{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как стать спикером и выступать на конференциях

Страх сцены и избегание медийности — для слабаков. Теперь, когда вы прочитали первую фразу, переходим к моей исповеди спикера. В статье делюсь личным опытом и рассказываю, с чего начать, если вы хотите выступать на конференциях, а еще получать за это гонорары.

Зачем это нужно

Прежде всего нужно понять, что вообще дают эти публичные выступления и какую пользу или выгоду они могут вам принести. На мой взгляд, есть как минимум три причины выступать:

  1. На этом можно зарабатывать. Крутым спикерам платят.
  2. Можно нативно рекламировать услуги агентства, свои услуги, компанию, продукт — практически любое ваше начинание или уже живущее дело.
  3. Потешить свое эго. Да, не без этого.

В любом случае будет какая-то выгода, будь это приглашение на еще одно выступление или знакомство с человеком, который готов инвестировать в вашу компанию.

Я, например, обожаю выступать, потому что я очень люблю себя и зависим от славы и хайпа. Если я хотя бы один раз за неделю сказал «спасибо, с вами был Прохоров Никита, всем пока!» — неделя прошла не зря.

Здесь мы плавно переходим к не менее важному моменту. Окей, про выгоду поняли, а как начать-то?

Что нужно, чтобы начать выступать

Если говорить о портрете идеального спикера, то он выглядит так:

Этот человек очень любит себя, и у него есть личный бренд. Его выступления яркие за счет его харизмы и динамичные благодаря опыту и кейсам, которые он показывает аудитории. На его выступлениях люди получают непоправимую пользу.

Это, конечно, лирика, но в ней есть доля истины. По моим наблюдениям, чтобы выступать на сцене, нужно прежде всего любить этот драйв, отклик зрителя и его восхищение тобой. Это заряжает! Если вам это неинтересно, то какой смысл?

Итак, есть 4 основных шага, которые нужно сделать, чтобы оказаться на сцене:

  1. Осознать себя как спикера.
  2. Определить темы, на которые можете говорить.
  3. Найти подходящие мероприятия и попытаться туда пробиться.
  4. Подготовиться к выступлению.

Теперь подробнее по каждому пункту.

Какой вы спикер?

Чтобы определить, какой вы спикер, нужно понять, какую цель вы преследуете. Выбор также зависит от цели и формата мероприятия, требований организатора и от целевой аудитории. В широком смысле я выделяю три типа спикеров:

  1. Академический лектор. Это классический «преподаватель», задача которого — просто дать полезный контент. На его выступлениях довольно деловая атмосфера.
  2. Эксперт. Он монетизируют себя посредством выступлений. Его работа — разборы, наставничество, консультации. Как правило, он более динамичный и эмоциональный.
  3. Начинающий спикер, который еще не нашел свой стиль.

Я отношу себя к эмоциональному и динамическому типажу. Однако в зависимости от формата мероприятия я могу быть в большей степени сдержанным академическим лектором, если это важно заказчику.

Далее определите свои сильные стороны, которые вы будете транслировать. В наставничестве я использую методику распаковки личности, которая как раз помогает дать самому себе определение, а потом и выгодно продать свою кандидатуру организатору мероприятия.

Возьмите листок бумаги и напишите: «Я — …». Идеальная формула — это одно хвалебное прилагательное и одно существительное. Согласитесь, есть разница между «я — маркетолог в компании N» и «я — самый яркий продуктовый маркетолог».

Наконец, люди — и организаторы, и слушатели — должны иметь о вас какое-то представление. Идеально, если у вас уже сформированный личный бренд. Это необходимо для человека, который хочет выступать.

Выбор темы

Тут все зависит от ниши и вашего опыта. В 98% отраслей трудно сказать, кто там эксперт, потому что нет никаких четких критериев. Если у вас достаточно опыта и есть крутые кейсы, то вы уже можете делиться чем-то полезным. Не бойтесь говорить о своих знаниях и опыте, даже если вам кажется, что в этом нет ничего особенного и все и так это знают.

