Вот такие человеки плохо справятся с проектом. 10 типов личности, из которых получаются плохие проджекты

У большинства проектов есть и менеджер продукта, и менеджер проекта. Первый отвечает за развитие продукта, а второй — за управление проектом, ресурсами, командой и отчёт перед заинтересованными сторонами. На роль проджекта подойдёт не каждый — и WEEEK считает, что нужны точно не эти 10 личностей

Вот такие человеки плохо справятся с проектом. 10 типов личности, из которых получаются плохие проджекты

Вот 10 типов, у которых есть все шансы потопить любой проект:

  • Списочник
  • Созвонолюб
  • Витающий в облаках
  • Психолог
  • Деспот
  • Суетолог
  • Просто классный парень
  • Крутой спец
  • Скептик
  • Простачок

Списочник

Менеджер проекта, который составляет супердетальные списки задач и с радостью вычёркивает пунктики, не обращая внимания, что именно было сделано и с каким результатом. Вы, кстати, есть в списке?

  • Чем грозит: упущение важных деталей. А это — низкое качество работы и плохие результаты проекта
  • Шансы на исправление: небольшие
  • Угроза для проекта: небольшая

Проблема

Типичные фразы списочника:

  • «У меня это записано»
  • «Давай проверим по списку»
  • «Не записал — значит, не было»

Списочник думает, что его задача — составлять и проверять списки задач. При этом неинтересно, что внутри задачи. Такой менеджер не наносит критический вред проекту, но неосведомлённость о сути добавит проблем в будущем.

Решение

  • Погрузить списочника в общение с командой, чтобы он понял, чем именно занимается команда каждый день — и почему. На его языке — что стоит за каждым «пунктиком».
  • Приучать к работе «в поле», участвовать в непосредственных процессах, а не только фиксировать результаты.
  • Прививать навык видеть общую картину проекта, резюмировать качественные результаты, а не только количественные.

Созвонолюб

Любит ставить созвоны по любому поводу. Предпочитает решать на звонках то, что можно обсудить в чате за пять минут. И, конечно, собирает на созвоны вообще всех. Делает видеозаписи встреч, рассылает их и просит посмотреть. На худой конец пишет саммари и рассылает их, просит всех подтвердить получение и прочтение.

  • Чем грозит: увеличением сроков сдачи проекта, потому что команда отвлекается на звонки
  • Шансы на исправление: высокие
  • Угроза для проекта: низкая

Проблема

Типичные фразы созвонолюба:

  • «Давайте созвонимся и всё подробно обсудим»
  • «Я всё обсудил с дизайнером, сейчас перешлю запись, а вы гляньте»
  • «Добрый день, коллеги! Всем ли меня слышно и видно? Подождём всех и начнём наш митинг»

Знаешь это чувство: в 15:00 созвон, ты весь день к нему морально готовишься и не можешь толком сфокусироваться ни на чём. Или забываешь о созвоне — и внезапное напоминание выдирает из потока дел. Бесит.

Созвонолюбы-менеджеры отвлекают команду от работы частыми и утомительными совещаниями. Продуктивность команды снижается, а сроки проекта увеличиваются. Ещё созвонолюбы создают лишнюю бюрократию и требуют много отчётов — а это тоже сбивает фокус и тормозит процессы.

Решение

  • Предложить другие способы общения: рабочий чат, электронная почта, таск-менеджер. Это сократит количество встреч и освободит время команды.
  • Если созвона не избежать, чётко составлять повестку каждого из них и заранее распределить тайминг. В идеале для этого нужен модератор.
  • Наглядно фиксировать, сколько времени команды (а значит, денег) тратится на созвоны. После внедрения других видов коммуникации посмотреть динамику результатов.

Витающий в облаках

Менеджер оторван от проекта и даёт такую же оторванную от реальности информацию заинтересованным лицам.

  • Чем грозит: потеря доверия к проекту и падение эффективности
  • Шансы на исправление: большие
  • Угроза для проекта: очень большая

Проблема

Типичные фразы витающего:

  • «Мне кажется, всё идёт по плану»
  • «А я слышал, что все делают именно так»
  • «Метрики плюс-минус такие»
  • «Ну, мне так кажется»

Хороший менеджер складывает ожидания из формулы: количественные данные + качественные данные + опыт. У плохого менеджера формула состоит из одного слагаемого: собственные инстинкты. И обилие местоимений в речи витающего указывает, что его выводы субъективны и основаны на прогнозах третьего глаза. В итоге угрозы не предусмотрены, возможности упущены, а результаты печальны.

Решение

  • Когда такой проджект высказывает какое-то суждение или предлагает решение, спрашивать, почему он так считает. Продолжать, пока аргументы не иссякнут или не станут очевидно предвзятыми
  • Показывать факты. Бороться с «шестым чувством» такого менеджера можно только суровой реальностью — например, аналогичными случаями из прошлого опыта команды или других компаний

Психолог

Менеджер, который больше заботится о моральном самочувствии команды, чем об успехе проекта.

