После 16 лет служения в Церкви стал копирайтером в VK Tech

Привет! Я Сергей Епифанцев, редактор в ИТ-изданиях и священнослужитель, который в 36 лет решил сделать карьеру в копирайтинге. Я не разочаровался в вере, меня никто не обижал и не выгонял. Всё проще: моя жена полюбила другого и вышла за него замуж. По церковным канонам нужно было выбрать: служить в храме и остаться одному или вступить в новые отношения, но оставить служение. Я честно выбрал второе.

Если хотите сменить сферу деятельности, но никак не решитесь начать, возможно, моя история вас воодушевит. Верьте в свои силы — и c Божьей помощью всё получится: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23).

После 16 лет служения в Церкви стал копирайтером в VK Tech

Изменить образ жизни и освоить новую профессию, когда тебе далеко «за тридцатник», непросто, особенно если посвятил всю свою жизнь одному делу и не брался за новые проекты. Я прошел путь от тонкостей богослужебного устава и миссионерских проектов до описаний корпоративных сервисов и статей о внедрении Битрикс24. А теперь подробнее.

В детстве пел в церковном хоре, потом получил духовное образование и стал диаконом

Церковный хор. Маму, музыканта по профессии, позвали петь в хор, который поет на богослужении. Мне это всё было жутко интересно, я приходил на службу вместе с ней и тоже хотел что-то делать в храме. Батюшка предложил мне встать вместе с ней «на клирос» — так называется место, где поет хор. Я с радостью согласился, хотя музыкального слуха у меня почти не было.

У мальчишки в православном приходе есть «два путя»: петь в хоре или быть пономарем — помогать священникам и торжественно выносить свечи во время богослужения. Собственно, я оказался в хоре, потому что пономарей был перебор.

Тогда я немного завидовал пономарям: им можно было заходить в алтарь — часть храма, в которую для большинства доступ закрыт. А еще они носили на службе красивые церковные одежды — стихари, этим можно было понтоваться. Посмотрите, какой довольный пономарь Витёк в стихаре на фото 🙂

Мой первый церковный хор. Мальчонка в рубашонке — это я, за моей спиной в очках — моя мама, а рядом пономарь в стихаре

Со временем я увлекся церковным пением. У меня развился слух, а голос в подростковом возрасте «сломался» и стал баритоном. Богослужебное искусство я люблю до сих пор и неплохо в нем разбираюсь.

Диаконство. С самого начала я хотел быть не священником, а диаконом — это первая степень священства, помощник епископа или священника на службе. Он должен красиво петь и торжественно возглашать молитвенные прошения.

Диаконство в России — искусство с многовековой историей и красивыми традициями. Это синтез богословского, вокального и немного артистического навыков. Диакон — это не просто певец в священных одеждах, который громче всех поет на службе. Его задача — донести до верующих эстетику и настроение богослужения, настроить их на молитвенный лад.

Я окончил духовное училище в Луганской области и Белгородскую духовную семинарию с миссионерской направленностью. «Миссионерская» значит, что студенты и выпускники духовной школы ездят за границу и в отдаленные уголки России с проповедью, в том числе к малочисленным коренным народам Севера и Дальнего Востока. Во время учебы я не ездил в такие поездки, но поехал после ее окончания.

В 2007 году я принял долгожданный диаконский сан в Белгородской епархии и отправился служить в кафедральный собор Старого Оскола. А в 2012 году меня пригласили служить в Магадан, и мы с женой и мамой отправились на Дальний Восток. Там прожили шесть лет, у нас появилось двое детей.

Это я читаю Евангелие на рождественской службе в кафедральном соборе Магадана

В 2018 году я вернулся в Белгородскую епархию и вновь стал служить в Старом Осколе. Здесь у нас с супругой родилась третья дочка, а я нес церковные послушания: руководил молодежной организацией, а потом стал директором СМИ при кафедральном соборе.

Был председателем отделов в епархии, руководил пресс-службой и церковным СМИ

Поездка на Дальний Восток была для меня церковным «карьерным скачком». Магаданская область — небольшой по численности регион, поэтому священнослужителей и сотрудников у нас в команде было немного, и каждому приходилось трудиться на нескольких должностях.

За время служения на Колыме я был председателем отдела образования и катехизации (просвещения), руководил пресс-службой, занимался взаимодействием епархии со светскими организациями. Церковные «послушания» дали мне базу для будущей работы в редактуре: я научился общаться с людьми, писать тексты и даже делать сайты на WordPress.