Я считаю, что синдром самозванца заключается в том, что люди боятся себе признаться, что они уже эксперты. К тому же есть еще парадокс обучения: чем больше ты узнаешь в какой-то области, тем больше тебе кажется, что ты бездарный. Это нормально. И это не повод не выступать.

При выборе темы также важно учитывать аудиторию мероприятия и требования организатора. Вас могут попросить переработать темы под определенную специфику, например, если аудитория состоит из работников одной профессии. А еще бывает так, что из десяти тем, с которыми вы можете выступить, организатор лепит одиннадцатую, собранную по кусочкам из ваших десяти.

Поиск мероприятия

Это рутинная и скучная, но необходимая часть подготовки к выступлению. Знаете, как было у меня? Это был четверг, очень снежный день. Я сидел в офисе, открыл эксель и начал собирать список 100 диджитал-мероприятий в России. Записывал название мероприятия, прикреплял ссылку на сайт, выписывал электронную почту и… просто рассылал письма.

В письме должна быть ссылка хотя бы на одну вашу соцсеть, а в идеале — на YouTube-канал или видео, даже если вы просто 5–10 минут говорили на камеру сидя перед ноутбуком. Если вы, конечно, не выступаете перед писателями: тогда имеет смысл вместо ссылки на видео приложить ссылку на вашу книгу. Подстраивайтесь под аудиторию и учитывайте обстоятельства.

Первые ваши выступления, скорее всего, будут бесплатными, но на них вы будете набираться опыта, собирать записи своих выступлений для портфолио и оттачивать навык публичных выступлений.

Подготовка

Итак, вы определили себя как спикера, выбрали тему и нашли мероприятие. Теперь — подготовка к выступлению. Что вам понадобится?

Я называю это джентльменским набором спикера.

  1. Флешка с презентацией. Именно флешка, с ней проще всего разобраться, и не придется ничего скачивать и перекидывать кому-то на почту.
  2. Батарейки для микрофона. Да, будьте готовы, что микрофон может разрядиться в самый неподходящий момент (с другой стороны, а какой момент — подходящий?)

  3. Одежда. Я предпочитаю выступать в пиджаке и футболке с принтом, но иногда просят одеться построже (однотонно, например), потому что «здесь все серьезные люди». Учитывайте формат мероприятия и подготовьте заранее несколько образов.
  4. Подарки или бонусы для аудитории. Я обычно беру свои книги или промокоды на курсы. Вы можете подготовить авторский чек-лист, бесплатную консультацию или что-то еще, что зацепит внимание зрителя.

Моя личная рекомендация — не заучивайте текст в ночь перед выступлением. Когда учишь текст, высок риск его просто забыть. Подготовьте лист с тезисами, чтобы просто не терять нить выступления, или смотрите на свою же презентацию — она станет вам опорой.

Ну а раз я назвал этот текст исповедью, рассказываю про грешок всех топ-спикеров — они вообще не готовятся (зачеркнуто).

Дерзайте!

Самое главное — выступить первый раз хоть где-то, хоть как-то. Например, на небольшой конференции в вашем городе или на встрече людей вашей профессии, перед коллегами (круто, если наберется хотя бы 20–30 слушателей). Это уже на многое откроет вам глаза. Скорее всего, уже после первого выступления вы сможете дать себе оценку, понять, что нужно улучшить, а в чем вы особенно молодец.

Обязательно попросите кого-нибудь записать ваше выступление на видео. Это пригодится вам и для самоанализа, и для отправки организаторам в качестве портфолио.

А еще после выступления можно попросить обратную связь от другого спикера, только обязательно крутого и опытного.

Еще больше материалов и инфографики по теме личной медийности в моем ТГ канале, залетай -

Кто уже выступал, пишите про свой первый раз (или про любимое выступление) в комментариях! А кто нет — задавайте вопросы, если есть =)

0
2 комментария
Пахомов Валентин

Не раз убеждаюсь, что содержимое "джентльменского набора спикера" - маст хэв)

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин

Для CEO выступления дают хороший буст его компании. Это важно.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда