Фрилансер срывает сроки. Что делать?

Представьте себе такую ситуацию: подходит время сдачи заказанной работы. Вы пишете исполнителю: «Ну что, готово?». А он такой: «Неа, не успел». Или вообще тишина. И вот тут у вас начинает тихо / громко подгорать…

Не баян, но классика...
Не баян, но классика...

Что делать, чтобы уберечь свой проект и свои нервные клетки?

Я могу рассуждать об этом. За 10 лет практики фриланса побывал и на темной, и на светлой стороне… То есть в качестве исполнителя, и в качестве заказчика (которого в свою очередь, ждут клиенты и .. и клиенты клиентов!!). Испытал абсолютно всю гамму чувств, от гордости и благодарности до тревоги и испанского стыда.

Поэтому расскажу, что мне помогает, уже больше как заказчику.

Сначала два принципиальных момента:

Перестаем оправдываться и принимать оправдания. Вместо того, чтобы оправдываться, ищем реальные причины ошибок и пути их исправления и предотвращения. А если человек постоянно оправдывается, с таким не надо работать. Оправдания слышны сразу и служат четкой «стоп-линией» для прекращения взаимодействия.

Принимаем несовершенство. Люди несовершенны. Я не совершенен и вы тоже. Идеальных исполнителей не существует, как бы нам этого не хотелось. К нейросеткам это тоже относится, кстати. Работаем с лучшими из того, что есть. Если человек делает работу хорошо и по приемлемой цене, то остается «подровнять» время.

Последний момент, кстати, не отменяет требовательности и не предполагает попустительства.

Как именно? Действуем по знаменитой цепочке «учить / лечить / мочить» (с) Максим Батырев.

Этап первый. Договариваемся о профилактике.

Выбираем доступное из дорогого. Ищем хороших дорогих исполнителей и выбираем тех, кто нам все-таки доступен по бюджету. Дешёвые исполнители обычно делают 100500 заказов одновременно и в принципе не способны выдержать сроки в точности. Исключения, конечно, возможны и здесь.

Определяем промежуточные контрольные точки. Не пачка готовых текстов через неделю, а завтра контент-план с темами, через три дня первые версии, через неделю окончательные.

Даем время с запасом. Если мне нужно отправить письмо в пятницу, то клиенту я текст отправляю на согласование в среду, а с автором договариваюсь на понедельник.

Напоминаем о себе. Хорошо просто интересоваться: как дела? как работа двигается? Мелочь, но помогает.

Этап второй. Разговариваем

Иногда достаточно объяснить человеку, что он подводит не только себя. Можно обозначить свои эмоции: «Я в растерянности», «Я злюсь». Очень хорошо действует обозначение доверия и напоминание о положительных сторонах, например, о качестве собственно работы. Часто этого достаточно, чтобы человек сфокусировался и нагнал отставание.

Нет, лечить на самом деле не надо. Я заказчик, а не психотерапевт, и без запроса помочь нельзя. Просто помним про принцип всеобщего несовершенства.

Этап третий. Убираем

Штрафы. Да, на этапе переговоров можно обозначать штрафные санкции за срыв сроков. Применяется редко, но действует очень хорошо.

Замена. Особо «отшибленным» можно пообещать замену на другого исполнителя без оплаты. Для многих это крайний способ просветления и осознания. Но для этого у вас должен быть «план Б». Пригрозить и не суметь выполнить – хуже не бывает.

За каждым из этих пунктов - реальные истории моих проектов и разговоров. А как вы справляетесь с такими ситуациями?

Начать дискуссию