Руководил пресс-службой епархии. Собственно, пресс-служба состояла из одного человека — меня. Я вел официальный сайт епархии, размещал новости, писал релизы и готовил с местным ГТРК репортажи на церковную тематику.

Организовывал конференции. У нас проходили форумы на 500–800 человек, на которых собиралась администрация, педагоги и просто все желающие. Например, Рождественские чтения, которые длились несколько дней и проводились на базе Северо-Восточного государственного университета. Мы приглашали интересных спикеров из других регионов и стран, обсуждали социальную тематику, исторические, нравственные и духовные вопросы.

Это был интересный опыт: я был зампредом оргкомитета, готовил документы и занимался организационными вопросами. У нас была сильная команда, и мы делали проекты, которые нравились людям. Вот репортаж ГТРК про Рождественские чтения.

Одни из Рождественских чтений в Магаданской области посвятили улучшению демографической ситуации. Устроим в комментах холивар про запрет абортов? 🤓

Работал журналистом и директором СМИ. В 2017 году мы с семьей вернулись в Белгородскую область, потому что детям не подходил холодный и сырой климат. У них начались проблемы со здоровьем, и врачи порекомендовали выбрать для жизни более теплый регион.

В Старом Осколе я продолжил диаконское служение и работу в церковных проектах. Мне поручили работать в церковном СМИ «Православное Осколье». Мы писали на церковные и краеведческие темы, брали президентские гранты, выпускали ролики «О вере, людях и трендах», освещали события жизни округа. Собственно, ребята успешно делают всё это и сейчас — только уже без меня.

При поддержке Фонда президентских грантов мы сняли три цикла документальных фильмов «Духовные ключи». Первый цикл посвятили дореволюционным храмам Старого Оскола и его окрестностей. Второй цикл «По улицам прошлого» — об истории города. Третий — «Свидетели века» — о выдающихся жителях города. Его ребята заканчивали после моего ухода.

<a href="https://pravosk.ru" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Православное Осколье»</a> — один из первых сайтов, которые я сделал на WordPress в 2021 году
«Православное Осколье» — один из первых сайтов, которые я сделал на WordPress в 2021 году

После развода оставил служение и сменил род деятельности

Так случилось, что моя бывшая жена решила выйти замуж за другого человека, бывает. Погрустил, пару лет пожил один и понял, что целибат (безбрачие) — это не мое.

Потом я полюбил прекрасную девушку, решил жениться и сменить профессию — заняться копирайтингом и коммерческой редактурой. Тем более что опыт написания текстов у меня уже был — правда, не коммерческих.

<p>С моей женой Настей до отношений мы вместе работали на нескольких проектах. Сначала она тоже хотела работать в редактуре, но потом <a href="https://epifantseva-photo.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">стала фотографом</a></p>

С моей женой Настей до отношений мы вместе работали на нескольких проектах. Сначала она тоже хотела работать в редактуре, но потом стала фотографом

Мне хочется быть честным. Не нравится, когда бывшие коллеги в похожих ситуациях начинают «натягивать сову на глобус». Например, священник ушел из служения по семейным обстоятельствам, а потом начинает критиковать церковную жизнь, церковное учение, начальство или жаловаться, как ему там было плохо.

На случай если статья попадется моим церковным знакомым — священноначалию, духовенству или прихожанам. Друзья, у меня нет обид и претензий, всем благодарен, всех люблю и посылаю обнимашки 🤗 Это был мой выбор, у меня всё хорошо. В Кураева или дедульку Калаказо превращаться не планирую (кто знает — поймет).

В церковной карьере были свои радости и сложности, которые я забрал с собой. С любовью к служению, к своему пути и людям, с которыми меня свела жизнь, я перевернул эту страницу и пошел дальше.

В копирайтинге наделал ошибок. Сначала меня чуть не послали, а потом спасли

Расскажу вам, где учился, что оттуда забрал и что мне помогло освоить профессию.

Давайте договоримся. Я не рекламирую и не критикую никакое обучение. И уж тем более никуда никого не заманиваю сладким калачом легкой копирайтерской жизни. Просто рассказываю свой путь, как он есть. Если кто не верит, ну и бронепоезд ему навстречу. С лампочками.

Еще во время служения в храме я поступил на первую ступень Школы редакторов в «Бюро Горбунова». Это одна из крутых школ, где обучают коммерческой редактуре. Ректор школы — Максим Ильяхов, известный, автор книги «Пиши, сокращай» (такая оранжевая, с дракончиком) и еще много чего.