  • Чем грозит: потеря фокуса на целях проекта, низкий КПД, падение дисциплины, потеря контроля над проектом
  • Шансы на исправление: большие
  • Угроза для проекта: ощутимая

Проблема

Типичные фразы психолога:

  • «Давайте придумаем конкурсы на корпоратив!»
  • «Как твоя собака?»
  • «Ой, ну не надо доделывать, отдохни»

Конечно, в успешном проекте нужно поддерживать моральный дух — как и следить, чтобы команда отдыхала. Вот только основной фокус проектного менеджмента не на том.

Высокий моральный дух не лечит проблемы проекта. Хотя психолог поможет коллективу не впасть в уныние, со своими обязанностями он не справляется.

Решение

  • Ставить проджекту конкретную задачу: выявить слабые места в проекте, помимо настроения сотрудников и коммуникации в команде. Тут найдутся и нечёткие сроки, и нехватка ресурсов — настоящая работёнка для проджекта.
  • Если проджекту не хватает хардов и он прикрывает это добротой и заботой, можно попробовать подтянуть эти навыки или отправить его на обучение.
  • Если ему недостаёт решительности и лидерских качеств — сделать на этом акцент, отправить к корпоративному психологу (забавное совпадение) или на тренинг.

Деспот

Противоположность психолога — считает, что для лучшей мотивации команде нужен кнут без пряника.

  • Чем грозит: мотивация падает вместе с эффективностью и качеством итогового продукта.
  • Шансы на исправление: средние
  • Угроза для проекта: очень большая

Проблема

Типичный словарь деспота:

  • «Я это сказал — значит, так надо»
  • «Уважительная причина несдачи проекта только одна — смерть»
  • «Устал? А ты разве работал?»

Некоторые менеджеры считают, что жёсткие меры необходимы для успеха проекта, особенно если он проседает по срокам. У менеджеров есть полномочия направлять проект и сотрудников, но иногда они могут перегибать палку. Появляются угрозы, наказания и тирания. И иногда — густые усы. А репрессии деструктивны:

Талантливые сотрудники покидают проект, потому что выгорели или устали терпеть унижения → Нехватку компенсируют кем придётся, и это плохо сказывается на проекте

Решение

  • Провести честный разговор. Возможно, такой проджект хочет утвердить свой авторитет в команде или просто считает, что строгая дисциплина — критерий успеха. Таких ещё можно переубедить.
  • Собрать обратную связь от команды. Сколько жалоб написано, сколько талантливых сотрудников уволились или были уволены от такого «стиля лидерства».
  • Подтянуть аналитику — действительно ли строгое управление улучшает результаты проекта.
  • Если ничего не помогает (а с таким типом это, увы, бывает часто) — попрощаться с деспотом.

Суетолог

Этот тип создаёт хаос и стресс всей команде, он излишне тревожен и беспокоится за всё, что случилось и не случилось.

  • Чем грозит: уставшие от тревог коллеги разбегаются с проекта, проект идёт на дно под вой сирены суетолога
  • Шансы на исправление: средние
  • Угроза для проекта: ощутимая

Проблема

Типичные фразы суетолога:

  • «Мы не успеем!»
  • «Сейчас тестировщик уйдёт в отпуск — и тогда всё-ё-ё!»
  • «Почему сидите?!»

Обилие экспрессии говорит о возбудимом характере суетолога. Работать с таким коллегой тяжело, а с менеджером — ещё тяжелее. У суетологов есть риск превратиться в микроменеджера и начать контролировать каждый шаг подчинённых. Такой менеджер хоть и решает проблемы проекта, но постоянно давит на нервы себе и всем вокруг.

У суетологов три беды:

  • Неверная оценка времени и ресурсов, потому что всё время боятся не успеть.
  • Максимальный стресс, что приводит к спешке и ошибкам.
  • Микроменеджмент — как следствие недоверия.

Решение

  • Провести беседу, что может направить избыточную энергию суетолога в работу над собственными проблемами, а не исправление всех вокруг.
  • Подтягивать софт-скиллы в компании или на внешних обучениях: делегирования, навыки общения и разрешения конфликтов, системное мышление.
  • Делать акцент на позитивных результатах, а не недоработках.

Просто классный парень

Душа в компании, звезда в курилке и просто приятный сотрудник. При этом ни в управлении, ни в технической стороне не сечёт. Часто такие люди становятся проджектами случайно — по связям или после повышения с совершенно другой должности.

  • Чем грозит: оценивает ситуацию по принципу «нравится — не нравится», принимает неверные решения, снижает качество проекта
  • Шансы на исправление: средние
  • Угроза для проекта: очень большая

Проблема

Типичные фразы классного парня:

  • «Не знаю, кто может заменить Васю, я рассчитывал именно на него»
  • «Мне нравится этот парень, возьмём его тестировщиком?»
  • «Я принёс пончики!»

Это приятные люди в коллективе, и кажется, что им простительна небольшая некомпетентность. Но только до первого срыва проекта. Далее дыру в корабле приходится заделывать остальным участникам проекта.

