4 дня в Амстердаме в феврале 2024. Часть 1

1. Как туда добираться - резоны "за" и "против"

Если что - я живу в Мариборе (это Словения со столицей в Любляне). И вообще-то я сначала хотела в Рим: сыну сердце Италии показать, да и в тепле погреться. Но потом подумала.."Блин..это же за рулем столько...еще эти дороги платные и проблема с парковкой в Риме, да и везде в Италии" - и решила " А поеду-ка я на Flixbus, да и в Амстердам: высплюсь, по дороге в окошко буду смотреть на Европу..лепота!". Нашла билеты (70 евро туда и 60 евро обратно на человека - в общем норм.), забронировала гостиницу (45 евро в день, просто подарок для центра Амстердама) и мы поехали. Забегая вперед скажу, что на будущее установила для себя предел - 15 часов в автобусе и только в дневное время: спать в кресле тяжело, ты фактически не спишь, дремлешь и ворочаешься..а если еще и араб сзади вдруг в 5 утра решит послушать свои арабские новости на смартфоне, то гудбай сон...А потом, когда оказалось, что в Амстер можно долететь за 1,5 часа за 52 евро (а/к Техноавия), то выбор очевиден. Но есть нюансы. Во-первых, надо еще добраться до Любляны , куда-то пристроить машину на дни отсутствия , прибыть за 2 часа, в цену чемодан не входит, только сумка или рюкзачок, хочешь чемодан - плати еще 58 евро и тп. Ну и приходит самолет не в сам Амстердам, а в Эйндховен, а это еще минимум 15 евро на человека (если автобусом) и полтора (!) часа езды. Словом, как опыт - я не жалею, что поехали мы с сыном на бусе, но в сл. раз будем искать что-то менее затратное по времени, потому что 21 час (вкл. 3 часовую пересадку в Дюссельдорфе) - как-то тяжеловато..

2. По дороге

Тут ничего необычного, кроме того, что автобус в Марибор из Загреба пришел на 15 минут позже, а ты такой стоишь и нервничаешь " а вдруг он вообще не придет?". Отплыли... Австрийские погранцы посмотрели на карточки ВНЖ с расстояния метра и махнули рукой. То ли дело немецкие погранцы... Бус сразу ушел на обочину. Заходят как космонавты в полной экипировке, изучают доки внимательно.."Holiday trip?", я думала ответить как в том анекдоте "Да вот..взгруснулось мне что-то", но решила не рисковать, чувство юмора у погранцов странное бывает. Потом они докопались до одного парня темного лицом и с чертами сирийца, впрочем, он бойко говорил по-немецки. Ждем...напряжение нарастает.."Сейчас они его наверное в овраг соседний выведут и ликвидируют", - шутит нервно сын. Короче, они ему что-то говорили, выводили (наверное отпечатки снимать), потом обратно привели...и спустя 40 минут оставили в покое и ...аллилуя! Автобус тронулся. Вот спрашивается..а что это вообще было?? Я заснула. Проснулась от того, что небо за окном пылало. Нет, правда. Вот насколько я не люблю этих пошлых фоток с закатами, но тут и меня проняло. Небо не только полыхало, но еще и дымилось.

Где-то в Германии
Где-то в Германии

А потом я посмотрела в сторону водителя и там вообще все полыхало так, что казалось мы прямиком едем в ад. Мда...

4 дня в Амстердаме в феврале 2024. Часть 1

3. Германия на бегу

У немцев меня всегда поражают дорогие платные туалеты (даже в Макдональдсе или на вокзале и даже в аэропорту). 1 евро - это дофига, имхо. Следствие? обоссанные вокзалы. Вокзал во Франкфурте был особенно вонючим. Я не понимаю этого. У них что, экономика рухнет, если сделать хотя бы на вокзалах бесплатные туалеты? Или пусть будут бесплатные и платные и будет выбор. Заработать 1 евро, чтобы потом что? убирать эти лужи и вонь за тысячу? Где здравый смысл и забота о репутации города?

Второе, что меня удивляет - это маленькие окна и невысокие потолки. Вьезжаешь в соседние Нидерланды - и там сразу окна огромные, кажется, что они занимают 90% фасада. Разница разительная! У меня только гипотеза, что так немцы экономят: маленькие окна - меньше уходит тепла из квартиры. Э-КО-НО-МИ-Я! Триггерное слово для каждого немца. Впрочем, если у вас есть другие достоверные гипотезы - напишите.