На первой ступени школы было много теории: о текстах, дизайне, переговорах, интерфейсах, коде и управлении проектами. Я всё это впихивал в себя с большим интересом, но не применял, потому что было негде. Практика в школе начинается только на второй ступени, о чем меня честно и заранее предупредили.

Я прошел по баллам на вторую ступень школы, но случился форс-мажор. Нужно было срочно уходить из служения и менять работу, а вторая и третья ступень школы заняли бы почти полгода. Этого времени у меня не было: нужно было работать, платить за ипотеку и что-то кушоц.

Пошел искать работу, а нашел Стажировку. В голове была куча теории, но я толком не понимал, как устроена работа копирайтера. Я решил наобум откликнуться на вакансию автора в Рыбу.

«Рыба» — это креативная редакция, в которой работает много редакторов и авторов. Они ведут блоги и медиа, пишут статьи и рекламу, делают сайты и лендинги для всяких крупных клиентов типа Яндекса, Ситилинка и РБК. А еще у них есть обучение для авторов и редакторов — как для начинашек, так и для опытных мастеров.

В общем, я написал в Телеграм директору по развитию Юле Сон. Вот как сама Юля вспоминает этот умилительный момент в своем телеграм-канале.

<p>Юль, это и правда высшие силы были 💯</p>

Юль, это и правда высшие силы были 💯

Юля посоветовала мне пойти на «Стажировку» — двухмесячный курс по копирайтингу от Рыбы для авторов. Это обучение не для начинающих: нужно было сделать тестовое задание, а по итогу могли и не взять. Ну, думаю, «горел сарай — гори и хата». Буду пробовать.

На Стажировку шли учиться авторы с опытом, но я верил в успех. Постарался сделать хорошее тестовое: написал текст карусельки для соцсетей, а жену попросил запилить дизайн:

В итоге после всех моих стараний меня взяли на обучение, которое сильно мне помогло (или изменило мою жизнь, если хотите). Как оказалось, единственный вариант обучения, к которому я пригоден, — это практика. Когда я слушал очень умные и классные теоретические уроки, из головы тут же всё выветривалось. А на Стажировке в Рыбе теории было минимум: только практика, только хардкор.

Мы слушали лекции и тут же практиковались. Например, у нас есть задание: написать статью для vc.ru. Мы слушаем теорию и сразу же начинаем писать статью. Срок на одну работу — неделя с жесткими дедлайнами на сдачу плана, черновика и итоговой работы.

Каждую неделю у нас менялись редакторы-наставники, которые оставляли нам подробные комментарии в гугл-доках и объясняли, как исправить текст. Они помогали увидеть ошибки и освоить новые форматы. В итоге за два месяца я написал статьи для SEO, vc.ru и ПромоСтраниц, почтовую рассылку, кейс и два лендинга.

<p>Ну вот, пишу спустя год 😄 Юле очень благодарен, что поверила в меня, когда я еще толком ничего не умел</p>

Ну вот, пишу спустя год 😄 Юле очень благодарен, что поверила в меня, когда я еще толком ничего не умел

Лишней информации на обучении не было, и мне это нравилось. ИМХО: пока не научишься писать тексты, не стоит браться за дизайн, переговоры и управление проектами. Сначала нужно научиться решать основную задачу клиента, а потом осваивать дополнительные скилы.

Устроился автором сразу после обучения. Я писал тексты лучше всех и занял первое место в рейтинге, а потом меня пригласили работать в агентство — думаете, так было? А вот фигушки.

Я учился по ночам, одновременно с этим переезжал в другой город, выгорал от стрессов и пил таблетки, которые назначил невролог. На Стажировке я посрывал все дедлайны и пришел к финишу первым с конца.

А потом пришел и попросил работу в Рыбе. Работа была нужна, терять было нечего, и я готов был порвать себя на британский флаг. Думал, что мне откажут, но Юля Сон решила дать мне шанс — предложила сделать статью в блог Рыбы, которую писали-писали и никак не могли дописать.

Я понимал, что от этого текста зависела моя судьба, и выложился как мог. Гуглил, думал, медитировал над текстом, переписал его десять раз и отправил Юле, совершенно не понимая, нормально получилось или нет. Она ответила коротко: «Кажется, это кайф».

