Главные ошибки в публичных выступлениях: как не испортить свою презентацию

Каких ошибок стоит избегать и что учесть — рассказал Роман Поборчий, эксперт по публичным выступлениям в онлайн-школе PMCLUB.

Эти ошибки более характерны для новичков, но встречаются и у опытных спикеров — поэтому в любом случае лучше проверить себя.

Неправильный формат

Мы хотим, чтобы из выступления люди вынесли что-то новое. Условно все образовательные мероприятия (в том числе и публичные выступления) можно поделить на два типа:

  • Просвещение — новые идеи, которые позволяют по-другому смотреть на мир.
  • Обучение — конкретные навыки, которые помогают в работе и личных целях.

Например, если вы рассказываете о своём новом продукте, делитесь тонкостями разработки и перспективами развития — это просвещение. Если вы пытаетесь пошагово объяснить аудитории, как с этим продуктом работать — это обучение.

Формат публичного выступления хорошо подходит только для просвещения. Проводить со сцены обучение — плохая идея. Но проблема неопытных докладчиков в том, что они часто выбирают для своего рассказа обучающую тему.

Вы можете возразить: «Как же так, ведь в университете обучение идёт в формате лекций». Но дело в том, что в вузе все студенты — примерно на одном уровне. Они учатся по одной программе, имеют один набор знаний и навыков, кроме того, лектор может ссылаться на предыдущие уроки и другие учебные материалы.

На конференцию, где вы выступаете, приходят совершенно разные люди, с разным опытом и мотивацией. Если у студентов есть задача — выучить материал и сдать экзамен, то у зрителей на конференции экзаменов нет, поэтому мотивации у них будет меньше.

Кроме того, после лекций в вузе обычно идут практические занятия, где студенты могут отработать всё, что узнали. После конференции зрители просто идут домой, никто не будет пытаться по памяти вспомнить фреймворк из 50 строчек, о котором вы рассказывали на выступлении.

Поэтому, выбирая тему публичного выступления, лучше остановиться на просветительском формате. А если вам всё же хочется научить людей чему-то практическому, то выберите формат мастер-класса для людей с определённой подготовкой и, желательно, одинаковым уровнем навыков.

Два докладчика

Выступать вдвоём гораздо сложнее, чем в одиночку. Когда вы говорите, ваш партнёр, говоря поэтическим языком, олицетворяет концепцию лишнего человека — он смотрит в потолок, чешет нос, переминается с ноги на ногу… Как и любое движение во время выступления, это сильно отвлекает зрителей.

Зачем вообще берут на выступление второго человека? Звучит забавно, но чаще всего — чтобы он не обиделся. Например, вы вместе работали над проектом и понимаете, что будет нечестно, если вся публичная слава достанется только вам.

Но решение есть — договоритесь с партнёром о том, чтобы принять участие в разных конференциях или в одной, но с разными кейсами. Или пригласите его на заключительную часть доклада, где зрители задают вопросы. Например, если вы в проекте занимались технической частью, а партнёр — продвижением, то он подстрахует вас в вопросах от зрителей, которые касаются маркетинга.

Если вы в любом случае хотите выступать вдвоём, нужно тщательно отрепетировать текст — чтобы вы оба постоянно были в контакте друг с другом и со зрительным залом. Но следите, чтобы диалог был естественным. Сюда хорошо ложится формат спора — например, если у вас с партнёром разные точки зрения и каждый по очереди делится со зрителями, а потом они выбирают, кому поверили больше.

Обилие несвязанных тем

Я называю такие доклады «бутерброд со всем». Что можно положить в бутерброд? Можно рыбу, можно колбасу, зелень, сыр… А можно всё сразу — получится вроде бы сытное, но не очень вкусное блюдо. И вряд ли кто-то будет делать себе такой бутерброд на завтрак.

Так и неопытные докладчики — они любят в одном выступлении рассказывать про всё, что знают: про компанию, свой опыт, случаи из жизни, кейсы клиентов и прочее. Такие рассказы буквально пролетают мимо внимания зрителя, потому что мозгу сложно за что-то ухватиться.

Мой совет — выбрать одну главную мысль и развивать её. Логично выстраивайте своё повествование, чтобы под конец прийти к одному главному выводу.

Больше делайте упор не на повествование, а на решение задач и конкретные факты.

Например, если вы рассказываете о найме персонала, не нужно распространяться о том, каким бывает наём и что важно для HR-специалиста. Лучше сделайте фокус на том, как процесс найма происходит в вашей компании: каких людей вы ищете, где их можно найти, как их заинтересовать, как составить текст вакансии.

Личный опыт гораздо интереснее сухих фактов.

Пересказ чужих историй

Многие управленцы слышали об американском бизнес-консультанте Ицхаке Адизесе. Он разработал типологию руководителей, разделив их на четыре класса — производители, администраторы, предприниматели и интеграторы. В зависимости от жизненного цикла компании в руководстве должны присутствовать те или иные типы.

Но речь сейчас не об этом.

Практически на любом бизнес-мероприятии кто-то из спикеров обязательно затрагивает типологию Адизеса или чью-нибудь ещё. Причём чаще всего доклады по этой теме делают новички, которые недавно познакомились с типологией, и она их зацепила. Но нетрудно догадаться, что опытным управленцам эта тема будет неинтересна, потому что они слышали её уже много раз.

Когда вы пересказываете чьи-то популярные истории или теории, в большинстве случаев аудитория уже будет с ними знакома. Поэтому наиболее ценны те выступления, где спикер делится именно своим опытом.

То, что опубликовано в тысяче источников, можно узнать из любого этого источника. То, что вы делали и что вы знаете — можно услышать только от вас.

Включать в своё выступление чужой опыт можно в двух случаях:

  • Когда вы сами попробовали одну или несколько популярных методик и можете поделиться собственным мнением.
  • Если вы хотите сделать обзор решений, технологий или инструментов с развёрнутым комментарием и общим прогнозом.

Резюмируем

  • Выбирайте правильный формат выступления. Лучше выбрать просветительскую тему — то, что даёт людям новые идеи, объясняет какие-либо явления.
  • Аккуратно относитесь к парным выступлениям. Его можно сделать очень крутым, но завалить ещё проще. Поэтому если вы не уверены — лучше выступите в одиночку.
  • Не пытайтесь рассказать вообще всё, что знаете. Выбирайте, что вы будете класть на свой бутерброд. Постарайтесь сфокусироваться и строить свой рассказ от задач.
  • Ну и важно, что в вашем выступлении обязательно должны быть вы. Нужно держать баланс — нельзя говорить только о себе, но при этом тема выступления должна проходить сквозь ваш опыт.

И последнее философское обобщение. Все советы выше стоит воспринимать без фанатизма. Нужно знать правила, чтобы понимать, когда их можно нарушать.

А если вы хотите глубже погрузиться в тематику публичных выступлений, буду рад видеть вас на своём курсе. Там мы учимся завоёвывать внимание аудитории и проводить крутые интерактивы, а потом репетируем с профессиональным тренером. Жду всех!

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим грамотно управлять и не срывать дедлайны, оценивать сроки и бюджет и работать с рисками. Подписывайтесь на нас на vc.ru, в Telegram и на LinkedIn.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Алина Головина

главное с листочка не читать и шутить хоть иногда, даже если выступаешь с серьезным докладом, иначе зритель быстро перестанет слушать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ильенков

кто-то продолжает читать с листочка?)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гомозов

Хорошие советы. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ильенков

Спасибо Роману! всегда пользуюсь его советами

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот

Давно тут стало модным гандапасов переписывать? Лет 20 назад читал подобные советы

Ответить
Развернуть ветку
Павел Антипов

Если умеешь читать в живом формате и на ходу немного докручивать текст, лучше читать, чем запинаться с плохо выученным текстом

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда