🫵 Что указать в договоре, чтобы тебя не обул клиент
Недавно у меня возник небольшой конфликт с клиентом. Тот не хотел принимать, что согласованные этапы работы изменяются только платными правками. Ситуация разрешилась, а я вынес новый опыт. Чтобы не попадать в такую же ситуацию, добавьте 5 важных пунктов в договор
Предыстория. Как кто-то из моих телеграм-подписчиков мог догадаться, у меня был небольшой конфликт с клиентом. Тот не хочет принимать, что согласованные этапы работы изменяются только платными правками
В общем, ситуация простая, но клиент воспринял ее слишком серьезно — раньше он спокойно шантажировал подрядчиков не уплатой оставшихся денег за работу, а тут ему попался я, который отказывается играть по таким "правилам". Обратился к юристу, жду аргументированный ответ и денег на счет.
Кстати, буквально за месяц до этого мы с Димой Ротмистровым (ex-партнером 47 августа) обращались за консультацией к юристу, чтобы улучшить наши документы. Так что я уже более-менее подкован в этом вопросе 😁
Итак, парочка лайфхаков, как себя обезопасить:
1. Пропишите, что работы выполняются на усмотрение исполнителя.
Данная фраза в договоре или приложении отбивает любую субъективную оценку качества от клиента.
2. Указывайте в документах только такие характеристики работы, которые могут быть технически реализованы.
Цвет, размер, количество чего-то измеримого. Никаких абстракций по типу эстетичности, современности и так далее. Оставьте себе простор для работы, минимум ненужных рамок
3. Присылайте акт выполненных работ сразу вместе с презентацией результата.
Тогда начнут течь сроки согласования работы
4. Пропишите в договоре все способы коммуникации — telegram, email, whatsapp, viber, skype.
Да, лучше больше, чем меньше. И если вы что-то согласовываете с клиентом в Figma, Google Docs, то их тоже указывайте, иначе вся переписка там не будет иметь юридической силы. Фиг докажете, что там клиент написал "согласовано"
5. Указывайте в документах разбивку стоимости работ, если работаете поф
Не просто сайт за 100к, а каждый вид работ внутри него и стоимость — звонок 2к, исследование 10к, прототип 10к и т.д.
В случае требования возврата денежных средств вы сможете четко доказать, сколько денег можете вернуть за невыполненные работы. Иначе чисто юридически просто поделят всю сумму на количество работ или будет полная зае*ка доказывать, сколько что реально стоит.
Конфликт с клиентом уладили, кстати. Все мирно 🙌
Если Заказчик проекта хочет детальное техническое задание, подобно проекту автомобиля, самолёта или ракеты, то следует учитывать, что такое задание может стоить дороже самого проекта. По этому в простых проектах обхожусь брифом и примерами уже существующих проектов. Сложные функционально проекты следует дробить на части, малый и средний бизнес не способен оплачивать проектирование сайта подобно конструированию самолёта или ракеты. Также во многих вопросах может стать актуальным привлечение специалистов в других областях, например по межплатформенным проектам. Заказчик об этом может не знать заранее.
Если Заказчик не хочет принимать выполненные работы, то игнорирование официального обращения к нему по каналам предусмотренным договором в течении оговоренного срока, может трактоваться как его согласие с выполненными работами, считаться автоматически принятыми, это тоже следует прописывать в договоре.
Обычно я делаю проще, не мучаю Заказчика, а прописываю, что если он затягивает проект, не выполняет свои обязанности (не предоставляет в срок актуальную информацию - фото, видео, аудио, тестовые материалы), то я могу приостановить сроки исполнения работ на неопределённый срок до устранения препятствий или отказаться в последующем от договора в одностороннем порядке, если его дальнейшее исполнение будет неактуальным в силу экономических или других иных причин, так же прописываю условия по взаиморасчётам в таких случаях.
Ещё прописываю в договоре, что могу добавить демо материалы в место актуальных. Тем самым завершаю проект описанный по брифу. А после появления актуальной информации, добавляю её на сайт.
Конечно не следует быть слишком категоричным иногда стороны бывают не правы, важно проявить терпение друг к другу, в разумных пределах, иначе можно утонуть в бюрократии. В 90% случаев я заранее знаю, где ошибается Заказчик и могу указать на его логические ошибки. Знаю компании которые будут делать любую глупость описанную Заказчиком выкачивая из него деньги, а потом упрекать его этим же. Но это не наш подход, так как работаю в команде. Высшая степень уважения к заказчику — сделать работу как следует, а не как он хочет :)
Немаловажным определить в договоре, кто является ответственным в постановке задач и вопросах принятия выполненных работ, не дожидаясь мнения заместителя директора на этот счёт.
Про работы на усмотрение Исполнителя - это актуально не для всех случаев, но актуально для творческих решений, когда Заказчик не может дать точных установок. Практика - меня попросили сделать логотип, я сказал, что стоимость разработки 15 тыс. рублей, срок одна неделя, но результат оплачивается независимо от того, понравился он или нет, так как вы доверяете моему чутью, имени и репутации, если этого недостаточно, то ищите другого дизайнера либо потраченное время того не стоит.
За всё время деятельности у меня был один недовольный конфликтный клиент, который в последующем признал свою ошибку, но мне это стоило терпения.
Если кому-то интересны юридические и практические аспекты, пишите, я помогу в них разобраться. Всем благ и творческих успехов!
Олег, большое спасибо за развернутый комментарий! Много полезного)) Большую часть уже применяю в агентстве. Некоторые же идеи ваши понравились, добавлю себе, спасибо!
Кстати, интересно, какие условия по взаиморасчётам промываете в случае одностороннего отказа от договора?
Конечно это всегда индивидуально. Юридически, чтобы избежать таких споров - я в договоре просто отделяю оплату за техническую часть, которую могу сделать независимо от Заказчика, от оплаты за наполнение. Но если работа сделана полностью с нашей стороны в рамках договорённостей, то всю оплату смело оставляю себе и команде в полном размере. На практике таких споров не возникало, всегда все были довольны.
Вам могу предложить действовать по правилу, если работа сделана частично, но в силу инициативы заказчика он не желает продолжать её и требует возврата средств без явных на то причин, то вы имеете право удержать в процентом соотношении выполненную работу от общей суммы и плюс 20% сверху в качестве компенсации за рабочие издержки. Ибо нечего дёргать конвейер по пустякам. Заказчик может не понимать, что наладить рабочий процесс это тоже издержки, хотя они могут не иметь явных признаков в виде написания кода.
Нет чётких критериев, если бы Вы мне описали конкретную ситуацию, я сказал как выстроил отношения в конкретном случае.
Если отказ от договора наступил по моей инициативе, например я решил уехать заграницу и не имею возможности и желания делать что то, то в таком случае деньги бы вернул полностью в ущерб себе. Ибо мне доверились, я не смог довести дело. Но такого не было. Но я прописывал это в договоре, просто более юридическим языком. Ну опять же, повторюсь - если бы Вы мне описали конкретную ситуацию, я сказал как выстроил отношения в конкретном случае.
следующий этап развития: понять, что конфликты вообще никак не помогают заработать, перейти от дрочки договоров к более осознанным связям.
Ох редко. Редко такое в комментах. В статьях-то вообще никогда ))
Это основа-основ)) согласен! Только договора недостаточно
почти так, но можно лучше)
Что бы добавили?)
Уже что нужно, добавили - комментарий, кстати неплохой человек этот Королёв Дмитрий. Видно старается, сайт ведёт!
1)"Пропишите, что работы выполняются на усмотрение исполнителя"
Тогда заказчик просто обязан прописать что все оплаты выполняются на усмотрение заказчика.
Равноценно, я считаю.
2) Не просто сайт за 100к, а каждый вид работ внутри него и стоимость — звонок 2к, исследование 10к, прототип 10к и т.д.
Заказчик заказывает у вас САЙТ с определёнными и согласованными сторонами характеристиками . Что вы будете делать внутри проекта (исследование, прототипы) заказчика не волнует .
А то свободу вам делать на своей усмотрение дай (см.п. 1), так ещё и оплачивай это ваше усмотрение.
Вы далеки от этой сферы, но спасибо за комментарий)
Комментарий удален автором поста