Я не спрашивал, сколько мне заплатят за статью, возьмут ли меня и какие гарантии. Просто попросил задачку и решил, что сделаю ее максимально хорошо, как только могу. Несмотря на все сложности в процессе работы, Юле и ребятам из Рыбы статья понравилась, и меня взяли автором в редакцию. А со второго текста началась веселая жесть, которая определила мой последующий путь в профессии.

Прошел путь от автора-начинашки до редактора ИТ-сервисов за 10 месяцев

Моя вторая статья была для блога Рыбы на vc.ru. Мы с Юлей Сон пошли на созвон с автором телеграм-канала «Умный копирайтинг» — Никитой Кустовым. По материалам интервью я должен был написать об ошибках при покупке рекламы в Телеграме.

Тема была для меня совершенно новой: ERR, CPA, CPM, анализ кругов аудитории, конверсия охватов и много других страшных слов, которые я слышал впервые в жизни. В процессе работы над статьей я понял, что самый кайф — это когда ты берешь что-то сложное и разбираешься, пока не добьешься нужного результата.

Я стал браться за все темы подряд. На первых порах было непонятно, качественно я написал или нет. Были сложные проекты, когда казалось, что я не справился и сделал лютую дичь, а редакторы говорили, что хорошо, и приходили за текстами еще. Так я стал писать про бизнес-системы, сервисы, аджайл и тренды в технологиях коммуникаций.

Всё было новым, я боялся и делал. Боялся новых тем, непонятных слов, «чистого листа». Боялся, что напишу фигню и мне больше не принесут задачи. В какой-то момент мне показалось, что всё, что я делаю, — это полная лажа и вообще у меня ничего не получается (оказалось, надо после простуды пить витамины и заниматься спортом, чтобы не превратиться в 💩).

А потом меня позвали работать в VK Tech, я понял, что писать про сервисы — это моё, и втянулся буквально за месяц.

Мне помог большой опыт общения с людьми. Несмотря на страхи, я много раз всё переспрашивал, уточнял, ходил на созвоны и брал на себя инициативу. Еще мне помогло то, что пришлось одновременно работать с проектами в разных tone of voice. Например, писать сложные технические статьи для интегратора «Битрикс24» и веселые, забористые тексты для Писца — сервиса автоматической транскрибации.

В ближайшее время я планирую продолжать работать с сервисами, новых проектов не беру и хочу углубиться в тему контент-маркетинга, продолжить обучение и рост в профессии.

5 советов тем, кто хочет сменить профессию, но боится

1. Готовьтесь заранее. То есть продолжайте работать на прежней работе и одновременно осваивайте новую. Берите учебные задачки, если это возможно в вашей сфере. Обязательно установите себе сроки, иначе будете до пенсии собираться, а потом поздно будет.

2. Не бойтесь бояться. Делать новое — страшно. И чем старше мы становимся, тем больше наш мозг не хочет изменений и цепляется за привычное. Чтобы это преодолеть, можно честно признаться себе в своих страхах и разрешить им быть. «Мой мозг боится, а я буду продолжать делать свое дело». Попробуйте, кайфанете.

3. Делайте на максимум. Какое бы дело вы ни выбрали, если делать его «на полшишечки» — ничего не выйдет. Если вы учитесь профессии по часу один раз в неделю, для ее освоения вам понадобится пройти всё колесо сансары со всеми перерождениями.

4. Следите за здоровьем, пока здоровы. Пейте витамины, проходите профилактику, делайте скрининги и всё вот это. Даже на последние деньги, всё равно дешевле выйдет, по опыту говорю. Решаться на перемены, когда что-то болит, жутко тяжело.

5. Ошибайтесь с удовольствием. Не косячьте, а именно ошибайтесь, то есть старайтесь сделать всё максимально качественно, но не парализуйтесь оттого, что сделаете не так. Ну сделаете — и сделаете, мир не обрушится.

Я делал именно так и взял неплохой старт. А через годик напишу еще одну такую статью и расскажу, чего еще получилось наворотить.

336
293 комментария

– Сергей, че так мало лидов?
– Я помолюсь за вас

101
Ответить

Тебе смешно, а Сергей во время службы молился за моего сына, когда тот болел) или как это правильно называется, не знаю)

25
Ответить

Молитву на лиды надо ему скреативить!
Такскть, синергия

7
Ответить

Я Вас записал

3
Ответить

Ахахаха, топ

1
Ответить

на разрыв, спасибо)))

1
Ответить

блять наконец то годные шутёхи подъехали =)))

1
Ответить