5 шагов, которые стоит сделать руководителю, когда ему ставят нереалистичный планы, чтобы вся команда получила бонус

5 шагов, которые стоит сделать руководителю, когда ему ставят нереалистичный планы, чтобы вся команда получила бонус

В одной из компаний, где я работала, акционеры ставили такие финансовые планы, что никто не понимал — откуда, откуда они берут эти цифры? План не был основан ни на чём: ни на темпах роста рынка, ни на темпах прироста предыдущих лет, ни на планах по развитию продукта или инвестициях. Было ощущение, что как будто крутится барабан с лотерейными шариками, тебе рандомно достается шарик с надписью “200 миллионов” — но это ни хрена не выигрыш, а я бы даже сказала, наоборот.

Я окрестила этот принцип постановки целей — “Lamborghini планирование”.

Потому что я искренне считала, секрет прост: любовницам акционеров срочно понадобилось обновить свой парк новенькими Ламборджини… и, вуаля, компании прилетает апдейт по планам, прямо посреди года, красота!

Шутки шутками, но по факту с такой историей, я думаю, хоть раз сталкивался любой руководитель: СЕО, Коммерческий директор, Директор по продукту или маркетингу — любой.

Что вы делать, если вы попали в такую ситуацию, когда вы понимаете, что план по захвату мира — хм, мягко говоря не реалистичен?

Биться до последнего, в попытках изменить план до реального? Или следовать лозунгу: “Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть»”? А может просто незамедлительно эвакуироваться из компании?

Я поделюсь своими мыслями на эту тему. Да, кстати, я не представилась. Наталья Ковалева — ех топ-менеджер Яндекс, Афиша-Рамблер, ГК Ренессанс Страхование

Искренне считаю, что если ты не веришь в план, соглашаться на него, без попыток обсудить его с теми, кто тебе его спустил, можно только в одном случае, если ты “соло-директор” когда у тебя из подчинённых только фикус в кабинете. Когда за тобой команда, неважно из одного или 501 сотрудника, мне кажется, так делать — не айс.

Итак, мой обычный алгоритм действий.

1. Выясняю предпосылки. По возможности интеллигентно интересуюсь, какими внешними и внутренними факторами он обусловлен. Здесь действительно могут вылезти какие-то инсайты, которые превращают план из невыполнимого в абсолютно реалистичный. Например, планируется определенная M&A сделка, и за счёт образовавшейся синергии такие цифры абсолютно реальны.

2. Ищу ошибки в расчетах. Понимаю, что это звучит странно, но пару раз это срабатывало, ну человеческий фактор, что уж. Один раз подставили темпы роста другого департамента, второй — исходили из ошибочных цифр темпов роста предыдущих лет.

3. Торгуюсь. Аргументирую. Снова торгуюсь. И снова аргументирую, и так по кругу. Но есть нюансы.

Правда же есть очевидная семантическая и не только разница между фразой «этого не будет" и фразой »это будет, но чуть позже”. Например, инвесторам часто важнее total сумма в перспективе 3-5 лет, и эта сумма может не подлежать обсуждению, а вот распределение, какая часть должна прийти в первый год, а какая в четвертый — вполне может обсуждаться при нормальных аргументах. Ну и, естественно, без крайностей, когда »давайте в первые 4 года мы заработаем 30 миллионов, но на пятый — 4 ярда, отвечаю!”

4. Рассчитываю необходимые ресурсы. Когда в обсуждении цифр поставлена точка, я прихожу с расчётами, какие ресурсы и в каком количестве мне нужны для выполнения плана. Люди. Маркетинговый бюджет, PR бюджет и т. д. Это новый виток торга, но из любопытного, чем сложнее проходит предыдущий торг, тем, легче проходит этот.

5. Разговариваю со своей командой. Суперважный для меня пункт, как ты коммуницируешь это непосредственной команде. Я всегда стараюсь быть откровенной с людьми, с которыми я работаю. Поэтому, если план супер-мега амбициозный, я никогда не говорила “эхеееей, веселей, план выполним, давайте только немного разгонимся и всё сделаем”. Я так не говорила по одной причине: я не работаю с идиотами. А если ты такое проделываешь с умными людьми, то они могут заподозрить, что идиот здесь ты. Ну а вторая крайность, приходить к команде с выражением лица, как у Пьеро и тоном голоса, в котором ясно читается, мы все рано или поздно умрём, причём скорее всего, рано.

Поэтому я выбирала вариант, признать, что да, план супер амбициозный, но он реалистичный, подробно рассказывала про дополнительные ресурсы, которые нам помогут в выполнении, и мы сначала брейнштормили действия, которые нас к этому приведут, ну а дальше по классике уже шла оцифровка этих действий, сколько откуда денег мы получим, чтобы из первичных кубиков с буквами «Ж”, «О”, “П” и »А”, всё-таки получить словосочетание »годовой БОНУС”.

Телеграм канал с ироничными заметками топ-менеджера с 20-ти летним опытом работы IT, еще больше огненных материалов здесь

Если статья была вам интересна, вам наверняка будет интересно прочесть про 5 лайфхаков в дискуссии с руководителем или “как остаться в живых”.

33
Начать дискуссию