Если Заказчик проекта хочет детальное техническое задание, подобно проекту автомобиля, самолёта или ракеты, то следует учитывать, что такое задание может стоить дороже самого проекта. По этому в простых проектах обхожусь брифом и примерами уже существующих проектов. Сложные функционально проекты следует дробить на части, малый и средний бизнес не способен оплачивать проектирование сайта подобно конструированию самолёта или ракеты. Также во многих вопросах может стать актуальным привлечение специалистов в других областях, например по межплатформенным проектам. Заказчик об этом может не знать заранее.
Если Заказчик не хочет принимать выполненные работы, то игнорирование официального обращения к нему по каналам предусмотренным договором в течении оговоренного срока, может трактоваться как его согласие с выполненными работами, считаться автоматически принятыми, это тоже следует прописывать в договоре.
Обычно я делаю проще, не мучаю Заказчика, а прописываю, что если он затягивает проект, не выполняет свои обязанности (не предоставляет в срок актуальную информацию - фото, видео, аудио, тестовые материалы), то я могу приостановить сроки исполнения работ на неопределённый срок до устранения препятствий или отказаться в последующем от договора в одностороннем порядке, если его дальнейшее исполнение будет неактуальным в силу экономических или других иных причин, так же прописываю условия по взаиморасчётам в таких случаях.
Ещё прописываю в договоре, что могу добавить демо материалы в место актуальных. Тем самым завершаю проект описанный по брифу. А после появления актуальной информации, добавляю её на сайт.
Конечно не следует быть слишком категоричным иногда стороны бывают не правы, важно проявить терпение друг к другу, в разумных пределах, иначе можно утонуть в бюрократии. В 90% случаев я заранее знаю, где ошибается Заказчик и могу указать на его логические ошибки. Знаю компании которые будут делать любую глупость описанную Заказчиком выкачивая из него деньги, а потом упрекать его этим же. Но это не наш подход, так как работаю в команде. Высшая степень уважения к заказчику — сделать работу как следует, а не как он хочет :)
Немаловажным определить в договоре, кто является ответственным в постановке задач и вопросах принятия выполненных работ, не дожидаясь мнения заместителя директора на этот счёт.
Про работы на усмотрение Исполнителя - это актуально не для всех случаев, но актуально для творческих решений, когда Заказчик не может дать точных установок. Практика - меня попросили сделать логотип, я сказал, что стоимость разработки 15 тыс. рублей, срок одна неделя, но результат оплачивается независимо от того, понравился он или нет, так как вы доверяете моему чутью, имени и репутации, если этого недостаточно, то ищите другого дизайнера либо потраченное время того не стоит.
За всё время деятельности у меня был один недовольный конфликтный клиент, который в последующем признал свою ошибку, но мне это стоило терпения.
Если кому-то интересны юридические и практические аспекты, пишите, я помогу в них разобраться. Всем благ и творческих успехов!
Олег, большое спасибо за развернутый комментарий! Много полезного)) Большую часть уже применяю в агентстве. Некоторые же идеи ваши понравились, добавлю себе, спасибо!
Кстати, интересно, какие условия по взаиморасчётам промываете в случае одностороннего отказа от договора?
Если Заказчик проекта хочет детальное техническое задание, подобно проекту автомобиля, самолёта или ракеты, то следует учитывать, что такое задание может стоить дороже самого проекта. По этому в простых проектах обхожусь брифом и примерами уже существующих проектов. Сложные функционально проекты следует дробить на части, малый и средний бизнес не способен оплачивать проектирование сайта подобно конструированию самолёта или ракеты. Также во многих вопросах может стать актуальным привлечение специалистов в других областях, например по межплатформенным проектам. Заказчик об этом может не знать заранее.
Если Заказчик не хочет принимать выполненные работы, то игнорирование официального обращения к нему по каналам предусмотренным договором в течении оговоренного срока, может трактоваться как его согласие с выполненными работами, считаться автоматически принятыми, это тоже следует прописывать в договоре.
Обычно я делаю проще, не мучаю Заказчика, а прописываю, что если он затягивает проект, не выполняет свои обязанности (не предоставляет в срок актуальную информацию - фото, видео, аудио, тестовые материалы), то я могу приостановить сроки исполнения работ на неопределённый срок до устранения препятствий или отказаться в последующем от договора в одностороннем порядке, если его дальнейшее исполнение будет неактуальным в силу экономических или других иных причин, так же прописываю условия по взаиморасчётам в таких случаях.
Ещё прописываю в договоре, что могу добавить демо материалы в место актуальных. Тем самым завершаю проект описанный по брифу. А после появления актуальной информации, добавляю её на сайт.
Конечно не следует быть слишком категоричным иногда стороны бывают не правы, важно проявить терпение друг к другу, в разумных пределах, иначе можно утонуть в бюрократии. В 90% случаев я заранее знаю, где ошибается Заказчик и могу указать на его логические ошибки. Знаю компании которые будут делать любую глупость описанную Заказчиком выкачивая из него деньги, а потом упрекать его этим же. Но это не наш подход, так как работаю в команде. Высшая степень уважения к заказчику — сделать работу как следует, а не как он хочет :)
Немаловажным определить в договоре, кто является ответственным в постановке задач и вопросах принятия выполненных работ, не дожидаясь мнения заместителя директора на этот счёт.
Про работы на усмотрение Исполнителя - это актуально не для всех случаев, но актуально для творческих решений, когда Заказчик не может дать точных установок. Практика - меня попросили сделать логотип, я сказал, что стоимость разработки 15 тыс. рублей, срок одна неделя, но результат оплачивается независимо от того, понравился он или нет, так как вы доверяете моему чутью, имени и репутации, если этого недостаточно, то ищите другого дизайнера либо потраченное время того не стоит.
За всё время деятельности у меня был один недовольный конфликтный клиент, который в последующем признал свою ошибку, но мне это стоило терпения.
Если кому-то интересны юридические и практические аспекты, пишите, я помогу в них разобраться. Всем благ и творческих успехов!
Олег, большое спасибо за развернутый комментарий! Много полезного)) Большую часть уже применяю в агентстве. Некоторые же идеи ваши понравились, добавлю себе, спасибо!
Кстати, интересно, какие условия по взаиморасчётам промываете в случае одностороннего отказа от договора?
следующий этап развития: понять, что конфликты вообще никак не помогают заработать, перейти от дрочки договоров к более осознанным связям.
Ох редко. Редко такое в комментах. В статьях-то вообще никогда ))
Это основа-основ)) согласен! Только договора недостаточно
почти так, но можно лучше)
Что бы добавили?)