{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартап обречен, если от него не «сносит» голову

В статье кратко описаны мои выводы - выводы человека, посвятившего несколько лет своей жизни разработке и продвижению собственных стартапов без привлечения сторонних инвестиций.

Стартап (в контексте данной статьи) – проект, целью которого является решение существующей проблемы новым способом с помощью технологий на рынке, объем которого теоретически позволяет проекту вырасти с 0 до стоимости более 1 млрд.долл.

Прототип – прототип идеи, позволяющий протестировать гипотезы, от которых зависит будущее стартапа.

Итак, мои выводы и мой сегодняшний взгляд на стартапы.

1. Проблема, решаемая стартапом, должна реально существовать.

2. Рынок, на котором планирует работать стартап, должен быть достаточно большим. Еще лучше, если рынок растущий.

3. Прототип должен быть создан в кратчайшие сроки. Ничего лишнего в прототипе быть не должно. Почему? Потому что скорее всего первоначальная идея будет существенно переработана.

4. Даже от прототипа у потребителей должно сносить голову от восторга. Такие преданные потребители – показатель того, раньше люди искали и не могли найти способ решения своей проблемы, а прототип неожиданно для них эту проблему решил. И такие потребители будут рассказывать о стартапе всему миру абсолютно бесплатно.

5. Если реакция на прототип слабая, значит необходимо срочно что-то менять (выдвигать новую гипотезу). Менять целевую аудиторию, бизнес-модель, сам способ решения проблемы, переосмыслить саму проблему.

6. Почему так важно сделать людей счастливыми? Потому что при масштабировании существенной статьей расходов становятся расходы на маркетинг. Счастливые потребители, которые буквально в восторге от продукта стартапа, могут обеспечить вирусный рост, существенно снизить расходы на привлечение новых потребителей, в разы увеличить конверсию (все взаимосвязано).

Философское отступление

У 100% людей в течение жизни в голове рождаются десятки, сотни, даже тысячи идей. С учетом того, что на земле несколько миллиардов людей, в воздухе прямо сейчас витают триллионы нереализованных идей. Что же останавливает людей, что мешает абсолютному большинству людей воплощать свои идеи в жизнь?

1. Страх. Если страх поражения выше желания воплотить идею в жизнь, то он парализует. Людей, которые несмотря на страх принимают решение действовать, совсем немного. Людей, которые продолжают действовать даже после нескольких поражений (в глазах других людей) еще меньше. В России неудачи принято осуждать, многих людей останавливает от активных действий в том числе не только сама возможность неудачи, но и страх осуждения со стороны близких.

2. Отсутствие ресурсов. Давайте разберемся. Если идея отличная и человек буквально горит ей, то как минимум один важнейший ресурс найти можно. Это время. Деньги? А на что они нужны? На рекламу? Это деньги на ветер на раннем этапе. На сервера? 5-10-50 долларов в месяц достаточно для запуска большинства проектов. На разработку? Если денег нет от слова совсем, то здесь несколько вариантов. А. Все делать самому. Не умеешь – научиться. Такие примеры есть. Б. Привлечь инвестиции от близких, друзей, родственников. В. Привлечь разработчиков с целью создания совместного проекта, при этом все равно придется очень много работать.

Поиск идей.

Конечно, есть люди, которые генерируют идеи на ходу, а есть люди, которые жалуются на отсутствие идей. Где найти идею?

Простой способ. Немного перестроить свое сознание. Смотреть на мир глазами человека, который может что-то поменять. Сталкиваясь с какой-либо проблемой думать, как ее можно решить и можно ли это масштабировать и заработать на этом. В магазине смотреть на очереди и думать, что с этим можно сделать. На работе смотреть как работает пропускная система и думать, как ее улучшить. В банке при оформлении кредита подумать над альтернативами существующим банковским продуктам. И так везде. И идея тогда точно появится. И не одна.

Сложный способ. Много читать на разные темы. Расширять кругозор. Периодически знакомиться с исследованиями крупных аналитических компаний, изучающих и прогнозирующих тренды. И после этого применять первый способ.

