реклама
разместить

О культуре стартапа

Имел недавно интересный разговор по поводу "корпоративной культуры," применительно к стартапам. Дискутировал с преподавателем коллледжа, одновременно консультантом рекрутинговой фирмы. Мой собеседник ратовал за диверсификацию и убеждал, что наличие в команде представителей различных культур и социальных групп дает стартапу преимущество, так как позволяет взглянуть на его продукт с различных ракурсов. При этом очень важно, чтобы в культуре компании, все эти взгляды находили отражение. В общем все это звучало немного академично, очень поликорректно и производило впечатление цитат из лекций в бизнес школах и бренд буков больших компаний.

Я сказал, что я совсем не против диферсификации, если под этим понимать представителей разных наций, полов, ориентаций и т.п. Но при условии, что все они разделяют идею стартапа и работают, как единая команда на достижение поставленной цели. Собеседник как-бы согласился, но добавил, что члены команды должны иметь право на выражение несогласия с руководством и высказывание свой точки зрения.

Я отвечаю, так если у члена команды стартапа другая точка зрения, чем у фаундеров, то зачем ему работать в этом стартапе? Ведь стартап это не гигантская корпорация, которая может позволить себе роскошь содержать кучу народа в HR департаменте, вице-президента по diversity, и пр. Стартап скорее можно сравнить со спецназом и вся команда должна разделять/иметь одинаковые установки и действовать слаженно. А успешный CEO должен быть подобен Джеймсу Бонду и быть способным добиваться поставленных целей в экстремальных условиях. Ведь в отличие от большой компании, у стартапа чаще всего не бывает второго шанса, если он ошибется. И вообще понятие "культура компании," скорее придуманное консультантами и HR сотрудниками, сомнительное какое-то. Мне больше нравится определение (не помню автора), что компания сама по себе и есть ее культура.

Моему собеседнику такое определение очень не понравилось и он так снисходительно сказал, что у меня очень упрощенное понимание корпоративной культуры и ее важности для успеха стартап. На этом мы и попрощались.

К сожалению, не хватило времени поговорить с ним об истории PayPal. Почему именно про историю этого стартапа, команду которого в Долине прозвали PayPal mafia? Потому что это уникальный стартап, у которого было 7 (семь!) коуфаундеров (после объединения со стартапом Маска). Все они были одержимы одной идеей - созданием независимой криптовалюты и брали в команду только тех, кому эта идея было очень интересна.

После продажи PayPal все его коуфаундеры и ранние работники запустили новые стартапы и все эти новые стартапы стали миллиардными и многомиллиардными компаниями: Tesla, LinkedIn, Palantir, SpaceX, YouTube, Yelp и Yammer! По мнению Питера Тила, культура успешного стартапа гораздо ближе к догматизму, чем к нигилизму. Другим словами, в ней есть элементы культа, когда вся команда фанатично права в том, что она делает. И если кто-то с этим не согласен и не работает полностью на эту цель, то ему не место в команде

442442 открытия
реклама
разместить