{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Рассказываю о своих предпринимательских факапах в трёх стыдных историях

Как я открыл провальный IT-стартап, потерял деньги из-за отсутствия договора и добровольно отдал почти полностью готовый проект другой компании.

Меня зовут Евгений Боровков, и я предприниматель. Развиваю свою IT-компанию «Искусство Автоматизации» и с интересом слежу за сферой интернет-технологий.

Всю жизнь я стремился сделать что-то своё — и сейчас, когда я к этому пришёл, самое время порефлексировать о прошлом. Ведь не всё было гладко на этом пути, как я бы ни пытался контролировать каждую деталь.

Первый бизнес

Заниматься предпринимательством я начал достаточно рано — в 17-18 лет. Я тогда учился в техникуме и начал понимать, что неплохо было бы иметь свои деньги.

Казалось, что единственный вариант — это что-то кому-то продавать. Поэтому через друзей я познакомился с топ-менеджером крупной оптовой базы цветов в Питере, который согласился отдавать мне товар так дёшево, что в дальнейшем это помогало мне продавать цветы любому цветочному магазину — и при этом я всё ещё оставался в хорошем плюсе.

Эта амбициозная деятельность пришлась как раз на тот период, когда цветочный бизнес начал переживать трансформацию рынка. Владелец того склада как раз был одним из первых, кто начал возить крупные партии цветов из онлайна.

Но в этой истории важно другое — я сотрудничал с малознакомым человеком. У нас была только устная договорённость, которой на тот момент было достаточно, чтобы я мог свободно ходить на его склад и покупать всё, что мне нужно.

Мне нравилась эта свобода, меня радовали мои честно заработанные деньги. Но однажды это сотрудничество закончилось — также быстро, как и началось.

Помню, что как обычно тогда подъехал к складу и сказал своё заветное «Я к Васе» возле шлагбаума перед въездом. А мне в ответ: «Вася здесь больше не работает».

Я попытался решить вопрос, пробившись на склад, но те, с кем Вася работал, готовы были сотрудничать уже на новых условиях. Я предпочёл на этом и закончить — издержки для молодого меня стали слишком большими.

Вывод: устной договорённости с малознакомыми людьми недостаточно. Я понял это к 19 годам, и этот урок стоил мне много тысяч рублей.

Стартап с другом

Вторая история случилась в университете. Идея сделать что-то айтишное пришла мне в голову во время бега на физкультуре. Я рассуждал так: интернетом пользуются многие, поэтому я могу получить внимание сразу миллионов людей — и усилий при этом я приложу меньше, чем в офлайн-бизнесе.

Попробовать сделать продукт я решил со своим новым знакомым. Он умел в программирование, поэтому всё сложилось удачно. Мы сфокусировались на создании мобильного приложения. А потом другого. А затем ещё нескольких.

Конечно, мы ничего не заработали. Но благодаря этой затее я получил новый опыт. Я наконец-то понял, что такое IT и как там всё устроено. Разобрался с маркетами приложений и даже успел понервничать, выкладывая своё приложение в стор. И всё это на втором курсе неайтишного университета.

Вывод: есть желание — появятся и люди для его реализации. Но даже если проект не принесёт денег, можно получить и другую ценность — новый опыт.

Потеря проекта

Вернёмся ближе к нашему времени — в 2019 год. У меня теперь своя компания — агентство по разработке ПО на заказ. В портфолио уже много кейсов крупных брендов и государственных компаний. Но тут появляется клиент, который переворачивает моё представление о сотрудничестве.

Сначала всё было как обычно. Приходит человек, который представляется Иваном из крупного учебного заведения (здесь я позволю себе чуть изменить информацию, чтобы оставить её конфиденциальной).

Мы проводим с ним бриф и фиксируем требования. Дальше готовим презентацию — техническое обоснование проекта — и защищаем наше решение на предварительной комиссии.

Следующий шаг — подготовка тендерной документации. С тендерами мы раньше не работали, и вот как раз эта неопытность сыграла с нами злую шутку. Хотя в тот момент всё казалось под контролем.

Иван знакомит нас с людьми из тендерного отдела, от которых мы получаем увесистый список шаблонов. Сейчас я понимаю, что уже на этом моменте можно было задуматься и сказать: «Погодите, мы сделали уже немало, а написание ЧТЗ — это хороший кандидат на список работ в рамках самого контракта». Но такой мысли тогда не было. Был фокус на конечную цель — получить тендер.

На составление ЧТЗ мы снова потратили много времени. Параллельно с этим не стеснялись делиться своим опытом — консультировали отдел разработки на тему модернизации их API. Впереди наше сотрудничество, не зря ведь стараемся.

Спустя месяц мы передаём готовое ЧТЗ на 55 страниц. В нём — подробная инструкция для разработчиков, помогающая пошагово создать проект. А ещё — какие есть подводные камни и на что обратить внимание в негативных юз-кейсах. Общий объём документации — 80+ листов. В общем, мы очень постарались.