Сколько денег нужно на разработку прототипа?

Такой вопрос задают люди, близко не связанные с миром технологий. Вопрос некорректный, но попытаться ответить на него можно. Проблема в том, что можно посчитать, сколько стоит разработка прототипа, но нужно понимать, что если бюджет ограничен, то возможности поменять что-то не будет. Что все получилось идеально и с первого раза – происходит настолько редко, что точнее сказать – никогда. Поэтому если вы не разработчик и ваших средств хватает только на один выстрел, только на одну попытку создать интересный для потребителей прототип, то риски очень высоки. С другой стороны, если вы к этим рискам готовы, то причин не попробовать это сделать я не вижу.

Так сколько же денег нужно на разработку прототипа? На разработку прототипа должно уходить максимум 3 месяца. На разработку прототипа не нужно искать самое дорогое агентство с самыми крутыми специалистами. Хватит даже одного фуллстек-разработчика. Умножив месячную зарплату разработчика(100-200 тысяч рублей) на 3 месяца, получим 300-600 тысяч рублей. В идеале при постановке задаче разработчику нужно настолько упростить идею, чтобы ее можно было реализовать за 30-50 дней, тогда в запасе еще останется 60-40 дней на то, чтобы внести изменения в первоначальную идею.

Конечно, это абсолютная авантюра, человеку без опыта разработки пытаться создать стартап с помощью наемного сотрудника. У меня есть поучительные истории на эту тему, но пожалуй, это выходит за рамки статьи. Шанс на успех есть только в том случае, если идея реально крутая, а разработчик понимает, что такое стартап и в нужный момент остужает чрезмерный пыл своего заказчика. Если кто-то знает примеры успешных стартапов, созданных не командой основателей, а наемными сотрудниками, то напишите, мне интересно.

Сейчас я в самом начале нового проекта, который для себя оцениваю по 10-балльной шкале на 9 баллов (где 0 баллов это компании наподобие Juicero и Iridium, а 10 баллов – Google и Apple). Ради этого проекта я законсервировал бета-версию более традиционного бизнеса (сервис онлайн-записи). Если вы дочитали до этого места и у вас есть ко мне вопросы, то можете задать мне их в личном сообщении в Telegram @braveand

Резюмируя, скажу что предпринимательство в целом, и стартапы, как его экстремальное проявление, чрезвычайно рискованное занятие. Из всех моих идей и проектов срабатывает в лучшем случае 1 из 10. Но каждый раз, когда я думаю, делать или не делать, я вспоминаю, что успех (1 из 10) никогда бы и не приходил в жизнь, если бы до него не было 9 других попыток.

Последний раз я работал по найму ровно 10 лет назад. Оглядываясь назад, я ни о чем не жалею. Я не стал долларовым миллионером, но не стал и человеком, закопавшим свои идеи. Напишите, о чем было бы интересно услышать, и возможно, я расскажу о каких-то моментах более подробно.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Харьков

Как же мы раньше без этих стартапов жили?

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Счастливо.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Полторацкий
Деньги? А на что они нужны? На рекламу? Это деньги на ветер на раннем этапе. На сервера? 5-10-50 долларов в месяц достаточно для запуска большинства проектов.
На разработку прототипа не нужно искать самое дорогое агентство с самыми крутыми специалистами. Хватит даже одного фуллстек-разработчика. Умножив месячную зарплату разработчика(100-200 тысяч рублей) на 3 месяца, получим 300-600 тысяч рублей.
Ответить
Развернуть ветку
Понтийский Грек

Спасибо, захлебнулся

Ответить
Развернуть ветку
Молодой Папа

Хорошо написано
Удачи в текущем стартапе :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Хорошо, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Ельсуков

Скажите, пожалуйста, почему рекламный бюджет на первых порах - деньги на ветер? Какие видите альтернативы? Будет очень интересно почитать, спасибо за статью и заранее спасибо за ответ)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда