10 упражнений, которые помогут развить творчество

Собрал упражнения для развития творчества, которыми пользуются писатели, дизайнеры, фотографы и прочие ребята. Думаю, вам понравится.

Поставьте занятие «творчеством» в обязательное расписание

Если хотите чему-то научиться, в том числе и «творчеству», — этим придётся заниматься регулярно.

Я использую трекер-привычек и отмечаю каждый день, в которой делал одно из упражнений ниже. Кто-то создаёт встречи сам с собой в календаре.

Расписание важно, оно развивает творчество через принцип «количество переходит в качество», по этой же причине я топлю за ежедневный постинг и собираю коллекцию упражнений «Как писать каждый день».

Моя философия строится на том, что сделав 30 плохих и средних постов в месяц, гораздо проще понять «что выстрелило и как надо делать дальше», чем не сделать 1 хороший пост.

​В предыдущих заметках на vc.ru я рассказывал, как использую Google-формы, чтобы трекать выполнение полезных привычек. Одна из привычек «сделать что-то творческое»
​В предыдущих заметках на vc.ru я рассказывал, как использую Google-формы, чтобы трекать выполнение полезных привычек. Одна из привычек «сделать что-то творческое»

Исследуйте и развивайте насмотренность

Насмотренность — некая библиотека идей и решений в вашей голове, своеобразная коллекция «так можно было», «вот это хорошо, а вот это плохо». Чем богаче ваша коллекция хороших и плохих примеров, тем больше хорошего вы сможете сделать. Именно поэтому на многих курсах по копирайтингу начинающим авторам рекомендуют читать больше книг.

Читайте хорошие и плохие книги. Ходите на хороший и плохие выставки. Смотрите хороший и плохой стендап. Впитывая всё это, вы повышаете шанс самому создать что-то хорошее.

Воруй как художник

Я немного лукавлю. Просто впитывать хорошее и плохое — недостаточно. Нужен ещё анализ.

Вам придётся разобраться почему творческий объект Х — хороший, а творческий объект Y — плохой.

Джон Клиз (тот высокий чувак из Монти Пайтона) поделился упражнением по развитию чувства юмора: «Возьмите что-то очень смешное для вас, скетч, рассказ, анекдот — впитывайте до тех пор, пока он перестанет быть смешным. После разбирайте структуру этой смешной истории.

Так вы станете довольно объективными, чтобы понять, что вас рассмешило, а потом сможете повторить и в своих работах. О подобном приёме говорилось в книге «воруй как художник».

Мудборды

Мудборды помогают развивать насмотренность. Я использую доски в Pinterest, чтобы создавать различные коллекции под разные задачи. У меня есть мудборды с идеями для оформления иллюстраций, с классными постами, которые вдохновляют, с рекламными креативами и многим другим.

Один из мудбордов для вдохновения
Один из мудбордов для вдохновения

Подобные мудборды можно собирать просто в папочке на компьютере или в блокнотах. Дэвид Огилви в книге «Огилви о рекламе» писал, что у него есть картотека с выдающимися образцами рекламы.

В 21 веке трудно представить, что кто-то будет использовать картотеку для подобных целей, но тем не менее. Мой знакомый пикчер ведёт чат сам с собой, где скидывает все интересные мемы.

Повторяющиеся дудлы

Формально дудлы — это каракули на полях. Но они постоянно используются художниками для развития творчества. Google постоянно обновляет картинку на главной странице поисковика, которая тоже называется дудл.

Самое простое упражнение выглядит так: берём лист, рисуем 30‑50 кружочков. Заводим таймер на 5‑10 минут. Теперь нужно успеть нарисовать как можно больше разных картинок на базе этих кружочков.

Дизайнеры и иллюстраторы могут определить какой-то объект и постоянно вокруг него рисовать различные иллюстрации. Копирайтеры, контент-мейкеры могут попробовать использовать историю или брать любой материал и придумывать к нему 10‑20 различных заголовков.

Фантазируйте

Я уверен, что разрешая себе фантазировать, писать небылицы, придумывать какой формы проплывающее облако — позитивно влияет на нашу способность творить.

Бла-бла-кубики и карты

Давным-давно я прочитал книгу «Морфология волшебной сказки», книга интересная, хотя я еле-еле её освоил. Но главное, что я из неё почерпнул, — карты Проппа.

На картах можно нарисовать типичные ситуации, характерные для любой истории, вытаскивая из колоды карт в случайном порядке эти карты, можно составить любую историю с типовыми ситуациями из историй.

Карты нужно нарисовать самостоятельно, вытаскивая их из колоды можно создать свою сказку. Мне кажется, эта технология предопределила большую часть модного сторителлинга
Карты нужно нарисовать самостоятельно, вытаскивая их из колоды можно создать свою сказку. Мне кажется, эта технология предопределила большую часть модного сторителлинга

Позже я узнал про «бла-бла-кубики». Берёте случайные 3–4 кубика, бросаете их и придумываете историю. Совсем как дети, которые пробуют рассказывать первые сказки и небылицы.

Х применений

Возьмите любой банальный предмет и попробуйте придумать для него ещё 30 вариантов применения. Меньше нельзя. Нам не нужно выдумывать реалистичные варианты, которые сами и будем использовать. Куда важнее просто придумать 30 и больше идей.

Как видите, нужно ещё постараться
Как видите, нужно ещё постараться

Х объектов

Упражнение похоже на предыдущее. Возьмите любое свойство предмета, после придумайте 30 предметов, которые соответствуют этому свойству.

Скажем, я окинул взглядом то, что меня окружает, увидел апельсины. Записал определение «зелёный». После мне нужно написать ещё 30 предметов зелёного цвета.

Если вы не знали, то естественный цвет апельсинов — зелёный. Оранжевыми снаружи их делают экспортёры, чтобы покупатели их охотнее брали
Если вы не знали, то естественный цвет апельсинов — зелёный. Оранжевыми снаружи их делают экспортёры, чтобы покупатели их охотнее брали

Объект → ассоциации → история

Возьмите любой объект или фотографию. Набросайте слова-ассоциации, которые возникают, глядя на этот объект. Из слов-ассоциаций придумайте историю.

Возьмём всё тот же апельсин и накидаем ассоциаций, которые возникают в голове, глядя на этот фрукт: зелёный, сладкий, сочный, толстый, грязный… Теперь из этих слов нужно составить небольшую историю.

10 упражнений, которые помогут развить творчество

Эскиз дня и другие мини-проекты

Мини-проекты — это создание какого-то творческого продукта, который можно сохранить и пересматривать потом.

С подобным упражнением работают арт-терапевты. Скажем, просят в течение месяца или больше каждый вечер вести дневник, в котором нужно нарисовать эскиз дня. Кто-то рисовал кляксы, выражая себя, кто-то рисовал скетчи и комиксы, третьи использовали некий аналог дудлов.

​Моя подруга Саша вела в Instagram проект круг-друг, через круг работала с разными эмоциями и чувствами 
​Моя подруга Саша вела в Instagram проект круг-друг, через круг работала с разными эмоциями и чувствами 

Попробуйте каждый день создавать какой-то художественный продукт.

Цитаты

На некоторых курсах по Photoshop или другим графическим приложениям преподаватели советуют каждый день брать любую рандомную цитату и оформлять её, используя новый инструмент или фильтр в программе. Так за 30–40 дней можно изучить любую программу.

Фильм-секунда

Другой вариант эскиза дня: каждый день снимать небольшие ролики, а раз в неделю выбирать из них по секунде и смонтировать из них небольшой фильм. Чтобы 31 декабря пересмотреть весь фильм и сделать свои выводы.

Это те упражнения, о которых знаю я. Буду рад, если они кому-то помогут начать развивать своё творческое начало.

Запомнить и применять упражнения

  1. Насмотренность и мудборды.
  2. Воровать как художник.
  3. Повторяющиеся дудлы.
  4. Фантазируйте: бла-бла истории.
  5. Фантазируйте: Х применений.
  6. Фантазируйте: Х предметов.
  7. Объект → ассоциации → история.
  8. Эскиз дня.
  9. Цитаты.
  10. Фильм-секунда.
6969
33 комментария

А для НЕ творческих людей есть что нибудь? Можете порекомендовать ?

5

а такие существуют? =)

1

Мне одной кажется, что если всё это выполнять, то времени ни на жизнь, ни на творчество не останется? За зелёные апельсины - спасибо. Интересная информация.

3

В дизайн-бюро так всё и выглядит примерно: какой-нибудь стол заваленный художественными альбомами/журналами для вдохновения и заказчики, которые после 30-го варианта логотипа просят придумать 31-й.

1

строго говоря не нужно всеми этими упражнениями заниматься и тем более сразу — я использую от силы 3-4, каждый день по 15 минут на каждое. 
более того, вопрос хотения и приоритетов, если эти штуки кажутся бессмысленными — конечно можно заниматься всякими другими делами. 

С 8 утра до 10 - подвиг. ©

3

После того как вы написали в определение апельсинов - цвет зеленый, закрались мысли что одиннадцатое и основное упражнение для развития творчества эксперименты с запрещенными веществами.
Хотя действительно пишут что в Гондурасе они только зеленого цвета.
 Это перевернуло полностью сознание, пора менять все буквари где в качестве примера оранжевого приводится апельсин, и в английском придется заменить название фрукта с orange на green. Творчество прям понеслось...

3