Без вас – никак. Почему ваш отпуск становится ударом для компании?

Разбираемся в причинах, по которым у многих управленцев не получается забыть о работе даже на несколько дней.

И хочется, и колется – именно так можно описать желание многих предпринимателей и менеджеров уехать отдыхать. Эх, хотя бы на пару недель забыть о делах, рвануть подальше и отключить все уведомления. Но бизнес не отпускает. Только фаундер (или руководитель) за порог – в компании (или отделе) начинается какая-то вакханалия.

Падает качество, когда отдаете задачи другим

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой многие себя узнают. Совсем недавно вы поняли, что расти дальше без отдела продаж уже совсем никак. Начинаете искать и нанимать сейлзов. Приходят заряженные молодые ребята, быстро обучаются и со второго дня идут «в поля», то есть – общаться с клиентами. Понятное дело, им нужно время, чтобы понять продукт, выяснить ключевые возражения клиентов, разработать индивидуальный рабочий скрипт.

Но вот проходит месяц. За ним другой. А результаты все равно ниже тех, когда вы продавали без отдела продаж. Пытаетесь объяснить всю глубину задач и всю их важность. Но люди все равно как-будто «не понимают» их до конца.

Нанимаете руководителя отдела. Он помогает, но все равно результаты средние. Плюс у РОПа будто свое понимание «как правильно», он не всегда слышит и понимает большую идею предпринимателя. Складывающаяся ситуация не дает фаундеру возможности хоть немного выключиться из процесса продаж.

Обычно в этот момент он начинает думать, что их подчиненные не въезжают, недостаточно компетентны, не хотят брать на себя ответственность и создавать для компании результат. «Они не вникают в детали, делают работу формально, лишь бы отчитаться, получить зарплату в конце месяца и пойти пивка попить с коллегами» – примерно такие мысли рождаются в голове.

Ну и как тут уйти в отпуск? Когда все буквально рушится, только собственник хочет моргнуть. Это становится похоже на какую-то суровую версию игры «Дженга», где башня не рушится только если на нее направлен взгляд.

Однако на самом деле проблема кроется в собственном подходе предпринимателя к управлению. Важно понять, что его задача – научиться эффективно добиваться результатов через других людей.

Допустим, менеджер по продажам не до конца разбирается в технических нюансах нового продукта. Вместо того, чтобы обвинять его в некомпетентности, стоит задаться вопросом: было ли ему обеспечено глубокое обучение этому продукту? Были ли созданы условия и стимулы, чтобы он сам стремился вникнуть в тонкости? Создание среды, в которой сотрудники создает для компании результат без регулярного фокуса со стороны собственника – это его ключевая компетенция, отсутствие которой превращает управление компанией в хаотичный перебор действий, в надежде что-какой то из них принесет результат.

Если коротко, сотрудник - это не винтик, который сам по себе должен все понимать. Это инструмент, которым искусно нужно научиться пользоваться. А для этого требуется постоянно совершенствовать управленческую среду: обучение, мотивацию, коммуникацию, регламенты и прочие штуки, которые у всех на слуху. Чем лучше выстроена система управления, тем меньше требований к стартовой квалификации сотрудников. И тем выше отдача от их работы.

Только в таком случае руководитель получит возможность спокойно уйти в отпуск, доверив задачи коллективу.

Сотрудники бесконечно ходят советоваться и не понимают приоритетность задач

Бывают руководители, которые жалуются, что их сотрудники постоянно приходят за советами и одобрением принятых решений. Чем можно объяснить такое поведение подчиненных? Конечно ленью и безынициативностью, нежеланием брать на себя ответственность. И еще наше любимое: «это все новое инфантильное поколение, они просто боятся брать на себя ответственность и избалованы. Поэтому приходится им постоянно ж**у подтирать».

И тут тоже складывается интересная ситуация. Сотрудники за советом приходят, а предпринимателю сложно им отказать. И вроде бы вполне резонно: «Как я могу отказать, если я знаю ответ, знаю как сделать это быстрее и эффективнее. Если я не дам совет, то наврежу своей же компании, потому что тогда работа будет выполнена не на таком высоком уровне. А пока команда наберется опыта, мы потеряем много денег и времени». Отчасти так и есть. В краткосрочной перспективе компания может потерять часть ресурсов.

Но давайте посмотрим в долгосрочной перспективе. Первый вариант – предприниматель продолжает давать советы и сам расставлять приоритеты задач. Людей становится больше, обращений за советами становится больше, время предпринимателя потихоньку съедается подчиненными, которые то и дело спрашивают и советуются. И вот уже даже в отпуске он не вылазит из телефона. И только когда семейный отпуск будет испорчен формальным, а не полноценным присутствием одного из членов семьи (вы знаете таких), этот член семьи вдруг поймет: «что-то не так». А может и не поймет.

И второй вариант – предприниматель начинает отпускать сотрудников без советов со своей стороны. С расчетом, что они попробуют сами решить, ошибиться, научиться и найти решение. Возможно, не так быстро, как с вашим советом. С вероятной потерей денег. Но все же. Только так можно сформировать среду, в которой люди самостоятельно создают результат через пробы и ошибки. И накапливают коллективный опыт. А он – важный капитал компании.

Конечно, решение просто перестать давать советы не создаст необходимую среду, для этого нужно больше управленческих решений и внедрений.

Однако, ключевая мысль, которую мы хотели передать в том, что задача руководителя - не подменять подчиненного, выполняя часть его работы, а создать условия, в которых сотрудник будет действовать максимально самостоятельно в рамках своих полномочий. Это включает предоставление необходимых ресурсов, обучение, четкие и понятные KPI и регламенты, разграничение зон ответственности.

Тогда постепенно ответственность сотрудников будет расти, они станут реже прибегать к советам руководителя, а их компетенции значительно вырастут. А руководитель получит возможность спокойно уйти в отпуск, не опасаясь, что без него команда не справится.

Давайте резюмируем ключевую мысль

По нашему опыту, главное отличие между предпринимателем, который не может уйти в отпуск без телефона и тем, кто прекрасно кайфует «на беззвучном» – в видении того, что такое управление. И как результат – в действиях, которые подкреплены видением.

В течение февраля в ТГ-канале мы помогаем перейти из искаженного представления об управлении к реалистичному и эффективному. Присоединяйтесь, друзья, будем внутри очень много обсуждать.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
BFR Chanel
Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

🫡

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Аха! Простите, не смог пока до статьи дойти. Разглядываю дичь на иллюстрациях от нейронки.
На первой какой-то зомби апокалипсис, где даже здание во что-то мутирует. Из него справа вырываются сущности напоминающие самолёты. А счастливый нулевой пациент захватил однопальцевой клешной свой чемоданчик и шагает заражать новые континенты попивая смузи через специальный палец на левой руке.
На второй всё проще. Одни грустит, что приходится работать на ноуте с апельсином, а не надкусанным яблоком, а остальные все просто сочувствуют ему, даже трёхрукий мужик.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Помидоров

Да уж, где-то эволюция свернула не туда, удобно же.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Гостищев
Автор

Приз авторских симпатий комментарию сегодня Ваш)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexander
Сотрудники за советом приходят

Впервые став руководителем отдела много лет назад, столкнулся с этим. Придумал лайфхак, который до сих пор выручает в подобных ситуациях: изображаю что очень-очень занят (даже если на компе открыт виси) и говорю - давай через полчасика, сейчас занят.
В половине случаев через полчаса сотрудники уже сами всё решили.

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Как бывший сисадмин - подтверждаю, очень хорошо работает, когда на заявку отвечаешь "буду через 20 минут". Если пустяк, то он отваливается автоматически, если что-то серьёзное, то 20 минут подождать это фигня.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Гостищев
Автор

😁

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

Что блин за вода водянистая ? Откуда столько лайков ? Кому это полезно? Что я прочитал?

