Rothko и Rohtko

Это рассказ не про художника Марка Ротко, а про спектакль "Rohtko", поставленном польским режиссером Łukasz Twarkowski по тексту драматурга Anka Herbut.

Начнем с того, что я сама изначально не увидела, что название спектакля Rohtko, а не Rothko, и подумала «о, будет интересно посмотреть спектакль про художника (его полное имя Маркус Роткович), на чью выставку мы недавно ходили».

Но если мне эта ошибка ничего не стоила, то в 2004 году за 8,5 миллион долларов в Нью-Йорке была продана картина Rothko, и только через семь лет покупатель узнал, что самом деле купил картину, написанную учителем математики из Китая под псевдонимом Rohtko. Это основа сюжета.

А дальше в спектакле ни одного ответа, а только размышления об аутентичности искусства, отношениях между художником, дилером и покупателем, бизнесом и искусством («бизнес - наивысшая форма искусства» - сказал один из героев), о современном диджитал искусстве, покупаемом за биткоины, о ценности искусства, которое коммерчески не успешно, и очень много вопросов, которые режиссер задает зрителю, и зритель задает сам себе.

Если вы установили специальное тонкое стекло и сигнализацию, и каждый день восторгались своей картиной, когда думали, что это Rothko, разве картина перестала быть такой прекрасной и ценной после того, как вы узнали, что это Rohtko?


Актерская труппа – актеры из Латвии, Польши и Китая – невероятно талантливые и харизматичные. Я запомнила каждое лицо.

Технически спектакль просто невероятен. Когда я увидела операторов с камерами, я подумала «ну такое я уже видела и не раз», но в этот раз они не только снимали кино в реальном времени, а две камеры, изображение с которых транслировалось на два разных экрана, словно вступали в виртуальный диалог.

Rothko и Rohtko

Были и очень комедийные сцены. Например, когда одно измерение накладывались на другое, и вот в ресторан, в который в 2024 году арт-дилер пригласил на встречу художницу, входит Марк Ротко из 1960-х в трусах и халате, чтобы выпить скотч, так как в его измерении ночь и это его кухня, и происходит это в момент очень высокопарного диалога об искусстве.

Отдельная фишка в том, что этот латвийский театр сделал рекламную интеграцию сервиса доставки Wolt, и по сцене переодически в разных контекстах проходил курьер в фирменной одежде с курьерским рюкзаком. По-моему, отличная постирония.

Rothko и Rohtko

Закончился спектакль притчей о художнице, которая хотела подарить свои слезы будущим поколениям, которые «будут смотреть на искусство и ничего не чувствовать».

Мне кажется, в следующий раз я пойду в музей с совсем другим настроем.

11
Начать дискуссию