Признаки классного парня:

  • Принимает решения на основе личных симпатий и антипатий, а не профессиональных знаний и опыта.
  • Не всегда понимает, какие решения будут лучшими для проекта, что приводит к потере времени и ресурсов.
  • Не разбирается в специфике проекта и полагается на мнение других — тоже не всегда прошаренных — людей. Это приводит к принятию неправильных решений и снижению качества проекта.

Решение

  • Честно поговорить о некомпетентности классного парня. Возможно, он считает, что «и так сойдёт», если никто не решается его критиковать.
  • Показать конкретные последствия неудачных решений — упавшие результаты, разнузданная дисциплина, срыв сроков.
  • Наконец, основной фронт работ — хард-скиллы. Тут разговоры не помогут, нужны конкретные тренинги, обучения, и главное — мотивация самого проджекта.

Крутой спец

В своей среде это топовые специалисты: разработчики, тестировщики, дизайнеры и так далее. Но как только их повышают до управленцев — всё идёт насмарку, потому что крутые спецы — типичные исполнители без скиллов в менеджменте.

  • Чем грозит: неверной оценкой рисков, плохим планированием, как итог — срывом сроков и проектов.
  • Шансы на исправление: большие
  • Угроза для проекта: средняя

Проблема

Тичиные фразы крутого спеца:

  • «Я закончил свою часть работы, почему я за другими-то следить ещё должен?»
  • «Ну, вам и так понятно, что делать»
  • «Разбирайтесь в своём конфликте сами»

Без скиллов для управления проектом спец почти не общается с командой. Плохо планирует ресурсы, не оценивает риски и не контролирует качество работы. Он пасует перед конфликтами, не умеет делегировать, фокусирует внимание на качестве конкретной работы в своей компетенции, а не на общей картине и системе. Это актуально для тех проджектов, чья работа до этого мало была связана с людьми.

Решение

  • Дать понять в разговоре, что проджект — это всё-таки менеджер, и эта должность сильно отличается от исполнителя.
  • Тренировать в спеце управленца: дополнительным образованием, тренингами, работой с наставником.
  • Если спец сам признаёт, что не создан для управления, всегда можно дать ему исполнительную должность и не терять хорошего специалиста.

Скептик

Просто по умолчанию во всём сомневается, даже без дополнительных вопросов и изучений.

  • Чем грозит: отменой проекта, когда скептику удаётся убедить начальство в его безнадёжности.
  • Шансы на исправление: крайне низкая
  • Угроза для проекта: большая

Проблема

Типичные фразы скептика:

  • «Так быстро сделать проект невозможно»
  • «Проект не взлетит, это невозможно»
  • «Это невозможно»

Скептик игнорирует положительные результаты, считая их случайностью, игнорирует доступные возможности, переоценивает риски. В любой неопределённости он заранее видит худший исход. Его драматичные суждения разлагают дух команды и заставляют всех опустить руки.

Решение

  • Хотелось бы сказать, что всё решается разговором, но чаще всего скептицизм — это мироощущение, которое проявляется не только в работе.
  • Как и с другими типами, которые ориентируются на свои субъективные суждения, скептику можно продемонстрировать конкретные результаты в данных, чтобы показать успехи.
  • В запущенных случаях поможет только психологическая помощь — или уход из компании.

Простачок

Считает, что всё путём. Даже если это не так. Верит коллегам на слово и не перепроверяет результаты работы — ведь здесь все специалисты!

  • Чем грозит: срывом сроков проекта и самого проекта из-за неверной оценки простачком времени/ресурсов/чего угодно
  • Шансы на исправление: средние
  • Угроза для проекта: очень большая

Проблема

Типичные фразы простачка:

  • «Да я тебе верю, что там проверять-то!»
  • «Думаю, и так сойдёт»
  • «Этого времени нам хватит с головой!»

Простые люди умеют нравиться, с ними комфортно работать. Но наивное мировоззрение мешает простачку заметить красные флаги в проекте. Даже если он их заметит — предпочтёт проигнорировать, чтобы не притягивать негатив. В это время руководство напрасно будет думать, что всё идёт хорошо.

Решение

  • Причины такого поведения могут быть разными, и единого решения тут тоже нет. Это может быть лень, недостаток опыта, наивность или нежелание сталкиваться с горькой правдой.
  • Такому сотруднику нужно показать последствия его управленческих решений — с акцентом на то, что это именно его ответственность, а не кого-то ещё. Когда всё в итоге не пошло путём, а времени, которого было «с лихвой», не хватило.
  • Если простачку просто не хватает опыта, возможно, стоит поручать ему менее важные проекты с низким уровнем риска. Или приставить опытного наставника.

Так кого же брать?

Того, кто разбирается в методологиях управления, достаточно подкован в технической части, адекватно оценивает сроки и загрузку команды. Чтобы держать команду в тонусе, проджект должен уметь и в дисциплину, и в эмпатию, сохраняя хрупкий баланс между ними. Короче, настоящий гибрид из всех 10 личностей — без крайностей и перегибов.

Автор: Татьяна Уржумцева

2020
Начать дискуссию