Что касается огромных окон в Нидерландах, то тут все очень интересно. Во-первых, в давние времена был налог на окна и поскольку без окон вообще обойтись нельзя, то "раз уже делаем окно, то делаем его огромным!". При этом окна не завешивают, есть байка, что король Нидерландов так боялся террористов, что занавешенные окна вызывали законное любопытство тайной полиции, срабатывала логическая связка "окно занавешено - значит там подозрительное собрание".

С другой стороны, дома узкие, лестницы очень узкие, а товары голландские купцы складировали на верхних этажах. Как поднять? а просто - через балку поднять наверх и втянуть в окно. Чтобы грузы не попортили фасады дома, пока их тянут наверх, фасады даже делали чуть наклонными вперед, отсюда и растут запросы в гугл " почему в Нидерландах дома кривые".

Почему потолки высокие? ну тут очевидно - потому что голландцы высокие. В Европе вообще 2 самые высокие нации - хорваты и голландцы. Средний рост голландца - 182,5 см, а голландки - 168,7 см. Для сравнения: средний рост американца - 177,1 см, американки - 163,5 см. Я думаю, что причина этого - хорошее качество продуктов (ох..какие-то вкусные там тосты, супы и сыры!) + разнообразие мясо-рыбно-сырной диеты. Но о продуктах, ценах на них будет следующий отдельный пост.

Сендвич с молодым шпинатом, грудинкой и каким-то острым перцем. Вкусно! Хлеб еще такой прикольный, прямо как деревенский. 
Сендвич с молодым шпинатом, грудинкой и каким-то острым перцем. Вкусно! Хлеб еще такой прикольный, прямо как деревенский. 

Приехали мы в Амстердам рано утром. Неделя по всей Европе выдалась везде пасмурная с дождями, поэтому ожиданий, что нас встретит солнышко и улыбнется - не было. Мы - реалисты! Зато нас сразу встретил запах марихуаны.. Все города пахнут по-своему, Амстер не исключение. Приехав на Central Station (тут как в Италии - все дороги в Амстере ведут на Центральный вокзал) в нос сразу шибанул сладковатый запах..забегая вперед скажу, что иногда мне кажется, что невозможно, чтобы им пропитались все улицы в центре (особенно, когда погода чаще всего ветренная), может они там разбрызгивают запах из специальных пульверизаторов? идея безумная, но реально...как это возможно, чтобы он был таким навязчивым?

4. О каннабисе

Можете смеяться, но мы выполнили все пункты поездки кроме этой - "попробовать кексы в кофешопе". Уж часто читала и слышала об бывалых, что нифига не торкает, поэтому мы решили, ну раз не торкает, то зачем, как говорится, деньги на ветер пускать? Тем более, что мы уж точно надышали его из воздуха бесплатно на кекс, а может и два)))).

Я НЕ ВИДЕЛА там укуренных людей. Вообще. За все время мне попался только один какой-то буйный, немытый, вонючий и агрессивный клошар...Сначала его мягко вывели из Бургер-Кинга ( в России охранниики точно бы прибили и дали волю своим садистским наклонностям), потом он буянил на остановке, пытась пнуть людей...но не было ни полиции, ни агрессии со стороны окружающих. Все просто его сторонились. Удивительно спокойная и нордически выдержанная нация.

5. Первые впечатления

Как я уже писала, огромные окна! Новые здание - это как одно сплошное окно.

Вид на новые здания в Амстердаме.
Вид на новые здания в Амстердаме.

Много велосипедов...

Вповалку
Вповалку

... иногда они брошены или просто валяются в художественном беспорядке.

Амстердам. Рядом с каналом и Central Station - много брошенных велосипедов. 
Амстердам. Рядом с каналом и Central Station - много брошенных велосипедов. 
Такого красавца, конечно, никто не бросит. Конь заботливо привязан. Но говорят, что все равно крадут.
Такого красавца, конечно, никто не бросит. Конь заботливо привязан. Но говорят, что все равно крадут.

Очень широкие велодорожки (шире, чем для пешеходов).

4 дня в Амстердаме в феврале 2024. Часть 1

С парковками бядааа. Их мало и они дорогие (иногда в центре от 4 евро в час, поэтому ехать в Амстер на машине - такая себе идея). Поэтому много велосипедов и малогабаритных машин.

Мини в Амстердаме.
Мини в Амстердаме.
Не знаю почему, но эти модели все красного цвета. 
Не знаю почему, но эти модели все красного цвета. 

Если есть дети, то чаще всего их возят на специальных колясках и они там сидят такие серьезные и спокойные.

Велоколяска в Амстердаме.
Велоколяска в Амстердаме.
Еще одна модель велоколясок. Обратите внимание на "позеленевший" тротуар - последствия частых дождей.
Еще одна модель велоколясок. Обратите внимание на "позеленевший" тротуар - последствия частых дождей.