Наступает день, когда мы должны получить результаты конкурса — кто выиграет в тендере. Приходит ответ: «К сожалению, победила другая компания. Большое спасибо, что помогли с подготовкой документов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».

Мы за объяснениями к Ивану. А он лишь пожимает плечами: «У нас всё по-честному. Они назвали меньшую цену. Мы не можем выбрать вас, нет оснований».

И тут мы осознаём, что за свой счёт написали ЧТЗ. Рассказали будущим исполнителям, как нужно оформить техническое решение. А сами остались ни с чем. Банальная ошибка начинающего предпринимателя, на которую сейчас я смотрю спокойно. Но тогда это сильно повлияло на меня и компанию в целом.

Получился дисконнект в коммуникации. Иван просто хотел получить реализованный проект для компании, в которой работает. Тендерный отдел просто хотел провести тендер. Технари просто хотели уменьшить количество проблем при интеграции с новой системой.

Ни в одном из их желаний не прослеживалась мысль выбрать конкретного исполнителя или определить его по критерию «большие молодцы». Но мы этого тогда не замечали.

Вывод: всегда найдётся тот, кто предложит дешевле. Конкурировать можно ценностью, реже ценой.

Предоставлять на бесплатной основе нужно не более 2-5% от проекта. Сначала подписать контракт, потом начинать работать — не наоборот.

Чаще задавать себе вопрос: правильно ли я понимаю мотивацию клиента. Может, он говорит одно, а хочет совсем другого.

Как спокойно относиться к будущим ошибкам

Как видите, после каждой истории я сажусь рефлексировать и делать выводы. Я специально выделяю на это время, чтобы получить хоть какую-то ценность из плохого опыта.

Таким образом, я даю себе понять, что даже если такое случается, я всё равно в плюсе. Это помогает мне спокойно относиться к следующим ошибкам — всё равно их не избежать, особенно, если начинаешь что-то делать в первый раз.

Обратите внимание, как вы рефлексируете. Если полностью погружаться в историю из прошлого, можно потом долго выбираться обратно. Если прям не отпускает — повод задуматься. Всё должно быть в меру.

У меня есть книга «50 ошибок 50 предпринимателей». Я писал её в качестве соавтора вместе с 49 владельцами других компаний. Так что можно узнать и об их факапах — сферы разные, ошибки тоже. Отдельно про книгу писал в своём Телеграм-канале.

Заглядывайте почитать и подписывайтесь.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Сатаров

Захватывающе честный и откровенный рассказ о предпринимательских провалах, который, без сомнения, будет полезен многим начинающим и даже опытным предпринимателям. В этих историях скрыто гораздо больше, чем просто уроки о том, что не стоит делать в бизнесе. Они также напоминают о важности умения вставать после падений и продолжать движение вперед, сохраняя оптимизм и веру в свои силы. Особенно ценно, что автор не боится делиться своими 'фейлами', демонстрируя, что ошибки – это неизбежная часть пути к успеху. Спасибо за дозу вдохновения и мотивации!

Ответить
Развернуть ветку
Настасья НеКински

Факапы закаляют))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Туганов

закаляют если их не так много, просто когда перебор то не успеваешь закаляться

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Потрясающе

Ответить
Развернуть ветку
CustDevim

Каждый вчерашний день - мы глупцы

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Это ты еще даже про товарку не рассказал)))

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

У меня в принципе на еще одну статью с факапами наберется факапов))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Про проект мне стало прям обидно за вас. Но я верю, Ивану воздастся. Карма всех настигает уже в этой жизни

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Спасибо Татьяна 😌

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Сколько у вас закрытых компаний за плечами?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Которые закрыл лично я или они из-за меня закрылись? (-;

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

А были те что из за тебя закрылись?)))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Не то чтобы напрямую. Как в тех историях: я уволился и они закрылись. Вот такое бывало 🤷🏻‍♂️ И это не злонамеренно с моей стороны.
Я вообще за всю жизнь три раза увольнялся по-плохому.

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Тогда тебе пора статью писать, что ты увольняешься а за тобой компании закрываются

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Не, ну я не "чёрный вдовец". Это бизнес так у людей был построен, помноженный на жадность и идиотию (-:

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ладно, не пиши тогда статью

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Котиков люблю, но лучше бы личных фоток из архивов накидал)

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

В следующей статье готовлю кучу фоток из архивов. Прям даже немного стесняюсь))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фирсов

Так, а я не понял, вы в первой истории с Васей никакого договора не заключали??

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Ян Мирский

Важный урок о том, что даже в самых маленьких сделках и проектах важно закреплять всё письменно

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв

А про ребрендинг?)))

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ну это не факап же. Ребрендинг это ребрендинг))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Ковалёв

ну.... ок)

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений
Автор

Ну островок вон тоже переименовался немного. Это же не значит что прошлый их бренд был плохой или что они ошиблись)

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда