Как Agile-доски и GTD приведут ваши задачи в порядок
Одна из проблем современного офисного сотрудника — это обилие задач. Работы всегда больше, чем мы можем выполнить. Одно из самых серьёзных последствий — постоянное чувство тревоги. Оно вызвано тем, что человек не уверен, контролирует ли он всё, что должен. Подсознание всегда ищет какую-то забытую задачу, но вспоминает ее, как правило, в самый неподходящий момент: когда человек моет посуду, только что вышел из офиса, сидит на диване в автомойке и не может ничего сделать для решения этой задачи прямо сейчас. Так уж устроен мозг.
Многие люди просто не знают, как именно управлять своими задачами. Каждый делает что-то своё: один фиксирует их в календаре Outlook, другой ведёт to-do лист в блокноте, третий использует «Apple Заметки», OneNote, Evernote и т.д. Многие совмещают сразу несколько видов записей, а сами задачи часто формулируют неверно. В итоге люди имеют дело с «неполными списками неясных задач», что никак не решает проблему перегруза и тревоги. Дэвид Аллен предлагает авторский метод «Getting Things Done» (Доведение дел до конца), который позволяет упорядочить и систематизировать все задачи. В результате дела под контролем, а тревога уходит.
GTD строится на том, что все вопросы, которые вам нужно взять под контроль, распределяются по спискам. То есть мы будем просто вести несколько списков:
«Входящие»
«Календарь»
- «Напоминания»
«Следующие действия»
«Ожидание»
«Проекты»
«Чтение»
«Может быть / Когда-нибудь»
«Справочная информация»
Буквально все-все задачи и заметки заносятся в систему (так будем называть совокупность списков). У вас в голове не должно остаться ни одного вопроса, который не был бы отражён в одном из списков. Это касается как больших стратегических задач вроде «Учредить проектный офис», так и повседневных мелких — «Забрать с ресепшена новые визитки».
Первичное наполнение системы занимает примерно неделю, в ходе которой вы постепенно переносите из головы все вопросы, которые нужно контролировать. В среднем получается 200-400 записей. После этого вы сможете буквально посмотреть, как выглядит вся ваша работа и из чего она состоит. Это очень интересное ощущение.
Как организовать списки по методу GTD
Список «Входящие»
Самый важный список. С него начинается весь процесс. Все записи изначально заносятся сюда. Как только вы вспомнили о чём-то или вас попросили что-то сделать — немедленно запишите это в телефон или блокнот, чтобы не тратить ресурсы вашего мозга на удержание вопроса в голове. Это освободит сознание от рутины и даст пространство для творческого мышления. Все записанные мысли, задачи и заметки далее переносятся из телефона/блокнота в список «Входящие» и обрабатываются по схеме ниже.
Схема разбора списка «Входящие»
Задачи из этого списка необходимо ежедневно разбирать сверху вниз строго по одной, не пропуская и не делая исключений. Возвращать запись обратно во «Входящие» нельзя.
Смотрим на запись и задаём себе вопрос: требует ли это какого-либо действия в ближайшее время?
Дальше подробно разберём каждый список, чтобы было понятно, какие задачи куда попадают.
Список «Календарь»
В него попадают только те задачи и события, которые происходят в конкретный день. Например, «Посетить курс обучения». Если задача не привязана к дате жестко, то ни в коем случае не добавляйте её в список, иначе вы перестанете ему доверять, и он не будет работать.
Список «Напоминания»
Здесь находятся задачи и вопросы, о которых вы хотите вспомнить в определённую дату, но не привязанные к ней жестко.
Например, у вас в «Календаре» запланировано мероприятие через 2 месяца, и вы можете заранее поставить в «Напоминания» задачу на подготовку к нему. А еще я заношу в этот список периодические задачи команды, такие как ревизия технологических документов или регулярные встречи с руководством. Они не привязаны к конкретной дате, но о них нужно вспомнить в определённое время.
Список «Следующие действия»
Основной список для большей части работ. В него попадают задачи, которые нужно сделать в ближайшее время, когда у вас будет возможность ими заняться.
Список «Ожидание»
Задачи, по которым вы ждёте действия от других людей.
Список «Проекты»
В понимании Дэвида Аллена, проект — это большая задача, которая требует выполнения нескольких подзадач. Он связывает задачи по одной теме друг с другом. Каждую из них вы записываете во «Входящие» и обрабатываете как все остальные. После выполнения задачи, вы снова возвращаетесь в проект и планируете следующую. Этот цикл позволяет проекту не стоять на месте и обеспечивает прогресс.
