Благодаря преподаванию я продолжаю гореть своим делом

Обсудили с Иваном Федоровым особенности обучения в онлайн-школах, какое занятие можно считать успешным и как реагировать на обратную связь от студентов.

Благодаря преподаванию я продолжаю гореть своим делом
Иван Федоров
Преподает в OTUS на курсах Administrator Linux

Расскажи сначала немного о себе. Чем занимаешься, как пришел в преподавание?

Преподавать я начал в рамках прохождения педагогической практики в университете, для этого нужно было получить документ о профессиональной переподготовке, что я и сделал. Не помню, что это были за курсы, но все прошло быстро и безболезненно. В OTUS я оказался в прошлом году, прошел онбординг, провел 2 демо-занятия, которые понравились методистам. Самое важное начинается дальше, когда ведешь сами занятия, хороший результат достигается путем проб и ошибок.

Мы знаем, что помимо основной работы и преподавания в OTUS, ты ведешь занятия студентам в университете. Как думаешь, в чем отличие студентов в вузе и слушателей курсов?

Студенты в этом плане более жадные: они задают больше вопросов, они более активные. На курсах обычно только пара-тройка активных студентов, которые задают вопросы в Zoom. Нужно постоянно тормошить людей самому, буквально клешнями из них вытаскивать вопросы. Также нужно учитывать, что на курсы приходят люди из разных сфер, кто-то занимался ремонтом автомобилей, кто-то бывший врач или юрист, у всех разные образы мышления, всем нужно по-разному доносить материал, и все по-разному привыкли получать информацию.

Какой твой опыт в роли студента помогает тебе преподавать? Какие находки перенял в свою практику?

У меня было много классных преподавателей, но были и те, к кому не хотелось идти на лекции. Поэтому у меня был шанс понять, как точно не надо делать и что делать, чтобы ко мне на лекции ходили с удовольствием. Думаю, что здесь важна не только методика преподавания, тут важно быть интересным человеком, с которым хочется пообщаться, с которым хочется чем-то поделиться, либо наоборот, чтобы этот человек с тобой поделился. Для этого, думаю, нужно просто развиваться в своей области, быть профессионалом, быть всегда в курсе всех изменений, нововведений, читать не одну и ту же лекцию из раза в раз, а каждый раз привносить что-то новое. Кстати говоря, был у нас преподаватель, ему было под 80, однако он каждый год менял лабы, что-то актуализировал, объяснял все на последних версиях дистрибутивов/библиотек. Это очень сильно отложилось в памяти.

Давай теперь поговорим о занятиях. Как готовишься? С чего начинаешь в первую очередь?

Начинаю я с просмотра презентации, потому что занятий много, они разные. Есть темы, с которыми я сталкиваюсь повседневно, про них мне, естественно, рассказывать легче. Но есть вещи, которые я знаю, но ежедневно не использую. Это абсолютно нормально в нашей деятельности, какие-то вещи действительно настраиваются один раз. Далее я просматриваю план занятия, вспоминаю, что рассказывал в прошлый раз, вношу изменения. После проверяю стенд, смотрю, что те команды, которые я предлагаю, действительно работают. Бывает еще нужно прогнать дополнительно сценарии/кейсы для демонстрации, чтобы не получилось так, что я начинаю что-то показывать, а ничего не работает.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы занятие прошло успешно?

Интересная тема, качественная презентация, практические кейсы, чтобы теория была понятной. Студенты должны участвовать в вебинаре, если задаешь вопрос студентам, а они ничего не отвечают, нет никакой обратной связи, становится непонятно, успешно занятие прошло или нет. Такая вот лотерея.

Как работаешь с обратной связью от студентов?

После занятия у студентов есть возможность оставить комментарий к вебинару. Если я что-то не так сказал или забыл упомянуть, то обязательно связываюсь со студентами в чате после занятия. Например, если я какой-то термин недостаточно полно раскрыл или что-то не так донес, то я стараюсь это проработать к следующему вебинару. Потому что те знания, которые мы даем, они должны быть достоверными.

Но бывает, что и студенты оставляют некорректную обратную связь, слишком субъективную, например, “преподаватель скучный”, это совсем не значит, что после такого отзыва нужно выходить с клоунским носом на следующий вебинар.

Что читаешь, смотришь, где черпаешь вдохновение как преподаватель?

Преподавательская деятельность у меня неосновная, я технический директор целой группы компаний. Преподавание – это хобби, можно поделиться опытом и рассказать, как надо делать, а как не стоит. Плюс ко всему, ты всегда совершенствуешься, это некий дополнительный инструмент развития как специалиста. Благодаря преподаванию я продолжаю гореть своим делом, постоянно освежаю в памяти материал, изучаю что-то новое, слежу за новостями.

33
Начать дискуссию