Основы корпоративного обучения: как повысить эффективность обучающих материалов и как удержать внимание слушателя

Как завладеть вниманием человека, повысить процент проникновения обучающих материалов и почему ребёнок поддаётся обучению легче, чем среднестатистический образованный лоб?
Рассказываю в статье.

Основы корпоративного обучения: как повысить эффективность обучающих материалов и как удержать внимание слушателя

Привет! Меня зовут Шубин Никита, я частный консультант, бизнес-аналитик и методолог. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность и беру на себя все вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, грейдирование, наставничество, найм и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт к новым клиентам и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем. Контакты указаны в конце статьи и в моём профиле.

Введение

Проведение обучающих сессий корпоративного формата имеет ряд уникальных для своего направления особенностей и сложностей, о которых нужно знать и иметь в виду уже при составлении обучающих материалов. Отталкиваясь от моего опыта и опыта тысяч других экспертов, вы экономите большое количество времени до достижения приемлемого качества обучающего материала и, самое главное, невольно запоминаете основные тезисы у себя в голове. Рано или поздно это поможет Вам, когда речь зайдет о наставничестве коллеги, ввода в курс новой группы под Вашим управлением или любой другой ситуации, в которой будет необходимо донести ценную, практическую информацию, необходимую к применению в работе.

Что нужно учитывать при составлении обучающих материалов?

Опишу основные тезисы, которые необходимо держать в голове при составлении программы:

  • Представьтесь и расскажите о своих компетенциях в рамках обсуждаемой темы, иначе ценность Ваших слов для большинства слушателей стремится к нулю. При составлении короткого спича о Вас, можно воспользоваться формулой из другой моей статьи
  • Не нужно говорить очевидные вещи: отдел продаж торгового дома знает, что для того, чтобы заработать деньги, нужно продавать
  • Расскажите, почему предлагаемые Вами инструменты, методы и подходы обладают лучшей конверсией и при возможности, продемонстрируйте их эффективность: если речь идет о тренинге по продажам — совершите звонок или несколько звонков на громкой связи, а если речь идет о тренинге по наставничеству в компании — возьмите человека, который недавно проходил программу наставничества и выявите проблемы существующей программы на конкретном примере
  • Вся информация должна быть разбита на блоки и иметь конкретную структуру
  • Расставляйте эмоциональные акценты еще на моменте составления материала
  • Вспомните, как хирург готовится к операции: в первый раз руки моют по локоть, во второй раз — по предплечье, в третий — только кисти. Сформируйте подобный подход к модерации своего материала: перечитывайте его сначала полностью, вносите правки. Потом таргетно проходитесь по главным модулям и снова проверьте материал на необходимость внесения правок или добавления информации. Так Ваш продукт будет максимально выверен и упакован
  • Если есть сомнения, не стесняйтесь прибегать к консультации экспертов перед запуском корпоративного обучения и курса — хороший эксперт подсветит белые пятна в обучающем продукте, поможет их проработать и повысить эффективность материала своим внешним, свежим и компетентным взглядом

Удержание внимания и интереса слушателя: методы и уловки для отвлечения аудитории от сторонних мыслей

Удержать внимание и интерес взрослого человека к теме обсуждения, как бы это парадоксально не звучало — сложнее, чем удержать внимание ребёнка. Ребёнок более приспособлен к усвоению материала, потому как авторитет взрослого учителя заложен в заводские настройки: человек взрослый, а значит, знает то, что не знаю я.

С взрослым человеком всё сложнее — для начала необходимо обозначить, почему вы компетентны проводить данное обучение: Ваше образование, выдающийся опыт и компетенции. Только Ваш релевантный опыт в этой теме всё еще не даёт Вам гарантию и внимание всей аудитории, а лишь помогает захватить большую её часть. Дальше придётся импровизировать.

Должен добавить, что для молодых экспертов вроде меня (26 лет), уровень сложности проведения и порог входа в корпоративный тренинг получает дополнительную звездочку.

  • Создайте ловушку с очень, казалось бы, простым примером и поиграйте с аудиторией: заставив человека даже на долю секунды усомниться в своей компетенции, заявив, что его ответ не докручен или вовсе не подходит, вы гарантируете себе внимание этого человека до конца спича
  • Делайте больший акцент на взаимодействие с аудиторией: хорошим инструментом будет отработать вопрос из тематики обучения, попросив кого-то из участников процесса задать Вам вопрос или создать ситуацию, на которую Вам необходимо быстро и качественно сформулировать решение. Это поможет подтвердить свою компетенцию на практике и подскажет, почему вы имеете право на обучение сотрудников в этом направлении
  • Аргументируйте каждый сказанный вами тезис, который важен в рамках данной темы обсуждения и не думайте, что люди, которых вы обучаете, по умолчанию знают очевидные для Вас вещи: это не так
  • Последние 5-10 минут обучающей сессии посвящайте ответам на вопросы: поверьте, даже после самого подробного курса они будут. Не всегда по теме, иногда будут спрашивать о Вас, и это потрясающе!
  • Обязательно берите обратную связь от участников обучения: возможно, уже две обучающих сессии подряд аудитории не хватает наглядных примеров, взаимодействия со спикером или ответов на вопросы

Заключение

Процесс корпоративного обучения сложен и тернист: чтобы познать его механизмы и главные принципы на практике, необходимо пройти не один десяток обучающих сессий как в качестве спикера, так и в качестве слушателя. Чтобы развиваться в корпоративном обучении и преподавании, необходимо черпать лучшие идеи и новые, интересные методики у своих коллег — так устроена индустрия. Рост существует только в условиях здоровой конкуренции и с возможностью заимствовать чужие практики, внедрять их в свои продукты и доводить обучающий материал и процесс до своей пиковой на сегодняшний день формы.

В моём телеграм-канале вы найдете большое количество интересных статей про бизнес, карьеру, управление персоналом и статистику: там я часто рассказываю о интересных и узконаправленных темах. А еще, мой материал заимствуют владельцы крупных каналов и издательств — будь с первоисточником :)

1
Начать дискуссию