Список «Чтение»
В этот список попадают все материалы, которые вам нужно прочитать. Добавляйте только то, что реально планируете читать, чтобы он не превращался в свалку. Например, вам прислали ссылку на интересную статью. Вы не можете прочитать её прямо сейчас, но хотите это сделать позже. Добавьте её в этот список и вернитесь к ней, когда выделите время на чтение.
Список «Может быть / Когда-нибудь»
Сюда попадают все задачи и проекты, которые вы хотите выполнить, но не будете это делать в ближайшие месяцы. Они будут ждать своего часа, и вы о них никогда не забудете. Когда придёт время, вы перенесёте их в соответствующие списки и возьмёте в работу, а может быть удалите как неактуальные и ненужные, что, кстати, очень приятно делать.
Список «Справочная информация»
В этот список попадает вся информация, заметки и документы, которые вам периодически нужны для работы. Очень важный список, который экономит много времени на поиск.
Обязательный ритуал
Важнейший принцип в методологии GTD – это еженедельный обзор. Именно он позволяет актуализировать систему, чтобы доверять ей и не держать в голове рутину. Каждую неделю вы делаете обзор всех списков. Просматриваете все задачи и записи. Это нужно, чтобы:
- актуализировать всю систему и доверять ей;
- перенести актуальные задачи из ожидания в работу;
- вспомнить о ближайших событиях, которые предстоят;
- получить инсайды и идеи.
GTD и цифровые Agile-доски
Хотя GTD можно реализовать даже на бумаге, я предлагаю вам использовать современные цифровые инструменты, если это для вас удобно. Например, я использую Agile-доски Directum, так как они содержат массу удобных инструментов, которые упростят вам работу с системой.
Метки
На тикеты удобно вешать метки для быстрой фильтрации по определённому признаку, например, время на выполнение задачи. У меня есть метки: 5 мин, 20 мин, 30 мин, 1 час, 4 часа. По ним можно быстро отфильтровать доску, чтобы увидеть, какие задачи вы можете сделать за то время, которым сейчас располагаете.
Или, например, создать метку с фамилией сотрудника, и поставить её на все задачи, с которыми он связан. Позже, когда у вас будет совещание с коллегой, вы сможете отфильтровать доску по нему и увидеть все задачи и вопросы, которые нужно обсудить. Это экономит массу времени и делает совещания эффективнее. А в дополнение, вызывает у других людей уважение, так как они будут видеть, что вы не забываете ни-че-го.
Сортировка
Сортируйте списки «Календарь» и «Напоминания» по дате, чтобы видеть ближайшие задачи в верхней части. Так вы точно ничего не пропустите.
WIP-лимит
Можете завести отдельный список и переносить в него те задачи, над которыми работаете прямо сейчас. Чтобы не распыляться, назначьте на этот список WIP-лимит — предельное количество задач, одновременно находящихся в работе.
Отправка на другую доску
Когда делегируете тикет, можете отправить его на доску исполнителя. Он получит его в свой список «Входящие» и обработает. Поэтому важно, чтобы доски использовали все сотрудники.
Связи
Связывайте тикеты, если нужно быстро найти их по контексту.
Дочерние тикеты
Удобно декомпозировать большую задачу и решать её по частям. Для этого в «Проектах» создавайте чек-листы с дочерними тикетами, связь с основным появится автоматически. Когда вы выполнили дочерний, сразу переходите по связи в проект и смотрите, какое следующее действие можно предпринять по нему.
Вложения
Чтобы сэкономить время, вкладывайте в тикет ссылки на документы из Directum RX — системы управления документами и процессами. Также можете перетаскивать в область вложения файл с рабочего стола или письмо из Outlook.
Поиск
Любой тикет можно быстро найти поиском по названию. Он доступен в боковом меню и быстро вызывается сочетанием клавиш Ctrl+F.
Мы рассмотрели основные инструменты Agile-досок Directum, которые сделают работу по методу GTD еще удобнее. Надеюсь, это поможет вам стать эффективнее и вместе с тем, снять стресс и разгрузить голову.
После освоения метода GTD на собственной доске рекомендую задуматься о внедрении доски команды проекта или подразделения. Это упростит коммуникацию и поможет увидеть цельную картину из задач отдельных сотрудников. Agile-доски Directum отлично подходят для этого, так как являются частью системы управления проектами и командами Directum Projects. Если проектная работа для вас актуальна, рекомендую изучить продукт более подробно.