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Нет никакого бизнеса в вакууме. Бывает бизнес из 3-х человек, где собственник делает 50% работы.
А бывает бизнес, где только c-level 10 человек.

Любой совет в таком деле без крайне детального уточнения не имеет смысла или просто вреден.

Ответить
Развернуть ветку
Романова Анастасия

А ещё не все видят, что это проблема. Многие просто не распознают, что делают что-то менее эффективно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

Неплохо :) приведете пример, где описанное в статье - будет вредно?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Архаров Петр

Человек может уйти в отпуск, когда есть хорошая команда и налажено большинство процессов. А учитывая, что в малом бизнесе многие экономят, то текучка большая или просто сотрудники на уровне "кто согласился". И конечно во время отпуска должен быть зам.

Ответить
Развернуть ветку
Супер лингвист 12 языков

Я как и многие пошла пошла в бизнес и достигала больших успехов и всё было бы круто если бы меня что-то не угнетало и это имело место быть Мой бизнес это была работа с огромной зарплатой и радости мне не приносила
А всё началось с цитаты
做你喜欢的事,你一天都不工作。 孔子
Займись тем что тебе нравится и ты не проработаешь ни одного дня

Не было бы желания да вселенная поможет ☝🏻
В один прекрасный день мне срочно потребовался английский и освоила его за несколько месяцев и не учила ничего от слова ничего
А просто разработала свой подход и мне это так понравилось и я пошла дальше Меня было уже не остановить😂
И я стала лингвистом и осваиваю языки и говорю уже на 12 языках и мой ребёнок уже на 4 😛 и теперь отпуск у нас каждый день 🌍🙌🏻

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

Красивая история:)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бабин

я как раз потому и боюсь уходить в отпуск потому что без меня все руханется, уже два года сижу коплю, потом как уйду на месяц и придется все заново делать

Ответить
Развернуть ветку
Fallen-117

В этот момент можно попросить повышение з/п, т.к.:
1) Вы незаменимы.
2) Предстоит много работы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Petr Grot

звучит будто «уйти в отпуск без телефона» это что- то нерешаемое в краткосрочной перспективе для тех, кто не переосознал видение управления. не знаю, не знаю, как то безнадежно )

Ответить
Развернуть ветку
BFR Chanel

тоже хотел написать, что проблема звучит как глобальная и вот так сходу не решаемая как будто

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Родивец
Ну и как тут уйти в отпуск? Когда все буквально рушится, только собственник хочет моргнуть.

вот именно, это проблема скорее организации процесса

Ответить
Развернуть ветку
Приятель

Кот из дома - мыши в пляс.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Daly

классика

Ответить
Развернуть ветку
Семенова Юлия

Важно упомянуть, что прежде чем отпуститься, надо провести большую работу над процессами

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фром

Спасибо за публикацию. Тема важная, хотелось бы её развить глубже.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

Весь 24 год будем писать на тему управления

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников

Проблема действительно актуальная, регулярно с ней сталкиваюсь во время консалтинга. Руководителям компаний важно понимать, что сотрудники - это не он сам. И для того чтобы всё заработало эффективно, нужно разрабатывать и формировать систему, где каждый сотрудник отвечает за узкий фронт работы. Чем уже специализация и менее вариативнее деятельность каждого, тем выше связь между командой, и тем эффективнее её работа.

Этап I. Собственнмку нужно создать часы. Если каждая шестерёнка на своём месте, часы будут работать точно и приносить результат. Не нужно ждать прорыва. Прорывными идеями и проектами по прежнему должен заниматься собственник.

Этап II. Когда компания выйдет на новый уровень продаж и прибыли, проектов станет столько, что собственник не будет с ними справляться, необходимо создавать проектные команды, которые будут работать исключительно над проектами, не участвуя в шестерёнках тех самых отлаженных часов.

