🫵 Что указать в договоре, чтобы тебя не обул клиент

Недавно у меня возник небольшой конфликт с клиентом. Тот не хотел принимать, что согласованные этапы работы изменяются только платными правками. Ситуация разрешилась, а я вынес новый опыт. Чтобы не попадать в такую же ситуацию, добавьте 5 важных пунктов в договор

🫵 Что указать в договоре, чтобы тебя не обул клиент

Предыстория. Как кто-то из моих телеграм-подписчиков мог догадаться, у меня был небольшой конфликт с клиентом. Тот не хочет принимать, что согласованные этапы работы изменяются только платными правками

В общем, ситуация простая, но клиент воспринял ее слишком серьезно — раньше он спокойно шантажировал подрядчиков не уплатой оставшихся денег за работу, а тут ему попался я, который отказывается играть по таким "правилам". Обратился к юристу, жду аргументированный ответ и денег на счет.

Кстати, буквально за месяц до этого мы с Димой Ротмистровым (ex-партнером 47 августа) обращались за консультацией к юристу, чтобы улучшить наши документы. Так что я уже более-менее подкован в этом вопросе 😁

Итак, парочка лайфхаков, как себя обезопасить:

1. Пропишите, что работы выполняются на усмотрение исполнителя.

Данная фраза в договоре или приложении отбивает любую субъективную оценку качества от клиента.

2. Указывайте в документах только такие характеристики работы, которые могут быть технически реализованы.

Цвет, размер, количество чего-то измеримого. Никаких абстракций по типу эстетичности, современности и так далее. Оставьте себе простор для работы, минимум ненужных рамок

3. Присылайте акт выполненных работ сразу вместе с презентацией результата.

Тогда начнут течь сроки согласования работы

4. Пропишите в договоре все способы коммуникации — telegram, email, whatsapp, viber, skype.

Да, лучше больше, чем меньше. И если вы что-то согласовываете с клиентом в Figma, Google Docs, то их тоже указывайте, иначе вся переписка там не будет иметь юридической силы. Фиг докажете, что там клиент написал "согласовано"

5. Указывайте в документах разбивку стоимости работ, если работаете поф

Не просто сайт за 100к, а каждый вид работ внутри него и стоимость — звонок 2к, исследование 10к, прототип 10к и т.д.

В случае требования возврата денежных средств вы сможете четко доказать, сколько денег можете вернуть за невыполненные работы. Иначе чисто юридически просто поделят всю сумму на количество работ или будет полная зае*ка доказывать, сколько что реально стоит.

Конфликт с клиентом уладили, кстати. Все мирно 🙌

99
11 комментариев

Если Заказчик проекта хочет детальное техническое задание, подобно проекту автомобиля, самолёта или ракеты, то следует учитывать, что такое задание может стоить дороже самого проекта. По этому в простых проектах обхожусь брифом и примерами уже существующих проектов. Сложные функционально проекты следует дробить на части, малый и средний бизнес не способен оплачивать проектирование сайта подобно конструированию самолёта или ракеты. Также во многих вопросах может стать актуальным привлечение специалистов в других областях, например по межплатформенным проектам. Заказчик об этом может не знать заранее.

Если Заказчик не хочет принимать выполненные работы, то игнорирование официального обращения к нему по каналам предусмотренным договором в течении оговоренного срока, может трактоваться как его согласие с выполненными работами, считаться автоматически принятыми, это тоже следует прописывать в договоре.

Обычно я делаю проще, не мучаю Заказчика, а прописываю, что если он затягивает проект, не выполняет свои обязанности (не предоставляет в срок актуальную информацию - фото, видео, аудио, тестовые материалы), то я могу приостановить сроки исполнения работ на неопределённый срок до устранения препятствий или отказаться в последующем от договора в одностороннем порядке, если его дальнейшее исполнение будет неактуальным в силу экономических или других иных причин, так же прописываю условия по взаиморасчётам в таких случаях.

Ещё прописываю в договоре, что могу добавить демо материалы в место актуальных. Тем самым завершаю проект описанный по брифу. А после появления актуальной информации, добавляю её на сайт.

Конечно не следует быть слишком категоричным иногда стороны бывают не правы, важно проявить терпение друг к другу, в разумных пределах, иначе можно утонуть в бюрократии. В 90% случаев я заранее знаю, где ошибается Заказчик и могу указать на его логические ошибки. Знаю компании которые будут делать любую глупость описанную Заказчиком выкачивая из него деньги, а потом упрекать его этим же. Но это не наш подход, так как работаю в команде. Высшая степень уважения к заказчику — сделать работу как следует, а не как он хочет :)

Немаловажным определить в договоре, кто является ответственным в постановке задач и вопросах принятия выполненных работ, не дожидаясь мнения заместителя директора на этот счёт.

Про работы на усмотрение Исполнителя - это актуально не для всех случаев, но актуально для творческих решений, когда Заказчик не может дать точных установок. Практика - меня попросили сделать логотип, я сказал, что стоимость разработки 15 тыс. рублей, срок одна неделя, но результат оплачивается независимо от того, понравился он или нет, так как вы доверяете моему чутью, имени и репутации, если этого недостаточно, то ищите другого дизайнера либо потраченное время того не стоит.

За всё время деятельности у меня был один недовольный конфликтный клиент, который в последующем признал свою ошибку, но мне это стоило терпения.

Если кому-то интересны юридические и практические аспекты, пишите, я помогу в них разобраться. Всем благ и творческих успехов!

2

Олег, большое спасибо за развернутый комментарий! Много полезного)) Большую часть уже применяю в агентстве. Некоторые же идеи ваши понравились, добавлю себе, спасибо!

Кстати, интересно, какие условия по взаиморасчётам промываете в случае одностороннего отказа от договора?

следующий этап развития: понять, что конфликты вообще никак не помогают заработать, перейти от дрочки договоров к более осознанным связям.

2

Ох редко. Редко такое в комментах. В статьях-то вообще никогда ))

Это основа-основ)) согласен! Только договора недостаточно

почти так, но можно лучше)

1

Что бы добавили?)