За все время ни разу не слышала, чтобы дети хныкали или вели себя громко, как это часто случается в Италии, к примеру.

Очень хорошо представлен фудстрит - много всяких закусочных, есть специализированные, типа Омлеточная или Супная (об этом позже).

Ни разу не видели, чтобы велосипедисты сталкивались. Дорогу пешеходы вполне могут перейти в неположенном месте или на красный, главное - не создавать аварийную ситуацию.

Движение активное, но как-то все выживают.
Движение активное, но как-то все выживают.

Полицейских видела только один раз и то это была конная полиция в центре. При температуре в 7 градусов по улице ходят люди в шортах и с голыми ногами. Но самое главное - в воздухе чувствуется СВОБОДА, мой любимый запах. На одном зданиии можно увидеть флаг Палестины и плакат от анархистов ("К черту рынок недвижимости! Жилье - это право человека" мой вольный перевод).

Свобода слова.
Свобода слова.

А на другом доме - критику политических деятелей и флаги в поддержку Украины. Или радужные флаги. И никого это не парит, тем паче не оскорбляет.

Старый центр Амстерама. Кстати, обратите, как заваливаются вперед здания. Я уже писала почему так.
Старый центр Амстерама. Кстати, обратите, как заваливаются вперед здания. Я уже писала почему так.

Вот такие обьявления висят в центре. Никаких тебе "накажем, убьем, оштрафуем". Хочешь - покупай на улице, но рискованно. "Мы тебя предупредили, а дальше сам, здоровье -то твое."

Кстати, все кофешопы пронумерованы, номер лицензии на витрине. Все чин-чином. 
Кстати, все кофешопы пронумерованы, номер лицензии на витрине. Все чин-чином. 

6. О транспорте в Амстердаме

Я отношусь к тому типу людей, который любит решать проблему фундаментально, раз и навсегда. Я не хочу в отпуске тратить время на покупку билетов, стояние в очередях, подсчитывание скидок, поиск льготных условий и пр. Поэтому мы сразу купили туристическую карту I Amsterdam, 96 часов за 115 евро. Сюда входит весь общественный транспорт, включая речные трамваи, посещение большинства музеев как в самом Амстердаме, так и в пригороде, а также аренда велосипедов. У нас был план - не менее 2 музеев в день, много поездок, поездка по каналам.. по моим расчетам, карта отбилась и неплохо. Но тут такое дело - покупка карты выгодна, если вы приехали больше, чем на 3 дня. Если же вы приехали на 1-2 дня и к тому же живете в прямо в центре и вас не парит ходить по 10 км в день (меня парит, у меня лапки отваливаются после 7 км), то можно рассмотреть и другие варианты, например, просто покупать билеты в музеи.

Как работает карта IАmsterdam? Скачиваешь приложение, добавляешь номер покупки, она тебя идентифицирует и формирует твой QR код, который ты будешь прикладывать при входе в транспорт и - внимание! - при выходе тоже. Т.е. карта должна быть действительна до конца поездки. В последний день нам не хватило часа, поэтому при выходе из метро турникет нас не выпустил, так что пришлось доплачивать с Google Pay. При первом пользовании активируешь карту (Важно! обратите внимание, что у вас при этом не активируется ваша банковская карта, иначе дальнейшее списание будет идти с нее, а не с вашей предоплаченной уже карты IAmsterdam. Какой-то баг приложения. У нас так произошло, списалось 4 евро (да-да! столько стоит единоразовый длительностью 1 час вход в метро, недешево, да?), я написала в тех.поддержку в чате приложения , они попросили прислать подтверждение, что действительно было списание и отписали, что вернут эти ошибочно снятые 4 евро. Вот ..жду..))

Есть еще два нюанса. В некоторые музеи (например, в Rijksmuseum - главный Государственный музей) нужно (помимо того, что у вас уже есть предоплаченный билет) еще и зарегиться на их сайте. Я не знаю из каких соображений это сделано - из соображений безопасности или ради статистики, но когда узнаешь об этом, отстояв очередь на вход, то это не совсем приятный сюрприз.

Тоже самое с речными трамвайчиками. Надо зарегиться в офисе, который тут же на канале, тебе дадут билет и только после этого можно пройти к плавучему средству.

Но в общем, общественный транспорт приятный: ходит часто и по расписанию.

О музеях, посещении блошиного рынка и улицы красных фонарей и прочих приключениях - в следующих частях. Если подпишитесь, то точно не пропустите))) Update. Часть 2 -О том, где покушать вкусно и недорого, цены в супермаркетах, про знаменитую селедку и том, как Нидераланды (оказывается!) полмира кормят

33
реклама
разместить
Начать дискуссию