Этап III. Инновации. Чтобы повысить рентабельность бизнеса проектные команды не просто реализуют задачи вызова, а создают инновационный продукт.

Этап IV. Повышение качества сервиса и бизнеспроцессов. Мы модернизируем часы, так чтобы ход был эффективнее, а удовлетворенность клиентов выше.

Вот на первый взгляд простые шаги. Но тем не менее собственники не всегда правильно их понимают и успешны в реализации.

Ответить
Развернуть ветку
Сафонов Михаил

отпускать сотрудников без советов - рисковое предприятия, как мне видится)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

На самом деле это только так кажется. Но риски определенные точно есть)

Представьте ситуацию , когда вы поможете поднимать 100кг, а человек пока что 20 и тренер в зале все время поднимает этот вес вместо него, понимаете к чему это приведет?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
selecadm

Однажды я ушёл в отпуск на 1 день, сука на 1 день. И то мне обписались и обзвонились, что-то им надо было срочное. Они не были в курсе моего отпуска, и даже мой непосредственный руководитель. С тех пор в отпуск я не хожу, так как это бред. В сфере IT сотрудник часто уносит с собой знания. Это не ритейл, где каждый знает, как товар на полки расставлять. "К счастью" у моего работодателя даже на отпуск по графику нужно писать заявление, что не соответствует закону. Я просто не пишу и таким образом 3-й год не хожу в отпуск.

Ответить
Развернуть ветку
Fallen-117

Сенека

Нет рабства позорнее, чем рабство добровольное.
Ответить
Развернуть ветку
Илья

В компании, где я сейчас работаю, всё ровно так, но ровно наоборот. Сотрудники, включая топ-менеджеров и рады бы не советоваться и не принимать решения самостоятельно, но исполнительный директор (единоличный управляющий холдингом) требует согласовывать с ним каждый чих и никогда не является инициатором никаких задач - только согласующим чужих инициатив. Всех, даже самых мельчайших.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

Ого, сколько же процессов он держит в голове? Большая компания?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Гостищев
Автор

Ребят, давайте без хейта людей :) сохраним дружескую атмосферу 🤝

Ответить
Развернуть ветку
АЛианов

увидел себя и немного напрёгся. Надо заняться этим...Спасибо, что подсветили

Ответить
Развернуть ветку
Морозова Анна

Очень актуально. У нас шеф абсолютно такой, даже когда говоришь ему, что все норм и мы перекроем вас

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Akimov

Александр, спасибо за подробности. Распознал себя в тексте и вот вопрос: какой самый первый шаг сделать? Вот прям самый первый

Ответить
Развернуть ветку
Елена O

Мне кажется, что сейчас люди и их бизнесы настолько подвешены в нестабильном положении, что предприниматели тупо бояться отпустить штурвал

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

а какой смысл держать штурвал его бизнеса 🤣 минимум профита, максимум риска

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Лавандовый Раф

Хоть держи, хоть не держи, самолёт в штопоре по факту

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Архаров Петр

А потом сотрудник принял такое решение без предпринимателя, что привело к большим проблемам))))

Ответить
Развернуть ветку
Кринжач Канал

мало кто заглядывает за горизонт отттого и перспективу не видит, что фундамент для делигирования или выхода из операционки надо строить сильно заранее

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Радищев

Реально. Если я уйду в отпуск - компания развалится

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

А что именно в компании развалится? Хотите поразмышлять вместе?

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Сотрудники операционку не
потянут?

Ответить
Развернуть ветку
Fallen-117

Так каждый о себе думает - переоценивает)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

Значит хреново компания выстроена

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

Хороше тем кто в принципе уходит в отпуск

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

Это проблема тех, кто боится делегировать, отпускать свой контроль и не доверяет коллегам. Нормальные люди спокойно себе ходят в отпуск и ничего без них не рушится.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Голованов

хочешь в отпуска - обучи коллегу. не обучил - значит не сильно и хотел

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев
Автор

Сурово :)

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда