда хорошо ложится формат спора — например, если у вас с партнёром разные точки зрения и каждый по очереди делится со зрителями, а потом они выбирают, кому поверили больше.

Обилие несвязанных тем

Я называю такие доклады «бутерброд со всем». Что можно положить в бутерброд? Можно рыбу, можно колбасу, зелень, сыр… А можно всё сразу — получится вроде бы сытное, но не очень вкусное блюдо. И вряд ли кто-то будет делать себе такой бутерброд на завтрак.

Так и неопытные докладчики — они любят в одном выступлении рассказывать про всё, что знают: про компанию, свой опыт, случаи из жизни, кейсы клиентов и прочее. Такие рассказы буквально пролетают мимо внимания зрителя, потому что мозгу сложно за что-то ухватиться.

Мой совет — выбрать одну главную мысль и развивать её. Логично выстраивайте своё повествование, чтобы под конец прийти к одному главному выводу.

Больше делайте упор не на повествование, а на решение задач и конкретные факты.

Например, если вы рассказываете о найме персонала, не нужно распространяться о том, каким бывает наём и что важно для HR-специалиста. Лучше сделайте фокус на том, как процесс найма происходит в вашей компании: каких людей вы ищете, где их можно найти, как их заинтересовать, как составить текст вакансии.

Личный опыт гораздо интереснее сухих фактов.

Пересказ чужих историй

Многие управленцы слышали об американском бизнес-консультанте Ицхаке Адизесе. Он разработал типологию руководителей, разделив их на четыре класса — производители, администраторы, предприниматели и интеграторы. В зависимости от жизненного цикла компании в руководстве должны присутствовать те или иные типы.

Но речь сейчас не об этом.

Практически на любом бизнес-мероприятии кто-то из спикеров обязательно затрагивает типологию Адизеса или чью-нибудь ещё. Причём чаще всего доклады по этой теме делают новички, которые недавно познакомились с типологией, и она их зацепила. Но нетрудно догадаться, что опытным управленцам эта тема будет неинтересна, потому что они слышали её уже много раз.

Когда вы пересказываете чьи-то популярные истории или теории, в большинстве случаев аудитория уже будет с ними знакома. Поэтому наиболее ценны те выступления, где спикер делится именно своим опытом.

То, что опубликовано в тысяче источников, можно узнать из любого этого источника. То, что вы делали и что вы знаете — можно услышать только от вас.

Включать в своё выступление чужой опыт можно в двух случаях:

  • Когда вы сами попробовали одну или несколько популярных методик и можете поделиться собственным мнением.
  • Если вы хотите сделать обзор решений, технологий или инструментов с развёрнутым комментарием и общим прогнозом.

Резюмируем

  • Выбирайте правильный формат выступления. Лучше выбрать просветительскую тему — то, что даёт людям новые идеи, объясняет какие-либо явления.
  • Аккуратно относитесь к парным выступлениям. Его можно сделать очень крутым, но завалить ещё проще. Поэтому если вы не уверены — лучше выступите в одиночку.
  • Не пытайтесь рассказать вообще всё, что знаете. Выбирайте, что вы будете класть на свой бутерброд. Постарайтесь сфокусироваться и строить свой рассказ от задач.
  • Ну и важно, что в вашем выступлении обязательно должны быть вы. Нужно держать баланс — нельзя говорить только о себе, но при этом тема выступления должна проходить сквозь ваш опыт.

И последнее философское обобщение. Все советы выше стоит воспринимать без фанатизма. Нужно знать правила, чтобы понимать, когда их можно нарушать.

А если вы хотите глубже погрузиться в тематику публичных выступлений, буду рад видеть вас на своём курсе. Там мы учимся завоёвывать внимание аудитории и проводить крутые интерактивы, а потом репетируем с профессиональным тренером. Жду всех!

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки и бюджет и работать с рисками. Подписывайтесь на нас на vc.ru, в Telegram и на LinkedIn.

1616
6 комментариев

главное с листочка не читать и шутить хоть иногда, даже если выступаешь с серьезным докладом, иначе зритель быстро перестанет слушать

4
Ответить

кто-то продолжает читать с листочка?)

1
Ответить

Хорошие советы. Спасибо!

3
Ответить

Спасибо Роману! всегда пользуюсь его советами

1
Ответить

Давно тут стало модным гандапасов переписывать? Лет 20 назад читал подобные советы

Ответить

Если умеешь читать в живом формате и на ходу немного докручивать текст, лучше читать, чем запинаться с плохо выученным текстом

Ответить